Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Белорусские иномарки ждут российских водителей

Корреспондент «Газеты.Ru» выяснял, насколько активнее россияне стали покупать дешевые подержанные иномарки в Белоруссии после изменения пошлин

С 1 января 2013 года россияне получили возможность покупать в Белоруссии любые подержанные автомобили без дополнительной уплаты таможенных пошлин в бюджет РФ, включая те, что были ввезены на территорию Таможенного союза после 1 января 2010 года. В среднем неновые иномарки в Минске на 15% дешевле, чем в Москве. Однако, вопреки ожиданиям многих белорусских перегонщиков, пока оживления белорусского рынка не произошло.

Еще три года назад белорусский рынок подержанных автомобилей буквально бурлил. Одолжить денег, смотаться в Европу, пригнать три-четыре машины, выгодно продать их покупателям из России и Казахстана – этим нехитрым бизнесом занимались десятки тысяч граждан Белоруссии. Этот бизнес был одной из самых неподконтрольных сфер государства. По оценкам самих перегонщиков, от 70 до 80% б/у автомобилей покупали россияне.

Дошло до того, что в апреле 2011 года, когда в Белоруссии разразился затяжной финансовый кризис, президент Александр Лукашенко публично назвал его виновниками именно автоперегонщиков – мол, это они «миллиардами долларов вывозили из страны валюту».

В итоге 30-процентные заградительные пошлины уравнялись в России и Белоруссии с 1 июля 2011 года. Плюс до 1 января 2013-го действовал мораторий — россияне не могли покупать машины, ввезенные в Белоруссию до 1 июля 2011 года. После этого «перегоночный» ажиотаж резко прекратился, рынок замер.

В отсутствие спроса со стороны россиян перенасыщенный подержанными иномарками белорусский рынок обвалил цены.

Уже с середины 2011-го перегонщики продавали их вообще без наценки, а порой с убытком – только бы вернуть вложенные деньги. Такой ситуация оставалась до конца первого квартала 2012 года.

Начиная со второго квартала 2012 года цены на подержанные автомобили в Белоруссии стали расти – и к началу 2013-го выросли примерно на 15–20%. Рост цен аналитики связывали в первую очередь с ростом доходов населения. Одновременно увеличилась дифференциация цен на автомобили – в зависимости от марки машины и года выпуска. В целом картина сложилась следующая: автомобили 2007–2009 годов выпуска подорожали за 2012 год в среднем на 30%, тогда как более старые автомобили выросли в цене не более чем на 10%.

В итоге многие белорусские владельцы подержанных иномарок с нетерпением ожидали 1 января 2013 года, чтобы выгодно продать свои машины российским покупателям. По их прогнозам, рынок вновь оживят покупатели из России, 70–80% продаж б/у иномарок будет приходиться на них.

Однако в этом году после официального снятия таможенных барьеров и даже после окончания долгих новогодних каникул выяснилось, что российские потребители пока не проявляют особого интереса к белорусскому рынку б/у автомобилей.

Замглавы отдела технического надзора и регистрационной работы ГИБДД Москвы Дмитрий Ермаков сказал «Газете.Ru», что наплыва подержанных автомобилей из Белоруссии не наблюдается.

Правда, обычно белорусские перегонщики, пригнав машину из Европы, не торопятся оформлять её в местной ГАИ на себя — подыскивается покупатель из России, и машина оформляется сразу на него.

То есть белорусская Госавтоинспекция оформляет паспорт транспортного средства сразу владельцу-россиянину. В московской ГИБДД подтвердили, что белорусским коллегам передали российские ПТС.

Несмотря на то что сейчас в России и Белоруссии действуют идентичные ввозные пошлины, в среднем подержанные иномарки в Минске дешевле московских на 15–20%. Например, BMW X3 2009 года выпуска, объем двигателя 3 литра, в среднем стоит в Минске $35 тыс., а в России — $40 тыс. Skoda Fabia Comfort 2008 года выпуска, объем двигателя 1,4 литра, стоит в Минске около $9 тыс., а в России – $11—12 тыс.

«У нас это налаженный бизнес, наши многие живут с этого, наладили контакты в Европе, которые позволяют брать машины дешево, — пояснил «Газете.Ru» разницу в цене один из белорусских автоперегонщиков, завсегдатай крупнейшего в Белоруссии рынка подержанных автомобилей «Малиновка» под Минском. – Россиянам проще приехать и купить у профессионального перегонщика машину в Минске, чем самим катить в Европу на свой страх и риск».

Еще одним фактором, влияющим на рынок, стали автомобили, ввезенные в Белоруссию в 2012 году и растаможенные по новым ставкам. В новых таможенных условиях вновь «поднявшие голову» белорусские перегонщики старались пригонять в страну машины 2007–2009 годов выпуска с объемом двигателя до 2500 куб. см. На эту группу машин ставки таможенных пошлин оказались довольно невелики – но все равно они получались дороже, чем те, что удалось пригнать до 1 июля 2011 года.

«На самом деле на наш бизнес больше всего влияет ситуация со стандартами Евро-3 и Евро-4, – продолжает свой рассказ перегонщик. –

Раньше как было. Россияне покупали у нас довольно старые машины, а потом у себя за 15 тысяч рублей оформляли справку, что у них двигатель соответствует стандарту Евро-3. В крайнем случае какую-нибудь дешевую примочку ставили – и оформляли как соответствующий стандарту».

Однако с 2012 года двигатели в РФ должны соответствовать стандарту Евро-4, а это означает, что сами машины должны быть выпущены после 2004 года. Иначе их растаможка окажется чрезмерно дорогой. «Теперь в Белоруссию и далее в Россию выгоднее всего ввозить машины возрастом от трех до пяти лет – не моложе и не старше – на них терпимые растаможки. В других случаях растаможка едва ли не удваивается, – говорит собеседник «Газеты.Ru». – Например, машины моложе трех лет идут как новые. А если старше пяти лет – уже считается «автохлам», и их растаможка обходится заметно дороже. Так что теперь мы гоним машины с 2008 по 2010 год выпуска с небольшим объемом движка – у них у всех уже двигатели стандарта Евро-4, и таможенные пошлины оказываются оптимальными».

В любом случае сейчас белорусский рынок по-прежнему переполнен довольно старыми машинами, которые их владельцы все еще надеются каким-то образом сбыть россиянам – в самой Белоруссии спрос на подержанные иномарки вновь начал падать из-за общего повышения цен с начала 2013 года.

Всё еще не исключено, что спрос со стороны российского потребителя начнет расти. Дело в том, что в январе авторынок в РФ вырос на 5% — как сообщала «Газета.Ru», в основном за счет эффекта «отложенного спроса»: покупатели ждали новогодних скидок на модели прошлого года. Однако уже в феврале сезон скидок завершится, и потенциальные покупатели начнут рассматривать альтернативные варианты с возможностью купить автомобиль дешевле.

Новости и материалы
Продюсер раскритиковал судей «Евровидения» за игнорирование участницы из Израиля
ВСУ атаковали поселок Теткино в Курской области
Звезда сериала «Горький 53» рассказал, не мешает ли его работе перенесенный дважды инсульт
Названы два продлевающих жизнь доступных продукта
Apple готовит революционное обновление Siri на основе генеративного ИИ
Володин призвал полностью перестроить работу Министерства спорта
Названа вредная привычка, помимо курения, которая вредит легким
Врач Стружко: злоупотребление алкоголем повышает риск туберкулеза
В Донецке мирный житель пострадал при детонации взрывного устройства
iPad Pro c M4 оказался мощнее новейшего MacBook Air
Ольга Орлова ответила, поддерживает ли связь с Губиным
Джокович рассказал, что он чувствовал после попадания бутылкой в голову
Тело седьмого погибшего извлекли из-под завалов дома в Белгороде
Неудачи «Краснодара» объяснили психологической подавленностью
ВСУ обстреляли город в Херсонской области ракетами HIMARS
Власти Харьковской области обвинили в воровстве денег на фортификации
Прохор Шаляпин заявил о малообразованности молодых артистов
«Уехали и уехали»: Сосо Павлиашвили об артистах-эмигрантах
Несколько взрывов произошло в Днепропетровской области Украины
Все новости