Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

То ли небо,
то ли потолок

Выставка «Вавилонская башня. Земля – небо» с библейско-артиллерийским запалом исследует вертикали Кранаха, Татлина, Сезана и Иофана.

Конец нынешнего апреля в Пушкинском музее напоминает страду – почти как в преддверии «Декабрьских вечеров». Следом за этрусcкой выставкой, о которой мы недавно писали, и в непосредственном с ней соседстве открылась экспозиция «Вавилонская башня. Земля – небо». Около семидесяти экспонатов, от картины неизвестного голландца XVI столетия до макета татлинской «Башни III Интернационала», иллюстрируют нехитрый тезис, что всякое высотное строительство так или иначе связано с извечным стремлением человечества добраться до небес. Впрочем, речь не только о рукотворных дурындах, задевающих облака, но о горних символах вообще.

Первоначальное название «Гора. Лестница. Башня» было куда поэтичнее нынешнего библейско-артиллерийского и точнее отражало собранный материал.

За тридевять морей за экспонатами не ездили, ограничившись собственными фондами и партнерскими поставками из Эрмитажа, Третьяковки, Музея архитектуры и заповедника «Коломенское». Мировая художественная культура местного разлива бывала в употреблении неоднократно, признаки «запиленности» проглядывают там и тут, но устроители решили, что необычная постановка вопроса эти мелочи искупает. Выставка мало похожа на научную, хоть и увешана пространными экспликациями, а ее куратор Ирина Данилова тридцать лет проработала в должности замдиректора ГМИИ по науке. Задачи здесь не столько исследовательские, сколько концептуальные. В мировых музеях давно существует поветрие: взять темой выставки какой-нибудь многозначный элемент реальности – дерево, комету, окно или зеркало – и накручивать смыслы произведениями из разных эпох. Нам ли отставать?

Показательно, что, замахнувшись на космические аллегории, начали с провинциальной антрепризы.

На парадной музейной лестнице установлена еще одна лестница, внизу которой крылья, вверху руки, посередке и вовсе что-то малопонятное. Метафора, одним словом.

В скульптурной инсталляции академика Бурганова тема Вавилонской башни сопряглась почему-то с темой Икара, но вникать в толкования совершенно не тянет – достаточно понимания, что автор норовит примкнуть к когорте великих. Поднявшись по ступеням, упираешься в еще одну примету закомплексованности. В Белом зале заметнее всего экспонат, которого нет на выставке, – знаменитая картина Брейгеля-старшего «Разрушение Вавилонской башни». Изготовленный на базе шедевра гигантский постер должен символизировать идею проекта, но говорит лишь о подспудной неуверенности в классе собственных экспонатов. Мол, если что не так, всегда можно посмотреть на Брейгеля.

Между тем с уровнем экспонатов как раз все обстоит неплохо. Есть и редкостные иконы, где Богоматерь – «лествица небесная, ею же сниде Бог», и пристойная живопись позднего Возрождения, и любимые в Пушкинском голландцы с фламандцами.

Приложенные к ним комментарии, пожалуй, слишком глобальны для этого «ограниченного контингента», но в целом соответствуют. Мы узнаем, что гора – это и символ несокрушимости природы, и место общения с божеством; что ренессансными художниками ступени часто понимались как пьедестал для персонажей; что крепостная башня часто служила стержнем пейзажа, а фонтан виделся в качестве водяной лестницы и т. п. Вертикали трактованы как угодно, разве что не в духе доктора Фрейда: все-таки заявленная небесность заставляет держаться возвышенной интонации.

А потом возникают Сезанн с горой Сент-Виктуар, Шагал с Эйфелевой башней, де Кирико с метафизической каланчой и Борис Иофан с проектом Дворца советов, не говоря уж о Татлине. Модернисты охотно брались переосмысливать тему Вавилонской башни, и формально это все имеет отношение к выставке, но слишком уж скороговоркой произнесено. А увеличенный фотокадр с разрушением ВТЦ в Нью-Йорке и вовсе дает привкус спекуляции. Хотели как лучше, но получается пока не очень. Концептуальную выставку сделать убедительно потруднее, чем академическую, хотя бы потому, что такой навык у наших музейщиков пока не развился. Надо поработать над техникой. По индивидуальной программе.

«Вавилонская башня. Земля – небо». В ГМИИ (Волхонка, 12) до 20 июня.

Новости и материалы
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
«Спартаку» предрекли чемпионство под руководством нового тренера
В России предложили внести препарат «Тапентадол» в список наркотических средств
Зеленский признался, что его беспокоят заявлениях республиканцев по помощи Киеву
Головину предложили перейти в «Манчестер Сити» на замену Де Брейне
Небензя заявил, что Запад снял маски, проголосовав в СБ ООН против резолюции РФ по космосу
Футболиста «Зенита» похвалили за вклад в мировой футбол
В Великобритании заявили об «угрозе» России для Фолклендских островов
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Все новости