Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Прошлые мы

Редактор отдела «Мнения»

Почти два года назад (а кажется, что в другой эпохе) в калужском Музее космонавтики прошла презентация ДНК, Домов новой культуры. Или по-другому — ИКЦ, Инновационных культурных центров. В здании, начиненном пыльными советскими спутниками, ракетами и скафандрами, организаторы установили инсталляцию «Будущее я / Future Self» авторства rAndom International, известной арт-группы из Великобритании.

«Будущее я» — это нити света, спускающиеся с самого потолка, которые объемно повторяют движения стоящего напротив человека. Помашешь ручкой — свет помашет в ответ. Станцуешь танец — получишь аккуратно сияющую репризу. Инсталляцию в Калугу привезли в качестве наглядного примера: хотим, дескать, чтобы в этом самом будущем мы и сами делали нечто подобное. Не все только бюсты из бронзы лепить, надо учиться работать с наукоемкими материалами. Причем не в Москве или в Питере, а в Калуге, Первоуральске и Владивостоке.

Пока Дома новой культуры только обдумывались и строились, в городах планировалось начать просветительскую программу — провести фестиваль веб-док-кино, запустить популярные лекции о науке, спровоцировать художественные эксперименты в областных драмтеатрах, привезти интерактивные постановки из Нью-Йоркского музея современного искусства.

На этой неделе рабочая группа общественного совета Минкульта признала проект ИКЦ «ошибочным», выбросила из его концепции все современное искусство и заменила первую букву аббревиатуры — теперь культурные центры будут не инновационными, а региональными. РКЦ, кстати, созвучно РПЦ, и это немаловажно, потому что именно в тесном сотрудничестве с церковью эти центры и будут работать.

Вместо Риоджи Икеды и Ай Вэйвэя — духовность и патриотизм, вместо струящихся нитей света — народные традиции, вместо «Будущего я» — «Прошлые мы».

Размен этот понятен, и ничего сенсационного в нем уже нет. Если государство совершенно открыто держит курс на самоизоляцию и консервацию, было бы как минимум странно наблюдать за тем, как к калужанам в гости приезжает MoMA.

За последние годы перенести столичные тренды в провинцию пытались не раз. Самый яркий пример — «пермский культурный проект», окончательно загнувшийся перед Олимпиадой. Слабость его (с чем, кстати, соглашались все: и противники, и сторонники) заключалась в том, что сам город был абсолютно не готов к той революции, к которой его принудили. Художник и основатель фестиваля «Архстояние» Николай Полисский вспоминает: «В 2000 году мы в первый раз привезли современное искусство в Пермь — местные современные художники нас чуть не поубивали. Они в Перми потихонечку развивались — с разницей с актуальным современным искусством лет в 70, — а мы взбаламутили их тихую жизнь».

Московско-пермская революция символически завершилась даже не с увольнением Марата Гельмана с поста музея PERMM или смертью фестиваля «Белые ночи», а с демонтажем ненавистных «красных человечков». Их убрали и спрятали прошлой весной, чтобы не мозолили глаза, теперь вроде как человечков хотят приютить местные бани. Красочный путь, которому можно позавидовать: от позиционирующего бренда города к украшению сауны.

Об опасностях пермского сценария говорили и в случае с ДНК. Дескать, помилуйте, какой Риоджи Икеда в Калуге или во Владивостоке, а Первоуральск — это вообще где? Хотя выбор городов был как раз не случаен: Калужская область буквально за пару лет превратилась из аграрного региона в промышленный, здесь и автопром, и выше упомянутый Полисский, сделавший из деревни Никола-Ленивец Мекку для российских дизайнеров и архитекторов. В Первоуральске хотели «переосмыслить промышленное прошлое Урала», во Владивостоке — создать площадку для взаимодействия между Россией и Азией.

Но теперь это мало кого волнует. Самое время оперировать гораздо более простыми и понятными категориями: есть то, что народу нужно, и есть то, что народу чуждо.

Да, современное искусство народу, мягко говоря, не близко. Но ДНК и не хотели делать народными. Скорее наоборот, домами не для большинства, а для меньшинств — местом, куда могли приходить альтернативно мыслящие люди, которым для того, чтобы реализовать свои творческие замыслы, необязательно было бы покупать билет до Москвы в один конец.

«Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», который частично и разрабатывал проект, назвал таких людей «агентами изменений». Это те пассионарии, которые пытаются менять свою среду изнутри. Нуждаются в таких людях не только в регионах, но и в столице. Да, в общем, везде нуждаются.

Правда, не все. Вот глава рабочей группы общественного совета, кинорежиссер Николай Бурляев, в комментарии «Известиям» пришел к неожиданному и даже, пожалуй, парадоксальному выводу: «Мы проанализировали первоначальный вариант концепции, где шла речь о создании нового пассионарного россиянина, агента перемен, который будет осуществлять политические реформы. Именно с таких вещей начинается «майдан», о чем я сказал министру».

Любопытно. Термином «агенты перемен» еще пару лет назад зажигали сердца юных муниципальных депутатов, вдохновляя их на установку лавочек во дворах, а теперь даже непонятно, какое слово в этом термине пугает больше — агенты (ведь наверняка иностранные) или перемены (революция?).

Все это, конечно, началось не вчера. Благодаря официальной логике профильного ведомства — «Пусть расцветают все цветы, но поливать мы будем те, что нам нравятся» — культурная жизнь в стране (именно жизнь, а не обслуживание разнообразных интересов) уже давно потихоньку ссыхается и увядает и, кажется, к текущему моменту существует только в силу какой-то тяжепреодолимой инерции. Причем дело уже давно не в грантах и помещениях, а в самом векторе развития, используемой риторике, ежедневном кропотливом редуцировании смыслов. Зачем нам сложное, когда есть простое? Зачем злое, когда есть доброе? Зачем чужое, когда есть наше? Ну и что, что простоту спутали с примитивизмом, единство — с усредненностью, а патриотизм — с посредственностью.

«Театр.Doc» или «Винзавод» вместе со всеми урбанистами, парками и музыкальными фестивалями не могут существовать в реальности стремительно надвигающегося Донбасса, стихийных рынков, патрулирующих улицы казаков, уголовных дел за измену Родине и ежедневного исполнения гимна перед уроками. Из этой картины мира они выпадают как лишние элементы. Театры примеряют кухонные форматы, урбанисты уезжают на заработки в Сингапур, шоу-румы, чопчопы и митбольные закрываются так же стремительно, как в свое время открывались.

Теперь и билет до Москвы в один конец — не панацея. Из моих знакомых почти все, кто имеет такую возможность, берут билет сразу до Лондона, Берлина или Нью-Йорка. Русская подруга, учащаяся в Saint Martins, звонит и спрашивает: как там в России поживает видеоарт? Да, в общем, лучше всех поживает, а у вас?

Интересно даже уже не само разрушение, бог с ним, а то, как бурно и упоительно оно происходит. Это не просто технический откат, это долгожданный, долго лелеянный в душе реванш. Женщины с высокими прическами и мужчины с потеющими залысинами уже открыли советское шампанское.

За ваше здоровье, бабушки и дедушки. Не то чтобы в наших мэшапах и свитшотах было особенно много смысла — не было, конечно. А значит, и переживать за них так сильно не стоит. Но трагедия и заключается в том, что даже эта худо-бедно народившаяся за последние годы культура теперь обнуляется.

Вот уже несколько лет я пытаюсь следить за развитием отечественной культуры. Без всякого снобизма, напротив, с самым живым патриотическим интересом. И вот что меня волнует, не как патриота, а как потребителя: почему разница между уровнем прошедшей недавно «Грэмми» и уровнем какой-нибудь очередной «Премии Муз-ТВ» напоминает непреодолимую пропасть? Почему программу фестиваля «Санденс» тяжело сравнивать с программой сочинского «Кинотавра»? Или почему нью-йоркский MoMA знают все, а о наличии московского MMoMA лишь догадываются?

Правильный ответ, в общем, на поверхности. У современной западной культуры есть наследуемые традиции, наработанный опыт, авторитеты, на которые приятно опереться, и, главное, большой временной ресурс. А у нашей — благодаря постоянным культурно-историческим коллапсам — нет ничего. «Кого вверх, кого вниз, а меня опять назад, начинай все сначала».

Новости и материалы
У игрока «Спартака» Зиньковского не нашли лидерских качеств
Виктория Боня объяснила, почему не может найти себе достойного возлюбленного
Россиянин сделал шаурму с начинкой из наркотиков и попался полиции
В Раде подсчитали число уклонистов
Россиянин сел на 10 лет за попытку переметнуться на сторону ВСУ
Telegram удалил более 256 000 запрещенных материалов по требованиям РКН
Раскрыты детали «помолвки» Леонардо Ди Каприо и его возлюбленной
Путин предрек, во сколько раз вырастет вклад туризма в ВВП страны к 2030 году
В ГИБДД рассказали, сколько россиян провалили экзамен по вождению
«Тяжело морально»: Лазарев резко сбросил вес на фоне теракта в «Крокусе»
Жена Константина Ивлева сообщила о травме позвоночника после падения
Мари Краймбрери вступилась за знаменитостей, которые помогли пострадавшим в теракте
Путин проводит совещание по внутреннему туризму в РФ
В Сибири учителя, обвиняемого в педофилии, выпустили на свободу
Apple может надолго отменить выход складного iPhone
Лавров упрекнул Армению в шельмовании России
В конгрессе потребовали от Пентагона отчитаться за африканские госперевороты
В Англии школьнице удалили из желудка комок волос весом 3 килограмма
Все новости