Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы не посылаем нот в Госдеп»

Экс-главком ВВС России Дейнекин о последних инцидентах с российскими военными самолетами

Бывший главком Военно-воздушными силами СССР и России Петр Дейнекин в беседе с «Газетой.Ru» напомнил наиболее скандальные случаи перехватов самолетов и пролетов над кораблями США и России. По словам генерала, российская сторона даже в годы «холодной войны» не посылала нот в Госдеп, хотя иногда сбивала чужие самолеты, а американские летчики порой даже помогали советским исполнять задачи.

Сразу два инцидента с участием российских самолетов на Балтике наделали много шума в прессе, заставив политиков пойти на резкие заявления. Сначала два российских бомбардировщика Су-24 пролетели рядом с эсминцем USS Donald Cook, позднее Су-27 перехватил выполнявший задание американский самолет-разведчик RC-135.

После первого случая госсекретарь США Джон Керри, ссылаясь на некие «правила ведения боевых действий», заявил, что российские самолеты могли быть сбиты. После второго — представитель Пентагона утверждал, что «небезопасные и непрофессиональные» действия российского летчика способны привести к «напряженности в отношениях между странами».

Бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР и России генерал армии Петр Дейнекин вспоминает историю взаимных перехватов самолетов и кораблей США и России и поясняет, почему в недавних эпизодах не видит ничего нового.

Петр Степанович, могли бы вы назвать несколько самых громких и скандальных случаев перехвата российских самолетов зарубежными и наоборот в истории современной России и СССР? И как на них реагировали тогда и сейчас?

— Наши стратегические воздушные корабли типа Ту-160 и Ту-95 выполняют свойственные им задачи вдали от родных берегов. И каждый раз во время этих воздушных рейдов наши самолеты крылом к крылу сопровождают самолеты-истребители США и НАТО.

Но мы никогда не посылаем никаких нот в Госдеп США, невзирая на то что нашему экипажу до американских истребителей-перехватчиков, образно выражаясь, можно дотянуться рукой.

Когда мы летим рядом друг с другом, то иногда обмениваемся даже жестами приветствия. Потому что прекрасно понимаем, чем могут закончиться провокационные действия.

Вместе с тем и раньше в небе были инциденты, причем по вине американской стороны. Однажды самолет истребитель F-4 Phantom рубанул своим килем по правой плоскости самолета Ту-16 авиации Северного флота. Но даже в годы «холодной войны» мы этот инцидент не поднимали на уровень международного скандала.

Облет эсминца Donald Cook и перехват самолета-разведчика RC-135 российским Су-27 — это обычное явление в учебных полетах обеих сторон.

Если бы самолет США нарушил воздушное пространство России, то ему было бы жестко предложено произвести посадку на одном из наших аэродромов вместе с теми разведывательными данными, которые он собрал во время своего специального полета.

А так как он выполнял полет в международном пространстве, то наш летчик имел на это такое же международное право, как и американец. А кстати, «бочка», которую выполнил наш пилот рядом c разведчиком RC-135, — это как бы приветствие нашим партнерам по борьбе с международным терроризмом.

Если вернуться к облету эсминца Donald Cook, то мы в свое время регулярно выполняли воздушную разведку авианосных ударных соединений США в Тихом океане и Атлантике. Для того чтобы доказать, что ты разведал именно тот авианосец, мы были обязаны привезти средства объективного контроля — в те годы это была фотография. И мы проходили над этим плавающим аэродромом, фотографировали его бортовой номер и самолеты на палубе как вещдок. Причем задолго до выхода непосредственно на авианосец нас встречала и сопровождала пара палубных истребителей. В ордере идет большая группа кораблей, а на экранах бортовых радаров они светятся одинаково, поэтому было сложно найти самый главный корабль. Вместе с тем

даже в годы «холодной войны» среди американцев были пилоты, которые понимали, что мы летаем на выполнение специальных задач, и помогали нам это делать.

Иногда даже показывали рукой правильное направление нашего полета.

— А что касается инцидента 1968 года с разбившимся в море российским Ту-16?

— Да, был такой тяжелый случай, когда экипажи авиации Северного флота облетали американские корабли. Тогда наш самолет столкнулся с водной поверхностью и погиб, но здесь никаких нарушений режимов полета в отношении американского корабля не было, и наш экипаж международных норм полетов не нарушал.

— В таком случае, в какое время отношение было к таким моментам более агрессивным — во время «холодной войны» или сейчас?

— Мы и США выдаем себя в СМИ как партнеры по борьбе с терроризмом и наркотрафиком. А на самом деле американской стороной используется малейшая возможность для нагнетания ситуации. Это тоже своего рода санкции, только информационные. Вместо сотрудничества в военной сфере США пытаются поднять напряжение.

— Наши партнеры в своих протестах постоянно ссылаются на некие международные правила. А в чем ключевые моменты этих регламентов? На каком расстоянии можно или нельзя летать самолетам, какие действия можно или запрещено производить в случае перехвата самолетов или облета кораблей?

— Есть международные договоры, соответствующие документы и правила по выполнению полетов в воздушном пространстве и над нейтральными водами.

Установлена определенная полоса вдоль побережья или госграниц любой страны, которую пересекать нельзя. А право летать в международном пространстве имеют в одинаковой степени как американцы с россиянами, так и любая другая страна.

Имеются строгие нормы по расстояниям и высотам, например, при облетах кораблей. Но скажу, что

эти нормы летчиками как с американской, так и с российской стороны могут не выполняться.

Когда мы летали на разведку авианосцев или в удаленные военно-географические районы, нас всегда конвоировали, причем очень плотно, крыло к крылу, перехватчики НАТО или истребители США. Но мы прекрасно понимали, что это может кончиться как гибелью экипажа и потерей самолета, так и крупным международным скандалом. И поэтому мы уважительно относились друг к другу и выполняли такие задания при повышенном внимании.

Я назвал вам только один наиболее гнусный эпизод, когда американский пилот рубанул крылом по нашему самолету, но этот инцидент закончился благополучно для обоих экипажей.

— Но были и случаи, когда российским самолетам приходилось ловить американцев или самолеты других государств?

— Конечно были. В 1961 году мы сбили американский самолет-разведчик пилота Гарри Пауэрса, который изволил забраться аж до Свердловска.

Было грубейшее нарушение нашего воздушного пространства южнокорейским Boeing (пассажирский Boeing 747 был сбит 1 сентября 1983 года, погибли 23 члена экипажа и 246 пассажиров. — «Газета.Ru»). Его наши самолеты-истребители тоже были вынуждены сбить.

А когда воздушное пространство СССР на спортивном самолете Cessna нарушил пилот-любитель Матиас Руст, его сбивать не стали. Этот щенок и прилетел на Красную площадь.

Что было, то было, и такое надо исключить в перспективе.

Новости и материалы
В Белгороде прогремело множество взрывов
Венесуэла предложила создать международную зону экономической свободы
В Канаде эвакуируют жителей муниципалитета из-за пожара
Президент Турции провел экстренное заседание из-за возможной угрозы госпереворота
Самолет Трампа столкнулся с другим бортом в аэропорту во Флориде
Россияне рассказали, как борются с недосыпом
Путин высказался о перспективах экономических связей РФ и Китая
Россиянам рассказали, как поступить с растениями, которые пострадали от заморозков
Путин объяснил значимость задач из послания Федеральному собранию
Путин рассказал о культурном обмене между Россией и Китаем
Путин заявил, что страны «золотого миллиарда» не считают Землю домом всего человечества
Суд рассмотрит жалобу на приговор Стрелкову
ВСУ при отступлении обстреливают жителей Харьковской области
Движение по Крымскому мосту восстановлено
Стало известно, от укусов каких животных чаще всего страдают россияне
Путин охарактеризовал политику Запада
Путин рассказал о налаживании более тесного взаимодействия в инновациях между РФ и КНР
В Крыму силы ПВО сбили несколько ракет у аэродрома Бельбек, пожар в Полюшко потушен
Все новости