Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Долговой сплав

Государство может получить новых представителей в совете директоров «Норникеля»

В совет директоров ГМК «Норникель» могут войти сразу пять государственных представителей. Но рычаги влияния государства в металлургии сегодня сильны и без этого — расплатиться с долгами металлургов под силу только ему.

Пять представителей государства значатся среди кандидатов в совет директоров «Норникеля», который будет избран на годовом собрании акционеров. Среди них действующий глава совета Александр Волошин, советник гендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Игорь Комаров, зампредседателя правления ВЭБа Анатолий Балло, а также замы председателя правления ВТБ Василий Титов и Валерий Лукьяненко, сообщает «Интерфакс». Условие вхождения в совет госпредставителей поставили госбанки ВЭБ и ВТБ, предоставившие акционерам ГМК — «Интерросу» и «Русалу» — кредиты на $3,8 и $4,5 млрд соответственно. Такой расклад сил означает усиление позиций государства в металлургии. «Государство уже де-факто контролирует «Норникель» и «Русал» — и через заложенные в госбанках акции, и через менеджмент компании», — констатирует аналитик «Уралсиба» Николай Сосновский.

Но зависимость от государства компаний цветмета еще серьезнее. Из-за кризиса спрос на металлы упал в разы, что обрушило цены и заставило производителей работать на грани рентабельности. Обслуживание долгов перед отечественными и зарубежными банками, которые бизнесмены набрали в период финансового благополучия, стало практически невозможным. Когда-то процветающий, «Русал» находится на гране банкротства: капитализация компании, по оценкам экспертов, сопоставима с общим объемом ее задолженности в $16,3 млрд.

Контролирующий акционер алюминиевого холдинга Олег Дерипаска, еще в прошлом году возглавлявший список Forbes с состоянием в $28,6 млрд, теперь рискует потерять статус миллиардера.

«Только в этом году на погашение долгов и исполнение текущих обязательств российским металлургам потребуется несколько десятков миллиардов долларов, — констатирует аналитик банка «Зенит» Игорь Нуждин. — Из-за кризиса занять эти деньги сейчас негде — предоставить их в той или иной форме может только государство». Это можно сделать путем прямого участия государства в капитале компаний, например с помощью допэмиссии, либо путем прямого рефинансирования долгов металлургов. «Русал», например, предлагает государству конвертировать долги в свои привилегированные акции.
Кроме того, бизнесмены пытаются разрешить вопрос с долгами через создание объединенной компании, в капитал которой в счет погашения задолженности госбанкам должно войти государство. Олег Дерипаска накануне заявил, что при совете директоров ГМК будет создан независимый комитет, который обсудит возможности слияния «Норникеля» с другими металлургами. Сейчас в качестве возможных партнеров в разных вариантах объединения выступают подконтрольный Алишеру Усманову «Металлоинвест», активы «Ростехнологий», «Распадская», «Евраз» и «Мечел», а также предприятия других отраслей — «Уралкалий» и «Русснефть». Варианты слияния самые различные: Алишер Усманов предлагает объединить «Норникель» и «Металлоинвест» исходя из соотношения 2 к 1 при оценке «Металлоинвеста» в $20,9 млрд. Затем к этому союзу могут добавиться «Ростехнологии». Глава «Интерроса» Владимир Потанин и Олег Дерипаска рассчитывают на включение в альянс также угольной «Распадской», «Русснефти» и «Уралкалия». Со своей стороны, владелец 14% бумаг «Русала» Михаил Прохоров, которому алюминщики остались должны $2,8 млрд за блок-пакет «Норникеля», рассматривает варианты получения контрольной доли в алюминиевом холдинге в качестве расчета за старые долги.

Правда, делать государство контролирующим акционером объединенной компании металлурги пока не готовы.

«Все варианты объединения вне зависимости от числа участников предусматривают, что государству будет положен только блокпакет, что вряд ли устроит власти»,

— отмечает аналитик ВТБ-24 Станислав Клещев.

Да и сами переговоры о слиянии могут завершиться ничем, ведь договориться сразу нескольким участникам с разной долговой нагрузкой будет непросто.

«Вопрос упирается в цену: докризисная оценка компаний не актуальна, сейчас же их стоимость упала в разы»,

— говорит Сосновский. Так, «Норникель», капитализация которого в лучшие времена достигала $60 млрд, стоит сейчас на РТС всего $7,8 млрд.

Все металлурги при этом хотят пролоббировать свой вариант слияния. С учетом этих разногласий перспективнее сейчас не объединение, а переговоры государства отдельно с каждой из компаний, считают аналитики. Но как минимум частичное вхождение государства в металлургию, которая последние 15 лет оставалась практически полностью частной, экспертам все равно кажется неизбежным.

Новости и материалы
В Курской области сбили беспилотники
Иранские СМИ опубликовали 3D-карту места предполагаемой жесткой посадки вертолета Раиси
Украинский пограничник рассказал о проблемах с обороной под Харьковом
Рядовой ВС РФ в одиночку защищал от FPV-беспилотников подбитый танк до прибытия эвакуации
Обнаружено место крушения вертолета Раиси
Открытое горение в здании управы Соколиной Горы в Москве потушили
Россия направит в Иран специальную технику для труднопроходимой местности
В Красном Полумесяце Ирана объяснили, где мог упасть вертолет Раиси
Самолет МЧС со спасателями вылетел в Иран для участия в поисках Раиси
В Мали начнут добычу редкого металла
В Госдуме решили защитить права временных работников
В Харькове произошли взрывы
Иранские спасатели выдвинулись к месту падения вертолета президента страны
Стало известно, в какую страну Азии россияне стали ездить в два раза чаще
Врач рассказала, кому летом стоит быть осторожнее на солнце
Крым оценит ущерб, нанесенный Украиной обстрелами полуострова
КСИР подтвердил, что найденными «источниками тепла» являются обломки
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Все новости