— 14.06.2012 —
В день матча Польша – Россия в Питере провели необычную акцию. Автобусные остановки декорировали футбольными воротами. Естественно, с логотипом спонсора. А на одном из балконов в нашем районе увидел вывешенный российский триколор. Несколько удивился, что всего один, да и тот, как сообразил потом, в честь Дня России.
В Европе во время футбольных чемпионатов национальные флаги стремятся вывесить все. У нас же праздники отмечают массовыми шествиями, причем для манифестантов место их проведения и лозунги, похоже, не имеют значения. Главное – себя показать. Что в Москве, что в Варшаве. Только почему-то в столкновениях в российской столице пострадавшими всегда являются сотрудники правоохранительных органов, а в польской – приехавшие поддержать дружину Дика Адвоката мирные болельщики.
С подобными двойными стандартами доводилось сталкиваться на футболе не раз. Вывешенный российскими фанатами на отборочном матче с македонцами в Скопье баннер «Косово – сербская земля» посчитали проявлением патриотических чувств, а плакат «Свободу Чечне», мелькнувший в Лужниках, вмешательством во внутренние дела нашей страны.
За события в Варшаве должны нести ответственность и представители польской полиции, не сумевшей дать отпор хулиганам, и руководители РФС, не подумавшие заранее о том, к чему могут привести «безобидные» действия давно прикормленных ими фанатов. Да, матч в Варшаве относился к категории повышенного риска, только и на таких играх вполне можно обеспечить порядок, пусть даже жесткими методами.
На Евро-2000, который впервые проводился в двух странах, мне довелось побывать на таком матче. Волею жребия игра между сборными Англии и Германии была назначена в Шарлеруа. Этот бельгийский город менее всего предназначен для аншлаговой встречи. Там даже на стадионе к Евро соорудили временную трибуну, которую едва не расшатали во время матча английские фанаты.
Бельгийская полиция подготовилась к нашествию в Шарлеруа славящихся буйным нравом болельщиков. В день матча, приехав из Брюсселя, стал свидетелем заслуживающей описания картины. Все выходы с железнодорожного вокзала были перекрыты. Пройти в город можно было только через один подземный туннель. В нем скопилось огромное количество фанатов. Вспоминая стихи Маяковского о советском паспорте, с гордостью проследовал мимо них. Мои документы позволили погулять по Шарлеруа, а английских болельщиков в загоне продержали вплоть до подхода автобусов, которые отвезли их на стадион.
После матча пройти на вокзал не удалось даже с российским паспортом и аккредитационным бейджем. Поезда на Брюссель просто отменили, а немецких и английских болельщиков направили по разным окраинам Шарлеруа к заранее подогнанным автобусам. Поначалу было боязно: спартаковские и зенитовские фаны – рафинированные интеллигенты по сравнению с английскими болельщиками, в компании которых пришлось ехать в Брюссель.
Правда, когда с помощью известных мне 20-и английских слов завязал беседу, жизнь показалась прекрасной. Даже уразумел длинную речь английского болельщика, который объяснял, почему он болел, болеет и будет болеть за вылетевший в третий дивизион клуб, и не будет - за «Арсенал» или «Челси». Вот только в Брюсселе нас высадили в каком-то совершенно незнакомом месте, и в условиях жуткой экономии пришлось ехать до хостела на такси.
При случае поинтересовался у представителей оргкомитета Евро-2000, чем же были вызваны подобные меры, явно нарушавшие права человека и фаната. Ответ был лаконичным: «Об этом нас попросили руководители федераций». Почему со стороны руководства РФС не было предпринято никаких шагов, чтобы хотя бы скоординировать «марш тысяч» по варшавским улицам с представителями полиции, вопрос риторический. У нас ведь к тем, кто шествует по Болотной и по Маршалковской подходят с разными критериями, а о европейском опыте вспоминают лишь тогда, когда нужно законодательно увеличить штрафы.
— 20.06.2012 —
— 19.06.2012 —
— 17.06.2012 —
— 17.06.2012 —
05.07.2012
|
05.07.2012
|
04.07.2012
|
04.07.2012
|
03.07.2012
|