Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Маэстро из Прислонихи

Большой персональной выставкой Академия художеств почтила 110-летие одного из своих былых корифеев – Аркадия Пластова.

В народном сознании этот художник оставил неизгладимый след, что отчасти даже выразилось в фольклоре: до сих пор можно услышать выражение «ужин трактористов» применительно к полуночной попойке и формулировку «фашист пролетел», когда речь заходит о последствиях. Не одно поколение советских школьников прилежно таращилось в репродукции, воспитывая в себе патриотические чувства на примере пластовских произведений.

Свою творческую жизнь автор посвятил воспеванию российской деревни, то есть изображению бесконечных кузнецов, пасечников и ветеринаров, а также видов на избушки или жнивье. Чтобы материал всегда был под рукой, он на многие годы обосновался в своем родном селе Прислониха Ульяновской области, впрочем, не забывая наезжать в Москву на вернисажи своих выставок и за получением всевозможных наград вроде Государственной или Ленинской премий. Давнишний миф гласит, что Аркадий Пластов – замечательный живописец и что сделался он таковым благодаря тесной связи с народной и природной жизнью. Следует сказать, миф этот выставкой в Академии не очень-то подтверждается, хотя собраны на ней едва ли не все хрестоматийные работы: существенную поддержку семейным архивам оказали крупнейшие российские музеи, начиная с Третьяковки и Русского, даже из Минска прибыло философское полотно «Смерть дерева».

На поверку и вблизи пластовская живопись оказывается довольно рыхлой и постной. Отвлекаясь от сюжетов, которые и сами по себе не блеск, с трудом находишь на картинах привлекательные фрагменты – те, что могли бы вызвать интерес с точки зрения цветовых отношений или технологической виртуозности. А это нехороший признак, намекающий то ли на отсутствие у автора высокого дарования, то ли на заведомое его пренебрежение качеством. Единицы вещей вызывают восторг, как, например, небольшое темноватое «Рождество»: изображение только что явившегося на свет теленка на фоне мрачного хлева напоминает о рембрандтовских композициях. Большей же частью и во всем диапазоне от трагедии до лирики – более или менее свободный мазок, лишенный нерва и напряжения. Пожалуй, творчеству Пластова не грозит ренессанс, даже если изменится политическая и эстетическая конъюнктура. Хотя в чем можно быть уверенным…

Новости и материалы
В Ногинске ликвидировали открытый огонь на швейной фабрике
Судимость Майкла Калви истекла
«Пари НН» и ЦСКА забили на двоих восемь мячей в марте РПЛ
«Был неадекватен, что-то бормотал»: очевидица рассказала о состоянии афганца, напавшего на девушку в Москве
В США отвергли обвинения во влиянии санкций на катастрофу вертолета президента Ирана
В Свердловской области ребенок получил перелом челюсти после прогулки на квадроцикле
Путин оценил состояние российского топливно-энергетического комплекса
Определились две команды, которые вышли из Первой лиги в РПЛ
Госдеп США обвинил власти Ирана в гибели Раиси
Госдепартамент пообещал продолжать санкционное давление на Иран
Зеленский заявил, что помощь от Запада поступает на Украину «с опозданием на год»
Джикию призвали перейти в «Локомотив», чтобы стать лидером
В Подмосковье загорелась крыша швейного предприятия
Пекин запускает масштабную программу помощи девелоперам
Женская сборная Литвы отказалась играть с Белоруссией
ВСУ ударили ракетами по городу Свердловску в ЛНР
В США заявили об отсутствии планов по отправке военных инструкторов на Украину
Россиянам рекомендовали отказаться от поездок в Афганистан из-за нападений на туристов
Все новости