Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Британия повторяет ошибки Москвы

Крупнейший оператор аэропортов Великобритании продает активы

Крупнейший аэропортовый оператор Великобритании British Airports Authority (BAA) расстанется с аэропортом Гатвик. Продать его заставляет местная антимонопольная служба. Великобритания повторяет ошибку московского авиационного узла, в котором совершенно разрозненно работают три разных аэропорта.

Лондонский аэропорт Гатвик, которым владеет британская компания BAA, входящая в испанскую группу Ferrovial, будет продана группе Global Infrastructure за $2,5 млрд. Сделка примечательна тем, что продает аэропорт BAA не по своей воле, а по настоянию британской антимонопольной службы, в которую обращались недовольные перевозчики, работающие в аэропорту. Британская антимонопольная комиссия одобрила сделку 21 октября.

За последнее время комиссия получила «более шестидесяти сигналов» о доминировании BAA на рынке оказания аэропортовых услуг. Наиболее активно в завышении цен за аэропортовое обслуживание обвиняла монополиста авиакомпания Ryanair. «Она всегда пытается договориться об особых условиях: большой low-cost снижает цены», — объясняет главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.

В августе антимонопольная комиссия представила доклад по результатам расследования в отношении BBA, в котором констатировала фактически монопольное положение компании на юго-востоке Англии, где оператор управляет четырьмя аэропортами (три из них под Лондоном — Хитроу, Гатвик и Стэнстед, а также аэропорт в Саутгемптоне), и в Шотландии (три аэропорта — в Эдинбурге, Глазго и Абердине). Всего на долю ВВА, которая была приватизирована в 1987 году, а три года назад была куплена консорциумом во главе с испанской Grupo Ferrovial за $21,5 млрд, приходится 60% пассажиропотока через британские аэропорты. В Шотландии ВАА контролирует 84% пассажиропотока, а в районе Лондона — 90%.

При этом комиссия обнаружила проблемы с конкуренцией во всех семи аэропортах, что, по ее мнению, влечет за собой негативные последствия для пассажиров и авиакомпаний. «Главная причина проблем в том, что все аэропорты принадлежат ВВА, — говорится в докладе управления. — Мы считаем, что разные владельцы будут более активно, чем ВВА, использовать имеющиеся возможности и со временем они существенно расширятся».

Сама ВАА считает анализ и выводы антимонопольного органа ошибочными. В компании счтают, что конкуренция не поможет улучшить положение там, где мощности аэропортов ограничены.

В частности, на юго-востоке Англии после Второй мировой войны не было построено ни одной взлетно-посадочной полосы в полную длину.

Теперь BAA и Global Infrastructure Partners предстоит получить разрешение на заключение сделки от европейских регуляторов. Но это чисто технический вопрос. Как ожидает BAA, продажа аэропорта будет завершена к декабрю этого года. После продажи Гатвика BAA утратит позиции крупнейшего оператора аэропортов в Великобритании. Насколько будет эффективным управление Гатвиком новым владельцем — Global Infrastructure Partners, пока сказать сложно. Этой компании принадлежит небольшой аэропорт Лондон-Сити в одном из районов столицы Великобритании. И опыта серьезных проектов у нее нет.

В ближайшие два года BAA также должна продать еще и аэропорт Станстед (Лондон) и один из шотландских хабов — в Эдинбурге или Глазго.

По мнению экспертов, разделяя аэропорты между владельцами, Великобритания совершает ошибку. «Укрупнение и консолидация, а не разделение в аэропортовом бизнесе позволяет получать экономию на масштабах,

когда речь идет, к примеру, о хендлинге: можно заключать на выгодных условиях соглашения с торговыми сетями, сетями отелей и т. д.», — говорит руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. А пользователи услуг всегда будут обвинять поставщиков, тем более монополистов, в завышении цен на услуги, это естественно.

В России обратный процесс: аэропортовая отрасль пытается консолидироваться. Но из-за ограниченных ресурсов владельцев делается это медленно. Яркий пример — Московский авиаузел (МАУ). Все три аэропорта поделены между тремя собственниками (арендаторами), и у них нет общих интересов. Шереметьево — у государства, Внуково — у Москвы, Домодедово — у частного владельца.

В Московском авиационном узле есть три аэропорта, которые пытаются конкурировать друг с другом, вместо того чтобы, объединившись, стать международным транзитным пунктом,

считают эксперты. «Для того чтобы получить преимущество перед европейскими хабами, необходима специализация либо по бизнес-моделям, либо, как вариант, по глобальным альянсам авиакомпаний», — резюмирует Пантелеев.

Новости и материалы
Американец угнал от бара грузовик с выпивкой, чтобы расплатиться за наркотики
Бузову раскритиковали за выступление в откровенном наряде в День защиты детей
«Зенит» выиграл Кубок России
Силы ПВО сбили беспилотник над Белгородской областью
В Ухте локализовали пожар на нефтеперерабатывающем заводе
В МЧС рассказали, сколько специалистов тушат Ухтинский НПЗ
Костомаров рассказал, будет ли болеть за теннисистов на Олимпиаде
Зеленский заявил, что Украина признает Палестину как суверенное государство
Российские войска уничтожили под Купянском мешавший продвижению миномет
На Украине забили тревогу из-за действий Зеленского
Черчесов является главным кандидатом на пост тренера сборной Казахстана
В Белом доме заявили о понимании Байденом последствий ударов ВСУ по России
Харатьян не может зарегистрировать автомобиль из-за спора между продавцами
Водитель «Газели» протаранил Ford на встречной полосе, пострадали три человека
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
В Южной Осетии восстановили электроснабжение
Аскольд Запашный рассказал о самочувствии дочери после падения с лошади
В Белгородской области сбили пять украинских дронов
Все новости