Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Производство вредное, но возле печей очень красиво»

«АвтоВАЗ» пустил в свои цеха всех желающих

В беседах с корреспондентом «Газеты.Ru» работники «АвтоВАЗа» рассказали, что их держит на предприятии уже много лет, поделились своими мыслями о сегодняшнем и завтрашнем дне концерна, а также пожаловались, что их заставляют учить английский.

В цехах «АвтоВАЗа» снова людно. Правда, речь не о сотрудниках работающего вполсилы автогиганта, а о жителях Тольятти, которые в преддверии 50-летнего юбилея предприятия получили возможность своими глазами посмотреть, где и как производят самые массовые автомобили в стране. Многие из них работают здесь же.

Открытый конвейер

У рамок контроля перед входом на территорию завода выстроилась внушительная очередь из желающих посмотреть, что происходит на предприятии и как собирают самые продаваемые в стране автомобили. Знаменитую голубую административную высотку «АвтоВАЗа» к празднику помыли, огромный логотип Lada, который возвышается над зданием, также засверкал. На экскурсию идут преимущественно целыми семьями — вот пожилая пара пытается организовать троих внуков и пишет номера телефонов на специальных браслетах, если те вдруг потеряются на огромных площадях.

«Мы проработали тут всю жизнь, все уже увидели, для нас ничего интересного и нового тут нет, но внуки заставили — захотели все изучить», — рассказывает мужчина лет шестидесяти с мощными широкими плечами.

«А я работаю здесь, но сотрудников пускают далеко не везде, интересно посмотреть, как все устроено в других цехах», — делится молодой парень лет тридцати. Эффектная дама с прической из 90-х с медалью ветерана «АвтоВАЗа» охотно рассказывает, что уже 25 лет работает здесь в металлургии. «Мы работаем в три смены, у нас точно все отлично, зарплату платят, и я не жалуюсь, с собой привела двоих внуков, пусть посмотрят, где бабушка работает».

Попасть на территорию предприятия в этот день могут все желающие. Такую акцию «АвтоВАЗ» приурочил к своему 50-летию, которое официально будет отмечаться 20 июля.

Тем временем, после нехитрого контроля, людей партиями загружают в автобусы и отправляют на экскурсию от цеха к цеху. На перегон уходит по 10–15 минут — автогигант полностью оправдывает свой статус. Рядом со мной оказывается мужчина средних лет с сединой в волосах, который, по его словам, трудится здесь в отделе разработки новых проектов при вице-президенте предприятия. Сюда его убедил приехать сын-школьник.

«Задумок у предприятия много, только бы дали все осуществить, — говорит мой собеседник и поворачивается к окну. — Вот, как многие говорят, мы проезжаем «страшное место» — цех металлургии. А много лет назад, когда на заводе случилась авария, я попал туда и целый месяц там отработал, и это было одно из лучших воспоминаний. Да, работа трудная. Но отношение к людям там было попроще, получше. С тобой все там носятся, ты только работай. Успокаивают, мол, сегодня молока не будет, на завтра талоны точно будут. Кормежка была трехразовая и бесплатная, так как мы работали в три смены — очень душевно».

«Производство вредное, там пыль, взвесь, жара, но возле печей очень красиво, когда плавится металл», — подключается молодой человек с соседнего места.

Так мы добираемся до первой точки — смотрим цех по производству деталей. Тут прохладно и свежо, а чистоту оценил бы и бывший президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон — свежевыкрашенный пол сверкает. Дальше снова в автобус, и прямо в нем людей провозят через штамповку и показывают, как из гладких кусков металла получаются детали кузова для автомобилей. На десерт конвейер — тут можно увидеть и будущие Lada XRay, Nissan Almera, Renault Sandro и другие.

Вот черноволосая женщина в синем костюме ловко подхватывает передний бампер, вручную устанавливает его на автомобиль, несколько ударов кулаком и работа инструмента — на подходе уже следующий. «За день устанавливают 400 бамперов, ничего», — улыбается она.

Мимо проходит дама лет 45 с короткой стрижкой в майке волонтера — она уже 23 года работает здесь на сварке. «Работа здесь вся тяжелая, но зато есть стабильность — аванс-зарплата. На салоны красоты, конечно, не хватит, но альтернатив в городе все равно немного».

Пережитки прошлого и требования будущего

На выходе с конвейера своими впечатлениями делится бывшая сотрудница предприятия, которая отработала в 62-м корпусе на сборке Niva.

«Сейчас я там побывала опять, и что — ничего с тех пор не изменилось, очень грязное производство. Я там работала с 1980 года на этих же станках, делала эти же детали. Еще тогда я думала, что многое можно улучшить. Но они так же работают, так же делают норму.

В общем, сейчас я на пенсии, но продолжаю работать — устроилась в сфере обслуживания. Если очень хочешь, то работу найдешь и в Тольятти».

Проходящий мимо инженер рассказывает, что сейчас от ряда сотрудников потребовали за год выучить английский язык, чтобы общаться с иностранцами. «Конечно, речь не идет о простых рабочих, но людям, которым уже 45–50 лет, конечно, будет трудно освоить новый язык. К тому же им пока не говорят, как будет проходить обучение и кто будет за это платить. Раньше нас отправляли в корпоративный университет на обучение. Пришел Андерссон — порезал бюджет, потом на его место пришел Николя Мор — урезал еще больше. Сейчас корпоративное обучение действует только на сварку, на слесарску, химсостав. Языковые курсы и робототехнику сократили. Вообще очень хочется работать все пять дней на постоянной основе. И до сих пор очень обидно, почему у инженеров нет премий. У обычных работников, которые собирают Kalina, она 27 тыс. руб. Причем они, бывает, работают по два-три дня в неделю».

В свою очередь глава агентства «Автостат» Сергей Целиков, всю жизнь проработавший в моногороде, в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что для того, чтобы выжить в Тольятти и на «АвтоВАЗе», нужно работать над собой и постоянно развиваться.

«Если людей не устраивает их жизнь в Тольятти и работа на «АвтоВАЗе», им остается только одно — уезжать, — говорит Целиков «Газете.Ru». — У кого есть такая возможность — нужно так поступать прямо сейчас. В обозримом будущем в Тольятти лучше не станет, больше рабочих мест в городе не появится.

Дальнейшие шаги «АвтоВАЗа» в сторону своей эффективности приведут к тому, что людей на предприятии будет становиться меньше. И чтобы там остаться, надо будет либо работать, как в Москве, с раннего утра до 21–22 вечера, либо расти — изучать язык, осваивать новые специальности, находить свое место в этом новом мире.

Пока «АвтоВАЗ» очень зависим от социальной составляющей, поэтому и получается замкнутый круг — или люди, или долги. Но «АвтоВАЗ» интегрируется в мировой автопром, и если люди хотят интегрироваться вместе с ним, то должны расти и развиваться вместе с ним, становиться успешными. В Тольятти все меньше таких спокойных рабочих мест. В регионах работы больше. Если ты будешь ходить и стонать по городу, то ничего не изменится, нужно заставлять себя становиться лучше или переезжать. Или заняться натуральным хозяйством, уехать в деревню. В Тольятти есть свой рынок труда, и зарплаты сейчас такие, какие они есть, расти сильно не будут. Город перегружен трудовыми ресурсами и недогружен рабочими местами. Здесь нужно создавать новый бизнес, создавать что-то свое. Хорошие специалисты всегда нужны, но некоторые не хотят ими становиться, им проще бегать по городу с красными знаменами».

В пресс-службе «АвтоВАЗа» заявили «Газете.Ru», что размер заработной платы в Тольятти находится на среднем уровне по области.

«К сожалению, в силу сокращения автомобильного рынка России (в первом полугодии рынок просел на 14%) предприятие было вынуждено ввести сокращенную четырехдневную рабочую неделю, — сказали в пресс-службе. — Это решение позволило сохранить основную часть коллектива предприятия. К сожалению, четырехдневка затронула и доходы — они сократились на 20% у всех, включая топ-менеджмент. При этом государство оказывает поддержку «АвтоВАЗу» и приняло программу социальных работ, по которой вовлеченным сотрудникам оплачивается пятый рабочий день из средств бюджета».

Впрочем, пятидневку на предприятии официально вернут уже 15 августа. Правда, пока полноценная рабочая неделя, а значит, и зарплата будут действовать лишь два месяца — в дальнейшем все будет зависеть от ситуации на российском авторынке.

Новости и материалы
Дегтярев прибыл в Москву
Король Карл III встретился с Бекхэмом после того, как отказал Гарри в важной просьбе
Нехватка доступного жилья становится «ключевым полем битвы» для Европы
Пожар в варшавском ТЦ локализовали
Глава IBA Кремлев вручил по 3 млн рублей дагестанцам, спасавшим людей в Петербурге
Нуланд призвала развернуть на Украине дальнобойные орудия
СК расследует массированный обстрел Белгорода со стороны ВСУ
Барецкий нашел работу для Ивлеевой после бойкота на фоне скандальной вечеринки
РПЛ пошутила над камбэком «Динамо» в матче с «Балтикой»
Скатившийся в реку в Ленобласти автомобиль с пьяными подростками уходил от погони
В результате обрушения дома в Белгороде после обстрела есть пострадавшие
В Печоре завершили разбор завала на месте обрушения дома
Гладков выехал на место обрушения подъезда в жилом доме в Белгороде
В «Зените» признали, что вряд ли смогут выиграть РПЛ
Немцев спросили, верят ли они в нападение России на страны НАТО
Экс-премьер Украины рассказал, когда украинцам ждать дефолта
Приянка Чопра выложила редкое фото с мужем и дочерью
В Британии боятся продвижения российских войск в Харьковской области
Все новости