Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Русский алюминий» купит черный бизнес

Счастливыми вернутся в четверг из Нигерии переговорщики из «Русского алюминия»: тамошнее правительство согласилось считать его новым главным инвестором в местную алюминиевую компанию Alscom. Приватизации подлежит 77,5% ее акций. Надо надеяться, русские алюминщики представляют, во что ввязываются.

Alscom — аббревиатура от Aluminum Smelter Company, то есть «компания по выплавке алюминия». Это одно из самых современных в Нигерии предприятие — введено в строй в 1997 году.

Уже через полтора года после первой плавки Alscom обанкротилась, не достигнув и пятой части от проектной мощности в 200 тыс. тонн первичного алюминия в год.

Поучаствовать в работе нигерийских алюминиеплавов попыталась было самая большая в мире алюминиевая компания, американская Alcoa, получившая 10% предприятия после поглощения компании Reynolds Metals. Однако, проведя короткие переговоры с нигерийскими властями, незамедлительно продала им почти все эти 10%, а об оставшихся 0,95% даже не вспоминает.

Около 20% Alscom принадлежит германской компании Ferrostaal AG из города Эссена. В Эссене в пресс-службе затруднились комментировать ситуацию с нигерийской собственностью компании, а менеджера, которая могла бы рассказать об отношениях с Alscom, нет — она в отпуске. Зато в нигерийском городе Абуджа, где находится Alscom, в представительстве Ferrostaal «Газете.Ru» рассказали, что психологические и иные нематериальные издержки от работы с Alscom значительно перекрывают выгоду от сравнительной дешевизны местного алюминия.

В ответ на вопрос, что ждет на нигерийской земле русских алюминщиков, немецкий представитель только хмыкнул и пожелал им удачи.

«Русский алюминий» вообще-то не новичок в Нигерии — компания уже пыталась купить Alscom, но 14 июня 2004 года проиграла приватизационный конкурс американской компании BFI Group, во главе которой стоит нигериец по происхождению, президент калифорнийской афро-американской торговой палаты доктор Реубен Джаджа.

Русские предложили всего $205 млн, а бывший нигериец — вдвое больше, $410 млн.

Дальше события развивались весьма поучительно для «Русского алюминия». По условиям конкурса в течение 15 рабочих дней победителю сделовало выплатить 10% от суммы будущих инвестиций, то есть в случае доктора Джаджи — $41 млн. BFI Group этого не сделала, а попросила у нигерийского приватизационного ведомства (оно называется Bureau for Public Enterprises, BPE) 10-дневной отсрочки. Отсрочки ей не дали, и 9 июля BPE вернулась к вопросу о главном инвесторе Alscom.

До этого места показания победителя приватизационного конкурса и нигерийских властей совпадают. После этого версии начинают разниться.

BPE уверяет, что мало того, что Джаджа не перечислил денег — он еще и не предоставил в правительство два важнейших документа: во-первых, предварительный бизнес-план развития алюминиевого завода, а во-вторых, маркетинговое и технологическое соглашение с компанией Daewoo International of America, которая решилась вложить в Alscom свыше $300 млн. Особенно же обидел нигерийское правительство тот факт, что доктор Джаджа не приехал в Абуджу в тот день, на который были назначены всякие мероприятия по случаю окончания важной приватизационной сделки, то есть 6 июля, а приехал только 8 июля, когда время уже вышло, и имел наглость явиться в правительство с просьбой продлить срок оплаты на 10 дней. Конечно, ему отказали. А еще — у BPE были данные, что на счету у BFI Group находятся жалкие $1500, и разве можно иметь дело с таким «бизнесменом»?

В BFI Group говорят следующее. Во-первых, у Джаджи в Нигерии действовал представитель, доктор Мфон Амама, уполномоченный вести все возможные переговоры на любом уровне — он и направил 6 июля целых две просьбы о продлении срока уплаты, а когда это не помогло, пришлось прилетать самому Джадже и лично приходить в правительство с третьей такой просьбой; во-вторых, доктор Джаджа не впервые в Нигерии и знает, как покупается в ней государственная собственность: когда газету Daily Times продавали, продлили победителю срок первого платежа на 10 дней, а когда пытались предприятие National Fertilizer продать, победителю срок продлевали даже трижды, и только после этого снова выставили его на торги.

Есть еще и в-третьих. Вообще-то, у BFI Group были все необходимые договоренности об оплате 10-процентного вступительного взноса, и они даже были аккумулированы на счету в нейтральной стране; но от правительства Нигерии поступали какие-то странные сигналы, и доктор Джаджа решил потребовать создать специальный счет в каком-нибудь нигерийском банке, куда можно было бы условно депонировать эти $41 млн. Это было в одном из писем, которые поступили в правительство Нигерии 6 июля. А ему отказали, ну, то есть не ему, а доктору Амаме.

А тем временем уже во всю шли переговоры с русскими — они начались прямо 15 июня, на следующий день после конкурса, а представитель нигерийского правительства буквально поймал представителей «Русала» на самолетном трапе.

Сейчас принимал русских министр энергетики и стали Нигерии сенатор Лайел Имоке, всего приехало 20 человек, но возглавил российскую делегацию торговый представитель России в Нигерии Валерий Воздвиженский. Сенатор Имоке поспешил заверить делегацию, что BPE уже заканчивает прорабатывать детали контракта специально для «Русского алюминия» и что уже очень скоро стороны ударят по рукам. Речь идет, разумеется, все о тех же 77,5%, которые не удалось приобрести доктору Джадже.

И информация доктора Джаджи о том, что переговоры с русскими начались сразу после его победы на конкурсе, подтвердилась. Оказывается, раздосадованный «Русал» со второго захода предложил за Alscom всего $160 млн, но потом нигерийцам удалось договориться на изначально предложенную сумму в $205 млн — в два транша за два года.

Сенатор Имоке искренне приветствовал русских инвесторов, говоря им, что особенно рад их появлению в тот момент, когда государственный капитализм Нигерии переходит в состояние частного: «Наша страна нуждается практически во всем, у нас 120 млн населения, а инфраструктуры для развития бизнеса нет. Нам дорога любая помощь, нам надо поскорей разрабатывать нигерийские природные ресурсы, в том числе энергетические. Из нации-парии мы превращаемся в самую привлекательную для иностранных инвестиций страну!»

Представители российской делегации были недоступны для комментариев — у них, как сообщил сотрудник торгпредства Евгений Никольский, слишком плотный график. Единственное, что можно сказать, — что переговоры идут не только об алюминии и заводе Alscom, но и добыче нефти, газа и о создании энергогенерирующих мощностей в Нигерии при технологическом и финансовом участии российских компаний.

Новости и материалы
Британский боксер объяснил, почему Фьюри проиграет Усику
Девушка Тимати показала спорткар для собаки за 45 тысяч рублей
«С очень некрасивым концом»: Анна Калашникова о Шаляпине после расставания
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В Минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Все новости