Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бессон-шитокрыт

Создатель «Пятого элемента» вслед за Мадонной сочинил пару детских книжек и, воспользовавшись оказией, сразу приступил к их экранизации – скоро разумные кузнечики в очках и свирепые пауки поползут с книжных полок на экраны.

После того как сказки Люка Бессона «Артур и минипуты» и «Артур и запретный город» стали одной из самых громких премьер Московской международной книжной ярмарки, впечатление о новой литературной моде сложилось окончательно: «Звезды впадают в детство».

После мировой «поттеромании» маргинальный жанр, когда-то именуемый у нас «повестью-сказкой», попал в хит-парады и победные отчеты отдела сбыта. А уж связка «повесть-сказка от звезды» и вовсе гарантирует от зависания книжек на складе. Остается только удивляться, как это наши издательства еще не анонсируют серию «Владимир Жириновский – детям» и почему до сих пор не усадили за компьютер временно бездельничающего Филиппа Киркорова.

Ведь рецепт создания подобного бестселлера особых изысков не требует. Звезде вовсе не обязательно обладать фантазией и мастерством Ролинг или Пулмана: в подобных текстах значение имеет только имя на обложке, остальное – как получится. Мадонна вот вообще пишет даже не сочинения, а изложения, пересказывая своими словами хасидские притчи.

Бессон, конечно, не Мадонна, он одних сценариев написал на несколько томов будущего ПСС. И вообще, в одном из недавних интервью заявил, что снимет еще два фильма, а потом будет заниматься только литературой, разве что будет иногда шить, то есть продюсировать. Тем не менее сюжетную завязку его сказок не назовешь оригинальной: мальчик Артур, отдыхающий на каникулах у бабушки, волею судеб и собственного любопытства уменьшается до размера в два миллиметра и переживает бурные приключения «на участке газона, который забыли выкосить».

Все эти драки с пауками, в одночасье ставшими ростом с мамонта, и лодки из ореховой скорлупы писатели успешно эксплуатируют со времен Джонатана Свифта, заставлявшего своего Гулливера фехтовать с осой.

Бессон, однако, и не Свифт тоже – социальная сатира его интересует меньше всего. Не привлекают его и интересы Яна Ларри, который в своих «Приключениях Карика и Вали» мастерски скармливал юным читателям под сказочным гарниром базовые знания о ботанике и энтомологии. Бессону главное, чтобы было интересно, поэтому в ход идут шифровки от дедушки, долгие годы прожившего в Африке, раскинувшиеся в бабушкином саду Семь Континентов, на которых живет сказочный народ минипутов, легенда о короле Артуре (первым делом уменьшившийся мальчик извлекает из камня волшебный меч) и т. п. Пошлые комары и сороконожки скоро перестают удовлетворять буйную фантазию автора «Пятого элемента», и он срочно набивает сказку всякими фантастическими существами вроде чулкодлинов-пушер, славящихся ценной шерстью, спаржепыхами, напоминающими кузнечиков с ногами фламинго, но разумными и в очках, и прочими шитокрытами.

Заодно утрачивается и всякое правдоподобие, которого Бессон поначалу хотя бы формально придерживался. И вот уже создания ростом в два миллиметра смачно откусывают от яблока, которое держат в руке, а крот убегает по соломинке для коктейля. Какая, собственно, разница! Как говорит сам Бессон: «Дети – удивительные существа. Для них лягушка, скачущая на лошади, абсолютно естественна».

Жаб на жеребце в книге нет, зато есть драки в барах, донельзя похожих на салуны Дикого Запада, гонки на игрушечных автомобилях a la «Формула-1», грецкие орехи в качестве авиалайнеров, заначенный дедушкой клад из рубинов, и главный злодей, Ужасный У, чья внешность и судьба – явный книксен Бессона в сторону Дарта Вейдера из «Звездных войн».

Все это выглядит вполне уместно просто потому, что приключения Артура – скорее литературный сценарий, чем нормальная детская книжка: «Сделав несколько шагов, бабушка обнаруживает спящего на полу Артура. Лицо мальчика скрыто африканской маской, отчего храп звучит гулко и глухо». Абсолютно ясно, что грядет экранизация. Сообщения о том, что Бессон, давно забросивший режиссуру и выступающий лишь в качестве продюсера и сценариста, возвращается в кино и будет делать фильм по своей сказке, появились еще в 2002 году. Позже, правда, утверждалось, что создатель Никиты и Леона-киллера, как обычно, оставил за собой руководящую и направляющую роль, а режиссером стал Патрис Гарсия, художник «Пятого элемента», чьей жене, Селине Гарсия, принадлежит идея книги. Так или иначе, все вопросы скоро разрешатся – выход одного из самых масштабных французских кинопроектов планировался на конец 2004-го — начало 2005 года.

Л. Бессон. Артур и минипуты. М.: «Махаон», 2004.

Л. Бессон. Артур и Запретный город. М.: «Махаон», 2004.

Новости и материалы
Жителям Новороссийска запретили выходить из дома после атак БПЛА
Минюст расширил штаты для духовного окормления арестованных
В Шебекино объявлена ракетная тревога
Беспилотники атаковали Туапсе, загорелся НПЗ
Рябков назвал авантюристским курс НАТО по отношению к России
Невролог рассказала, сколько раз в неделю можно пить обезболивающие
В МИД объяснили, почему России не важны итоги выборов в США
Глава Новороссийска призвал жителей оставаться в укрытиях из-за массированной атаки дронов
«Искандер» уничтожил скопление техники ВСУ
В Белгороде и его пригороде в третий раз за ночь объявлена ракетная тревога
Ливни с градом обрушатся на Северный Кавказ
Мэр Днепра рассказал, что произойдет с городом из-за мобилизации
Тренер рассказала, в какое время суток лучше всего тренироваться
Польский генерал считает продолжение конфликта катастрофой для Украины
Стало известно, что происходит с бойцами ВСУ после плена
Силы ПВО подавили более 10 БПЛА в Новороссийске
Российский посол заявил, что Россию хотят столкнуть со странами Латинской Америки
В Новороссийске слышны взрывы над морским портом
Все новости