Российские ученые открыли новый вид амеб, «начиненных» смертельными бактериями

Новый вид амеб, переносящих возбудителей болезни легионеров, открыли специалисты Института цитологии (ИНЦ) РАН и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Об этом «Газете.Ru» сообщили в Минобрнауки.

Изучая образцы природного материала из Европы, исследователи обнаружили ранее неизвестный вид амеб, который назвали Balamuthia spinosa. Также в образцах ученые обнаружили фрагменты геномов бактерий, среди которых наиболее обильно представленной оказалась легионелла — возбудитель болезни легионеров, которая поражает легкие, нервную систему, органы пищеварения и вызывает полиорганную недостаточность. Смертность при заболевании достигает 20%.

«Род Balamuthia до недавнего времени включал всего один вид амеб, представители которого способны вызывать опасное заболевание — гранулематозный амебный энцефалит — у человека и животных. Новый вид амеб — Balamuthia spinosa — был обнаружен специалистами СПбГУ в донных отложениях из мелководных бухт Зунда, одного из проливов, соединяющих Балтийское и Северное моря. При исследовании генома нового вида специалистами нашего научного коллектива было обнаружено, что он, вероятно, является переносчиком бактерии, вызывающей так называемую «болезнь легионеров» — вид тяжелой пневмонии, которой подвержены в основном люди с ослабленным иммунитетом», — рассказала «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник лаборатории цитологии одноклеточных организмов ИНЦ РАН Елена Насонова.

Существует вероятность, что Balamuthia spinosa попыталась «съесть» легионелл, но по какой-то причине не смогла их переварить, отметили авторы работы. Поэтому последние остались существовать внутри амебы в качестве так называемых эндобионтов — организмов, обитающих внутри других живых организмов. В подобном виде клетки амеб могут носить в себе живых бактерий много лет и потом высвобождать их в окружающую среду.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Parasitology Research.

Все новости на тему:
Цивилизация