Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Крушение давит на Европу

Конфликт между Россией и Украиной угрожает российской и европейской экономике

Крушение Boeing 777 над Донецком даже без введения дополнительных санкций усложнит отношения между европейскими и российскими компаниями, предупреждает западная пресса. Это представляет опасность в том числе для экономики ЕС. Впрочем, сами компании пока заявляют, что не планируют изменений в работе.

«До недавнего времени главная угроза европейской стабильности находилась внутри союза — долговой кризис в еврозоне вызвал раскол вплоть до появления разговоров о распаде валютного союза» — так начинает свою статью «Новый вызов ЕС — геополитический» американская газета The Wall Street Journal. Теперь, когда эти риски поубавились, хотя и не исчезли окончательно, основной вызов исходит извне.

«Сбитый малайзийский Boeing 777 с пассажирами на борту резко поднял ставки в военном конфликте между Украиной и пророссийскими сепаратистами в Донецке у восточной границы ЕС», — предупреждает WSJ.

Опасность настолько велика, что эти геополитические риски вышли на второе место среди пунктов, угрожающих стабильности ЕС, после риска падения на рынке недвижимости.

Эти выводы совпадают с результатами опроса, проведенного Банком Англии еще в июне. Уже тогда инвесторы назвали геополитические риски вторыми по значимости для финансового рынка Великобритании. Тогда геополитику «обошел» только риск нового экономического спада в мировом масштабе.

Геополитические конфликты оказывают давление на экономику Германии, говорит экономист Центра европейских экономических исследований Германии (ZEW) Михаэль Шрёдер. Ключевой индикатор, который использует центр для оценки состояния экономики Германии, уже и так снижается семь месяцев подряд.

Сбитый самолет может стать причиной введения новых санкций в отношении России.

Сразу после катастрофы президент США Барак Обама заявил, что Америка способна ужесточить санкции в отношении России. Канцлер Германии Ангела Меркель призвала Францию прекратить экспорт вертолетоносцев типа «Мистраль». Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон настаивает на полном запрете поставок продукции военного назначения в Россию. Кэмерон и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в ходе телефонного разговора 19 июля договорились, что в свете катастрофы необходимо изменить подход к России.

Введение строгих санкций неминуемо отразится на их инициаторах.

«Нужно быть готовыми принять в рамках общего пакета санкций и меры, которые будут иметь некоторое влияние на Лондон», — сказал министр иностранных дел Великобритании Филипп Хэммонд в интервью BBC.

22 июля в Брюсселе соберется совет ЕС по иностранным делам. Пока не было заявлений о том, что на нем будут рассмотрены новые санкции — он должен проверить, как выполняются поручения 16 июля.

Но даже без санкций отношения между европейскими и российскими компаниями вряд ли смогут остаться прежними, пишет WSJ уже в другой статье «Европейскому бизнесу придется действовать после крушения Malaysia Airlines».

«После гибели 298 мирных граждан, а также обвинения США и Украины в том, что Россия поддерживала сепаратистов, которые сбили самолет Malaysia Airlines, бизнесу будет сложно и дальше оставаться нейтральным», — предупреждает WSJ со ссылкой на своих аналитиков.

Агентство Bloomberg в материале «Российские миллиардеры в ужасе из-за риска изоляции Путина» подходит к проблеме с другой стороны: по его данным, обеспокоены и российские ведущие предприниматели. «Угроза распространения санкций на целые сектора экономики теперь очень реальна и вызывает серьезные опасения у предпринимателей, — приводит Bloomberg слова бывшего премьер-министра РФ Михаила Касьянова, который находится в Юрмале. — Если введут санкции в отношении финансового сектора, через полгода экономике конец».

Санкции США уже распространились на газовую отрасль России — 16 июля США объявили о том, что компания НОВАТЭК не может претендовать на долгосрочные (более 90 дней) кредиты от компаний или граждан США и на территории США. Акции НОВАТЭКа в Лондоне упали с тех пор (за два торговых дня) на 8%.

Российские эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», тоже видят риски для экономики ЕС, отмечая, что геополитическая напряженность может сказаться на инвестициях и торговле.

«Они могут в перспективе тормозить инвестиции, но если очень выгодные контракты, то никто не уйдет», — считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.

«Безусловно, часть того небольшого роста, который наблюдается в государствах еврозоны, зависит от внешних рынков, и от российского в частности», — говорит главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.

«Для Европы очевидно, что Россия — один из ключевых торговых партнеров и любые негативные факторы для экономического роста в России могут дать импульс ухудшению бизнес-ожиданий в Европе. Многие аналитики как раз задавались вопросом, были ли ухудшения экономических индикаторов в последний месяц связаны с опасениями по поводу негативного влияния на рост в Европе со стороны замедления из России», — говорит главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

Впрочем, по словам Суздальцева, негативный эффект скажется на отдельных секторах европейской экономики, в частности на энергетическом секторе, который зависит от поставок российского газа, а также сельскохозяйственном, который, напротив, поставляет в Россию продукцию. «Будут секторальные проблемы. Но в целом, учитывая, что Евросоюз — это огромный игрок на товарных рынках и товарообороты у него колоссальные, ухудшения ситуации он не заметит».

Те же геополитические риски оказывают негативное влияние и на российскую экономику.

«Очевидно, что страдает не только еврозона, но и Россия тоже. Европа до сих пор является крупнейшим партнером России — подавляющая часть высокотехнологичного импорта идет из Германии. Если говорить о модернизации российской промышленности, то надо понимать, что это в первую очередь немецкие технологии в явном или неявном виде», — подчеркивает Надоршин.

Впрочем, по словам Суздальцева, эффект для обеих экономик будет достаточно серьезным, только в случае действительно серьезных изменений. «Если, например, европейские инвесторы возьмут и изымут все деньги из проектов, продадут акции», — говорит он.

Однако преувеличивать влияние геополитики было бы ошибкой.

«Геополитический риск самый острый и малопредсказуемый в настоящий момент, грозящий наибольшим ухудшением. Но не единственный. Сказать, что, например, немецкие автопроизводители страдают только от геополитики, — это соврать», — говорит Надоршин.

«Российская экономика начала замедляться без всяких геополитических рисков. Часть снижения спроса на импорт из Европы и часть проектов, которые европейцы здесь планировали, но не начнут, связана, к сожалению, с естественной динамикой замедляющейся российской экономики».

Пока сами иностранные компании утверждают обратное. Даже те, чьи цитаты приводит WSJ, заявляют о намерении продолжить работу в России.

Нефтяная голландско-британская компания Royal Dutch Shell оказалась напрямую затронута авиакатастрофой — на борту Boeing 777 находилось четверо ее сотрудников. Однако нефтяной гигант воздерживается от политических высказываний. В России Shell — один из крупнейших иностранных инвесторов по объему вложений. Компания участвует в разработке Сахалинского шельфа (проект СРП «Сахалин-2», совместно с ОАО «Газпром» и японскими Mitsui и Mitsubishi) и месторождений Салымской группы в Ханты-Мансийском автономном округе (50-процентная доля в «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» — СП с компанией Sibir Energy). Также компания планирует принять участие в разработке шельфовых нефтегазовых проектов совместно с «Газпромом».

Компании, занимающиеся автомобилестроением, также не готовы говорить о сворачивании совместных проектов.

«Мы пристально следим за развитием ситуации», — отмечает представитель французского PSA Peugeot Citroen. Компания продала 23 тыс. автомобилей в России в первом квартале 2014 года. Пресс-секретарь признался, что у компании еще нет четкого плана на случай введения жестких санкций в отношении РФ.

Еще один автопроизводитель Renault SA также говорит только о том, что следит за ситуацией. У Renault совместно с японским Nissan Motor контрольный пакет акций «АвтоВАЗа». Продажи в первом квартале 2014 года составили 96 тыс. автомобилей, или 7,8% всего российского рынка.

Новости и материалы
Звезда «Мастера и Маргариты» сыграет Шостаковича в новом фильме
Пашинян заявил, что готов в этом году вступить в ЕС
Помощник согласился раскрыть детали визита Путина в Китай
Россиянам рассказали, при каких обстоятельствах может взорваться шина автомобиля
Российские войска продвинулись в Харьковской области, ЛНР и ДНР
Россия стала одним из крупнейших источников трафика на мировых криптобиржах
ВС РФ уничтожили цех производства дронов ВСУ
Ученые воссоздали Калининград времен жизни Иммануила Канта
Стала известна дата массового появления байкеров на дорогах Москвы
Звезда Comedy Woman стала участницей экстремального шоу
Российские военные за сутки уничтожили более 80 украинских воздушных целей
Подразделения группировки войск «Центр» улучшили тактическое положение
Стало известно, что Украине поставляли ракеты, которые собирались пустить на металлолом
Боец ВСУ объяснил свое решение сдаться в российский плен
Верховный суд РФ отклонил апелляцию по приговору журналисту Кара-Мурзе
«Булаву» морского базирования приняли на вооружение ВС России
Брата президента Грузии заметили на митинге против закона об иноагентах
Неизлечимо больная Селин Дион расплакалась на концерте
Все новости