Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Меньше, чем поэт

До сих пор жаль первое издание «Треугольной груши» 1962 года с автографом автора, которое у меня зажал в студенческие годы один «поэт», партнер по выпиванию жутковатого болгарского напитка типа красное вино под справедливым названием «Медвежья кровь». Андрей Вознесенский занял обидное 17-е место в списке лучших, талантливейших поэтов XX века, составленном по опросу Левада-центра. Впрочем, это место не покажется столь обидным, если учесть, что всего лишь строкой выше оказался человек, которого Андрей Андреевич считал своим учителем – Борис Пастернак.

Поэт, который и в самом деле «весь мир заставил плакать над красой земли своей», — 16-й в «рейтинге». Дело, наверное, не в том, что его стихи, как он сам определял, «до сорокового года» сложны для восприятия. В конце концов, Анна Ахматова и Марина Цветаева заняли, соответственно, 4-ю и 5-ю строчки, а простой пролетарий умственного труда едва ли возьмет с первого раза штурмом что-нибудь чуть менее попсовое, чем «…и не краснеть удушливой волной», известное ему из ежегодного урока «Иронии судьбы». Проблема в образовании, причем среднем. И в гендерном восприятии поэзии. В том смысле, что в среднем по больнице, то есть России, поэзия – это и есть «школьные» и отчасти опошленные Сергей Есенин и Владимир Маяковский (первая и вторая строки «рейтинга») и Владимир Высоцкий, звезда эпохи, которая все никак не уйдет. А теперь еще и киногерой «патриотического» кино. Ахматова и Цветаева – это гендер в чистом виде. Социологи отмечают способность женщин чаще называть поэтов – они это делают лучше, чем мужчины. Им же обязана своим 13-м местом Белла Ахмадулина. (Фактор «Иронии судьбы» в данном случае тоже не следует сбрасывать со счетов.)

Характерны сравнительно высокие места по преимуществу детских поэтов – вряд ли средний респондент соцопросов ценит переводы Маршака: Самуил Маршак – восьмой, Корней Чуковский – 11-й, Агния Барто – 14-я. Йес, йес! – она опередила Сергея Михалкова, он 15-й.

Но зато Михалков на строчку опередил Бориса Пастернака – и лично у меня это любимейшее место в «рейтинге», говорящее о российском народе, в девичестве – новой исторической общности, советском народе, практически все, что нельзя измерить общим аршином или высказать словами. Пусть и в прозе. Дядя Степа бьет зануду Спекторского…

Остатки школьной программы – Александр Блок 6-й. Оттуда же, не из трагической судьбы, не из «Нового мира», не из пронзительных поздних стихов – Александр Твардовский (12-е место). Рудименты шестидесятничества – Булат Окуджава (7-е место – за счет россиян старше 55 лет), Евгений Евтушенко (9-й), Роберт Рождественский (10-й). Последний еще отчасти и по песенному ремеслу – оттуда, откуда и Михаил Танич (19-е место), к примеру, обошедший на две позиции Осипа Мандельштама. Любители поэзии точно рухнули с дуба «со звуком острожным и глухим плода, сорвавшегося с дерева» — притом, что Михаил Исаевич действительно прекрасный поэт-песенник, один из символов массовой культуры советской эпохи. Но Мандельштам – 21-й!..

Нобелевский лауреат Иосиф Бродский занял 23-е место, с трудом обойдя «на морально-волевых» Андрея Дементьева и Эдуарда Асадова, уступив Александру Галичу (удивительно, что он вообще есть в «рейтинге»). Это второе мое любимое место в списке. В общем, отвечая на вопрос аутсайдера Пастернака, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе», смело можно говорить: «темные века».

Этот дикий коктейль советской школы, телевизора разных десятилетий, популярных песен и суррогатов поэзии сформировал поэтические представления россиян. У них есть Рождественский, Танич, Дементьев, Асадов. Зато нет Николая Заболоцкого, Даниила Хармса, Арсения Тарковского, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова.

Если провести углубленное качественное исследование, не сомневаюсь, что большинство любителей поэзии скажут: Нобеля Пастернаку и Бродскому дали враги нашей власти из политических соображений, травили Бориса Леонидовича за дело, а в ссылке был Иосиф Александрович ровно потому, что тунеядец и есть. Да еще и иностранный агент, что и подтвердилось впоследствии. Особенно в соответствии с веяниями последнего времени.

Когда-то поэт в России был больше, чем поэт. Следы чего можно найти в девятом месте автора этой крылатой фразы. Теперь он меньше, чем поэт. И его просто не существует. «Только синь сосет глаза», как писал обладатель золотой медали «рейтинга» лучших поэтов XX века.

Новости и материалы
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства
В Краснодаре водитель чуть не сбил пенсионера, а затем пнул его ногой
Экс-игрок «Динамо» считает, что клуб поборется за победу в РПЛ
Японцы выпустили смартфон, который можно мыть
В Оренбурге «ясновидящая» подожгла ПВЗ после отказа в приеме на работу
Кайли Дженнер обвинили в создании одежды «без уважения к людям»
В Чехии заметили отсутствие стратегии у стран Запада по Украине
«Врачи гнобили»: россиянка, родившая с разницей в 34 года, рассказала о реакции медиков
В России на туризм выделят сотни миллиардов рублей
СК завершил проверку показаний на месте теракта в «Крокусе»
В США заявили о потере популярности Байдена и лидеров стран ЕС
Россиянин сделал шаурму с начинкой из наркотиков и попался полиции
В Раде подсчитали число уклонистов
Россиянин сел на 10 лет за попытку переметнуться на сторону ВСУ
Telegram удалил более 256 000 запрещенных материалов по требованиям РКН
Раскрыты детали «помолвки» Леонардо Ди Каприо и его возлюбленной
Путин предрек, во сколько раз вырастет вклад туризма в ВВП страны к 2030 году
В ГИБДД рассказали, сколько россиян провалили экзамен по вождению
Все новости