Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Торговля отменой

О пиаре времен толерантности

журналист, литературный критик

Культура отмены существовала всегда. Скажем, иногда Древний Египет называют «аква тиранией» – это значит, что выжить там мог только имеющий доступ к воде. А воду распределяли власть имущие. Благословлял на это фараон. Отменили какому-то сообществу, роду или племени воду – и нет больше такого сообщества. Это упрощенная, конечно, схема, данная в обобщенных терминах – за долгую историю эти термины и структуры власти в Египте менялись неоднократно и даже постоянно. Но суть тут уловить можно – есть инструмент, с помощью которого любой объект может быть отменен.

С развитием истории и историографии культура отмены стала работать ретроспективно. Был такой человек? А вот и не было. Стоит только вспомнить исчезающих комиссаров на фотографиях со Сталиным или как французские революционеры назначили началом года 22 сентября, а началом эры – 1792 год. Вся остальная история до первого дня Республики объявлялась неважной. Было и нет. Отменили. Иными словами, во все времена человек испытывал непреодолимую потребность что-то отменить, закэнселить. Иногда это желание было бытовым, иногда оно имело историческое значение, иногда оно было рациональным, иногда совершенно необъяснимым. Иногда нам интересно смотреть, как эта культура отмены живет в прогрессивном западном обществе, все мы знаем кейсы актера Кевина Спейси и пилота NASCAR Кайла Ларсона. Одного отменили за какие-то любострастные грехи далекого прошлого, второго за то, что он своего лучшего друга – темнокожего – подбодрил абсолютно табуированным словом на букву «н». При этом сам друг-механик сказал, что ничего против не имеет и вообще они так все время друг друга называют, а просто тут это в трансляцию попало, все услышали, неловко вышло. Но было уже поздно.

Впрочем, отвлечемся от зарубежного опыта и посмотрим, как семена отмены прорастают на нашей родной почве.

Не так давно один магазин с полезными продуктами разместил в своем инстаграме фотографию с однополой семьей. Там были четыре женщины. Вроде бы это мать и две ее дочери, у одной из которых есть партнерша. Дальше нам стали рассказывать, что это вызвало какую-то бурю эмоций у покупателей магазина и пользователей социальных сетей. Как только люди узнали о том, что есть невероятная реакция, реакция эта действительно появилась. Стали тянуть тему в разные стороны: одни кричали, что страна наша дикая и не готова к восприятию мультикультурных толерантных ценностей, а другие бурчали, что поделом, нам не нужно никаких тут, понимаешь, лесбиянок! Как вообще можно покупать что-то в магазине, который рекламирует себя лесбиянками?

У той пары взяли интервью, они там называли себя ЛГБТ. Почему ЛГБТ, а не просто Л? Там же у них в семье вроде бы никаких ГБТ и не было. Потом оказалось, что эту семью тут так затравили, что семье пришлось уехать за рубеж. В чем заключалась травля, не уточняется. Наверное, кому-то из них написали недоброжелательные комментарии в социальных сетях.

Магазин рекламу удалил и извинился перед покупателями. Победила традиция и консерватизм. А на самом деле вышло, что магазин просто подтвердил свою лояльность абсолютному большинству своих клиентов. Хотя, обратите внимание, магазин об этом никто не просил.

Следующий случай: сеть доставки суши с очень странным названием «Ёбидоёби» разместила рекламу, на которой был изображен темнокожий человек. Якобы и это вызвало какое-то невероятное бурление известной субстанции в головах и комментариях не очень прогрессивной общественности. Сеть убрала рекламу и извинилась перед – цитата – «русской нацией»!

Тут уже начинает смущать само название сети. Очевидно, маркетологи любят скандал и думают, что умеют им пользоваться так, чтобы приносить продукту известность.

Дальше темнокожий человек появляется на рекламе другой сети японских ресторанов – и снова скандал. Откуда берется столько скандалов по таким нелепым поводам? Но, допустим. На этот раз сеть отказывается удалять фотографию темнокожего человека, говорит, что она будет верна ценностям свободного мира и никогда не пойдет на поводу у мракобесов.

Таким образом, мы имеем две компании, которые сосредоточились на консервативной аудитории, и одну, которая решила подыграть аудитории условно либеральной. При этом значительное число упоминаний в прессе, интернет-изданиях и соцсетях получили все.

С чего бы вдруг людям, живущим на территории России, так сильно беспокоиться о рекламе с лесбиянками и темнокожими? 95% людей, живущих в России, и процентов 75 из тех, кто пользуется услугами упомянутых компаний, скорее всего, никогда в жизни не сталкивались ни с африканцем, ни с представителем ЛГБТ+? Просто не сталкивались, не видели нигде кроме как в кино, не жили рядом, не вступали ни в какой контакт. Нет такой проблемы – это какая-то навязанная система координат. Но кто-то же ее навязал и кто-то же оседлал кривую очевидно фиктивного народного гнева, которую по этим координатам выстроили.

И тут появляется странное словосочетание «Мужское государство». Это крайне мутная организация, не имеющая структуры и существующая в виде пабликов, Telegram-каналов и прочих сетевых групп. Изначально члены этой организации позиционировали себя как антифеминисты: говорили о том, что женщин нужно держать в узде, быть с ними построже, ни в коем случае не платить за них в ресторанах. Постепенно эти мракобесные плевки идей переросли в общую жалобу на то, что весь современный мир устроен так, что в нем обижают мужчин – вроде весь мир мужикам сел на шеи и едет. Идеолог этого «Мужского государства» – кстати, какое-то рафинированно гомосексуальное название, ребят – подробно рассказывает в своих записях, как правильно «валить капитализм». Как действовать, чтобы нанести урон крупной компании, на что ссылаться, к чему придираться, как устраивать массированные атаки.

И вот эти активисты находят нюансы – вроде фотографий с чернокожими людьми в рекламе – и начинают писать сотни обращений в разные ведомства, а также разгонять тему в своих пабликах, заваливая страницы брендов в соцсетях тысячами комментариев. Портя компаниям жизнь, они заказывают продукцию на ложные адреса и пишут сотни отрицательных отзывов, обрушивая рейтинги служб доставки.

Зачем? Потому что борются с капитализмом? Потому что хотят откусить у государства часть его монополии на насилие? Потому что иначе не чувствуют себя мужчинами в полной мере?

Это все, конечно, имеет место. Но давайте вернемся к тому, что культуру отмены научились удачно использовать маркетологи. Ведь, обратите внимание, в конечном счете, компании только выигрывают: они или подтверждают свою лояльность привычной аудитории, или привлекают новую, не говоря уже о том, что не всякий раз компании попадают в новости, если речь не идет об их банкротстве.

Так, может быть, допустим, что так называемое мужское государство – пиар-контора нового времени, где отмена – это просто очередная услуга агентства? Так капитализм поглотил все – и даже мужское государство, и даже культуру отмены. Ведь умелыми руками прибыль можно извлечь даже из того, что уже отменили. Вполне могу себе представить такое объявление: «Отменим ваш бренд. Дорого. Мужское государство».

И если так, то и этот рынок скоро придется делить. И вот тут «Мужское государство» доиграется.

Новости и материалы
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Все новости