Спутник ESA Swarm обнаружил новый тип магнитных волн во внешнем ядре Земли

Используя данные, полученные со спутника ESA Swarm, ученые обнаружили совершенно новый тип магнитных волн, проходящих через самую удаленную часть внешнего ядра Земли. Это открытие, открывающее новое окно в доселе неведомый мир, было представлено на симпозиуме ESA Living Planet («Живая планета»). Соответствующая статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Геомагнитное поле можно сравнить с гигантским пузырем, защищающим планету от заряженных частиц, приходящих от Солнца и из окружающей Галактики. Без магнитного поля привычная землянам жизнь была бы невозможна. Поэтому знание о том, как и где генерируется это магнитное поле, как оно взаимодействует с солнечным ветром, почему испытывает заметные колебания и временами серьезно ослабевает, представляет собой жизненную необходимость. Солнечные бури могут повреждать коммуникационные сети, порой серьезно вредят навигационным системам и спутникам. Большая часть геомагнитного поля генерируется океаном перегретого, вращающегося жидкого железа, составляющего внешнее ядро Земли на глубине в 3000 км. Действуя подобно вращающемуся проводнику в динамо-машине, этот океан порождает электрические токи и постоянно меняющееся электромагнитное поле.

Миссия ESA Swarm, состоящая из трех идентичных спутников, запущенных в 2013 году, позволяет отслеживать изменения, которые претерпевает геомагнитное поле, а также улавливать прочие электромагнитные сигналы, исходящие от земного ядра, коры, океанов, ионосферы и магнитосферы. Обнаруженные этой миссией новые загадочные электромагнитные волны, проходящие по поверхности внешнего ядра Земли, там, где это ядро переходит в мантию, распространяются каждые семь лет и движутся на запад со скоростью до 1500 км/год.

«Геофизики давно предсказывали существование подобных волн, однако считалось, что они действуют на гораздо более длительных временных масштабах, чем показали наши исследования, — говорит ведущий автор статьи Николя Жилле из французского Университета Гренобль-Альпы. — Изучение геомагнитного поля с помощью датчиков, размещенных на земной поверхности, показывали, что имеет место какое-то волновое воздействие, но нам нужен был глобальный охват, который могли обеспечить лишь измерения из космоса, чтобы показать, что на самом деле там происходит. Мы объединили спутниковые данные Swarm, а также данные более ранней немецкой миссии Champ и датской миссии Ørsted с компьютерной моделью геодинамо, и это привело нас к нашему открытию». Благодаря вращению Земли, эти волны выстраиваются вдоль ее движения, причем колебания геодинамо и магнитных полей, связанные с этими волнами, наиболее сильно ощущаются вблизи экваториальной области земного ядра. Ученые не исключают, что со временем они зарегистрируют и другие подобные волны — возможно, даже с более длительными периодами, однако эти открытия потребуют дополнительных инструментов.