Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Алюминиевый всадник

В московском оперном театре «Геликон-опера» поставили комическую оперу Андре-Эрнеста-Модеста Гретри «Петр Великий». Непонятно, зачем они это сделали, но получилось смешно.

Главный вопрос так и остался невыясненным: зачем нам Гретри? Объяснения типа «это самый главный оперный композитор Франции» или «опера посвящена трехсотлетию Санкт-Петербурга» не годятся, равно как и трогательный рассказ о том, что так получилось: друзья нашли партитуру, а спонсоры дали под нее деньги. Шестьдесят сценических опусов Гретри, композитора, штамповавшего и ставившего по две комические оперы в год, вряд ли заслуживают постановки в наше время. Его музыка настолько манерная и примитивная, что даже для французское барокко это перебор, сюжет в опере бредовый, а драматургии в оригинале никакой нет.

Однако «Геликон» — театр экспортный. Моцарт, Чайковский, Верди — короче говоря, какой-нибудь хороший оперный композитор не будет пользоваться популярностью на гастролях, там этого добра и так навалом. Обязательно нужен неизвестный, забытый шедевр, поставленный в формате видеоклипа, с живым огнем, сексом и маленькими детьми на сцене – и тогда касса будет полна.

Надо отдать должное Бертману, спектакль получился замечательный. Получилось очень смешно и увлекательно – постановщики заново собрали сюжет, наполовину перевели, наполовину пересочинили французские диалоги, устроили танцы на сцене (не мешало бы, конечно, нанять хореографа, однако «танец плотников», нечто среднее между канканом, гопаком и солдатской игрой «мясо» и так великолепен).

Декорации в виде гигантского алюминиевого корабля (как он только на сцену влез!), камзолы, парики и кринолины из синей джинсы – прямо глаз радуется. Водевильные шутки неизменно встречают желудочный смех, настоящий секс заменяется лобызаниями с носовыми статуями корабля, а в финале зал прямо-таки заливается хохотом: Петр Великий превращается в Медного всадника на глазах у изумленной публики.

Да и вообще неплохо вышло. Маленькие девочки на сцене – гарант успеха. Хор неплох, очень симпатичные барышни в нем поют. Солисты прекрасные; Катерина, добродетельная простолюдинка, вышедшая замуж за царя (Елена Вознесенская), была страстна и технична, Лефорт (Николай Галин) трубен и громогласен, эпизодические любовники Алексей и Каролина (Андрей Немзер и Екатерина Облезова), спевшие полтора дуэта (опера вообще довольно маленькая, и между диалогами вокальных номеров остается чуть-чуть), сделали это неожиданно блестяще.

Главной сенсацией должен был стать Максим Миронов – совсем новый тенор, дебютировавший в этой опере.

Слухи о новом ученике Дмитрия Вдовина, поставившего театру уже третью будущую знаменитость (после Олеся Парицкого в «Кащее Бессмертном» и Немзера в «Лулу»), ходили довольно давно. Несколько раз его видели на разных маленьких концертиках, и всякий раз публика оставалась в восторге: очень нежный, очень легкий, очень красивый тенор из уст двадцатилетнего красавца-блондина всегда пахнет сенсацией.

Пресса начала раздувать Миронова еще до спектакля, чего делать, разумеется, не стоило. Все у него на месте – и легкость, и нежность, и фантастические верхние ноты, и точность и чистота, редкие на нашей сцене. Однако то ли оркестр оказался для него слишком громок и груб, то ли Лефорт, с которым Петр спел несколько дуэтов, был слишком трубен и громогласен, но вся эта тонкость, нежности и легкость были практически не слышны.

Видимо, все дело в дебютной премьере: трудно, страшно, зажался чуть-чуть.

Впрочем, публике он все равно очень понравился – сказывается и обаяние, и действительно великолепный голос, который местами все-таки удавалось выделить из грохота оркестра.

Настоящий барочный тенор, который может петь сложнейшие арии в гигантском диапазоне, – большая редкость, особенно если у него внешние данные звезды и такой тембр. И даже то, что дебютировал он в неважной опере неизвестного композитора, ему на руку: поскольку никто раньше Петра Великого не пел, Миронов в любом случае остается лучшим исполнителем этой роли.

«Геликон-опера», 29 января – 2 февраля, 19.00.

Новости и материалы
В ООН высказались о легитимности Зеленского
Россия на треть увеличила в апреле поставки меди, никеля и алюминия в КНР
В России большинство детей не понимают, как управлять своим временем
Названы самые востребованные специализации психологов у россиян
Стало известно об опасениях в США о риске третьей мировой войны из-за Раиси
Госдеп США заявил, что МУС может преследовать Россию, но не Израиль
В Белгороде и Белгородском районе объявляли ракетную опасность
Лидер КНДР выразил соболезнования в связи с гибелью президента Ирана
Экс-игрок «Байера» пожелал Миранчуку хорошей игры в финале Лиги Европы
Стало известно, когда Евросоюз утвердит решение по доходам от активов России
Байден не счел происходящее в Газе геноцидом и отверг обвинения МУС в адрес Израиля
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
Все новости