Евро на глубине

Корреспондент "Газеты.Ru" побывал на шахте имени Скочинского

Шахта имени Скочинского в Донецке

Шахта имени Скочинского в Донецке

— 29.06.12 11:29 —

Текст:

Фото: РИА "Новости"

Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на шахте имени Скочинского, одной из самых опасных в Донбассе. Горняки – страстные фанаты «Шахтера», а на Евро-2012 посещали матчи с участием сборной Украины.

«Когда «Шахтер» выигрывает, производительность на шахтах повышается. Во всех шахтах. Говорят, это сказки... Вы тоже не верите? Посмотрите статистику», – это слова Виктора Звягинцева, защитника «Шахтера» и сборной СССР в 1970-х годах. Завершив карьеру футболиста, он три года и 10 месяцев добывал уголь.

– Действительно повышается? – вопрос Александру Ковалю, главному инженеру шахты имени Скочинского.
– Есть такое. Весьма и весьма. Переживают за «Шахтер».

Коваль в прошлом – футболист, воспитанник «Шахтера». В дубле команды играл до 22 лет.

– В угольную промышленность сразу ушли?
(Смеется) Это меня ушли.

– Звягинцева знаете?
– Мы знакомы. Но не друзья, конечно. Все-таки он меня старше намного. Мячи ему подавал.

Раздевалка рабочих в шахте имени Скочинского
Раздевалка рабочих в шахте имени Скочинского

Потом Коваль взял телефонную трубку, набрал номер. «Ковровский? Михаил Алексеевич, ко мне в кабинет». Спустя минуту входит мужчина. Проходчик Ковровский болеет за «Шахтер» полвека. Помнит все составы с 1961 года. Знает миллион баек. И про Старухина с гранатой, и про Звягинцева с двустволкой…

«Алексеич, кто сегодня?» – на лестнице Ковровского остановил приятель. «Хотелось бы, чтобы Португалия. Но в финале будет Испания», – философски произнес знаток. Как в воду глядел.

Трудится в угольных забоях африканец Этьен Мавуба. Для коллег – Эдик. На шахтах Донбасса он работает уже 17 лет. Футбол обожает. Болеет, разумеется, за «Шахтер».

«У нас ребята в интернете полгода сидели, пытались билеты на Евро достать», – говорит Коваль.

– Достали?
– Конечно.

– А вы?
– На полуфинал есть квиточек. Даже не знаю, идти или нет, – вздыхает Коваль. – Посетил вот Украина – Франция... Помните, шторм был какой? Ливень, буран… В 22.15 директор звонит. Он на параллельной трибуне сидел. Говорит: «Ты в курсе, что на шахте происходит?» «Нет», – говорю… А на шахте, оказывается, проблемы возникли. В полпервого приехал, проработал до утра. С неурядицами, к счастью, разобрались.

– С плохим настроением, видать, работали? Проиграла же Украина…
– Нормальным настроением. Как можно было от наших ждать чего-то другого? Это вы, молодежь, надеетесь... А мы люди практичные. У нас все просчитано.

В 2009 году шахту Скочинского посетили директор международного отдела «Шахтера» Любош Михел и капитан команды Дарио Срна.

Они спустились на глубину 1200 метров. Посмотрели, в каких условиях трудятся шахтеры.»Нормальные люди, – говорит Валерий Иванов, замдиректора шахты по охране труда и безопасности. – Лаву изучали с интересом».

Шахта Скочинского – это лабиринт подземных путей. Общая протяженность «дорог» – 75 км. Здание шахты выглядит непрезентабельно – бетонная коробка, по бокам – коперные башни. Одна, высотой 90 метров, предназначена для транспортировки природных ископаемых. В другой, той, что пониже, работает клеть – скоростной (семь метров в секунду) лифт на 35 человек. Выглядит клеть устрашающе – монументальная конструкция из металла. Хорошая зарисовка для фильма ужасов.

– Есть ли у шахтеров какой-нибудь ритуал перед спуском?
– Ритуал? Не пить, – констатирует Иванов.

В часовне шахты имени Скочинского регулярно проводятся службы в память о погибших шахтерах
В часовне шахты имени Скочинского регулярно проводятся службы в память о погибших шахтерах

Шахта Скочинского – одна из самых опасных в Донбассе. Ее глубина – 1350 метров. Горные работы проходят в экстремальных условиях – неблагоприятный температурный режим, высокое содержание метана в угольных пластах. Выброс угля и газа-метана может произойти в любой момент.

В 1998 году на шахте случилась страшная авария – погибли 63 человека. Причина – взрыв метана.

«Я тогда был замначальника первого участка, работал в третью смену, – вспоминает Иванов. – Приехал домой, мне позвонили в 9.20. Взрыв произошел в 9.05…»

«Если что-то произойдет, – Иванов постучал трижды по деревянному столу. – То здесь, снаружи, это не почувствуется. Первым об аварии узнает диспетчер. Он всегда держит руку на пульсе. От того, как оперативно диспетчер сработает, зависят жизни людей».

– Диспетчеру, наверное, не до футбола...
– Интересуется. Знаете, что сначала говорит? Прежде, чем отчет передать?

– Что же?
– «Какой счет?» спрашивает.

Теги: 
Livejournal