Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Россия проиграла в Иране

Иран открывает свой рынок для инвестиций, но для России в нем места не найдется

Снятие международных экономических санкций открыло рынок Ирана для иностранных инвесторов. Страна рассчитывает получать $50 млрд ежегодно. Стоит ли ждать инвестиционного бума в Иране, какие отрасли представляют наибольший интерес для зарубежных компаний и почему Россия упустила рынок этой страны, разбиралась «Газета.Ru».

Иран начал активную фазу переговоров с зарубежными инвесторами и правительствами с целью возобновить и расширить прерванные санкциями торговые отношения. В понедельник стартовал официальный визит президента Ирана Хасана Роухани в Италию и Францию — первое европейское турне после отмены международных экономических санкций. Несколькими днями ранее Роухани провел встречу с председателем КНР Си Цзиньпином, который посетил Тегеран с целью укрепить торговые отношения с Ираном на фоне возможного прихода в страну западных компаний.

Иран — 18-я по величине экономика мира. Помимо богатых запасов нефти, газа и металлов Иран обладает перспективным потребительским сектором: страна насчитывает 80 млн жителей.

Экономический рост в Иране по итогам финансового года, который заканчивается в марте, составит, по прогнозам, около 3%, а в 2017 году вырастет до 5–6%.

Привлечь инвесторов к иранскому рынку — главная задача, которая стоит перед иранским правительством. Среди отраслей, которые рассматриваются как приоритетные для инвестирования, — нефтегазовый, металлургический, машиностроительный сектора.

Углеводороды

Главным бенефициаром отмены санкций станет нефтегазовая отрасль Ирана, рассчитывают в Тегеране. В первую очередь снятие запрета на импорт нефти в Евросоюз поможет стране вернуться к прежним уровням нефтедобычи, а также окажет благотворное влияние на развитие газового сектора страны — Иран рассчитывает привлечь зарубежные инвестиции.

Из-за санкций нефтедобыча в Иране сократилась на 25%: так, в 2002 году производство нефти достигало 4 млн баррелей в сутки, а в 2015 году составляло чуть менее 3 млн баррелей в сутки, согласно данным Bloomberg.

В прошлом году, на фоне участившихся разговоров о возможном скором снятии санкций в отношении Тегерана, официальные лица Ирана заявляли о том, что страна рассчитывает на увеличение производства нефти на 0,5–1 млн баррелей в сутки после отмены ограничений. Пока неясно, как быстро иранская нефтеотрасль сможет добиться увеличения производства нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Но, по данным государственной нефтедобывающей компании National Iranian Oil Co., первая поставка объемом не менее 1 млн баррелей в Европу состоится в середине февраля. Это станет первой масштабной поставкой нефти из Ирана в Евросоюз с 2012 года, когда санкции в отношении Тегерана были расширены до запрета на импорт иранской нефти в Евросоюз.

Большинство той нефти, которая будет добываться в рамках увеличения производства, планируется поставлять в Европу, пишет WSJ со ссылкой на источник в иранском правительстве. Тегеран стремится вернуть свою долю на европейском рынке, которая принадлежала ему до введения санкций.

Интерес к инвестициям в иранскую нефтегазовую отрасль уже проявили некоторые крупнейшие мировые игроки.

Прежде всего речь идет о европейских компаниях. Так, французская Total заявила о том, что рассматривает возможность возобновления инвестиций в Иран. Компанию интересуют открывшиеся возможности для сотрудничества в нефтегазовой и нефтехимической отраслях, отмечал генеральный директор компании Патрик Пуйан в ноябре прошлого года. До введения санкций Total, как и испанская Repsol и англо-голландская Shell, имела контракты с иранской стороной на строительство СПГ-терминалов.

Итальянская Eni SpA также присматривается к иранской нефтедобыче. «Без сомнений, Иран представляет инвестиционный интерес», — заявил глава компании Клаудио Дескальци в разговоре с телеканалом Rai. «Я рад, что Иран возвращается на энергетические рынки... Это означает то, что поставки энергопродуктов в Европу станут более диверсифицированными».

Одним из плюсов нефтедобычи в Иране является ее низкая себестоимость, которая оценивается порядка $10 за баррель.

Российский «ЛУКойл» ранее проявлял интерес к иранским проектам, однако информации о развитии сотрудничества в этом направлении пока не было.

Впрочем, целый ряд факторов оказывает сдерживающий эффект на привлечение иностранных инвестиций в Иран. Во-первых, внутреннее законодательство Ирана предусматривает ограничения для иностранных инвесторов на владение активами, связанными с природными богатствами. Во-вторых, иранская отрасль нуждается в серьезных инвестициях: по оценкам того же Дескальци, Ирану необходимо привлечь около $150 млрд на развитие нефтяной отрасли для того, чтобы «сделать скачок, который сможет оказать реальное влияние на мировой рынок».

Учитывая текущую ценовую конъюнктуру, упавшие до десятилетних минимумов цены на нефть и неясные перспективы восстановления сырьевого рынка, «Иран вряд ли сможет быстро найти $150–200 млрд инвестиций», добавил Дескальци.

Конкурент или партнер?

Иран во многом является конкурентом российских нефтегазовых компаний, в частности на европейском рынке. Иран обладает крупнейшими в мире запасами газа. По оценке британской ВР, они составляют около 34 трлн кубометров (17–18% от мировых), что примерно на 2,5 трлн кубов больше, чем у России, занимающей второе место. Но, несмотря на это, сотрудничество с Ираном в нефтегазовой отрасли возможно.

«Сотрудничать в нефтегазовой сфере с Ираном России стоит, — уверен Эльдар Касаев, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России. — Да, это наш конкурент, но и давний партнер.

Пора привыкнуть к тому, что на энергетическом поле каждый игрок пытается переиграть своего визави, при этом не гнушаясь выгодой от совместных проектов».

По словам Касаева, Россия и Иран могли бы на постоянной основе осуществлять своповые (обменные) операции нефти и газа. «Это весьма разумно в нынешней ситуации низких цен на черное золото и голубое топливо. За счет свопа, который позволит эффективно обогнуть острые логистические углы, обеим сторонам можно сэкономить финансовые ресурсы за счет более оперативной поставки сырья», — пояснил «Газете.Ru» Касаев.

Второй областью сотрудничества, по мнению эксперта, могут стать проекты по производству сжиженного природного газа. И Россия, и Иран наряду с магистральными поставками газа крайне заинтересованы в развитии СПГ-индустрии. Это поможет увеличить конкурентоспособность собственного топлива за счет удобства его доставки потребителю. Третьей сферой кооперации, которую упоминает Касаев, являются нефтеперерабатывающая и газохимическая промышленность. А вот в поставках традиционного газа Иран, как один из основных его производителей, может стать конкурентом России, в том числе если ему удастся наладить собственные поставки в Европу (в настоящее время для этого отсутствуют трубопроводные мощности).

Металлургия

Иран рассчитывает привлечь иностранные инвестиции и в другие сырьевые отрасли страны — в частности, в металлургию.

Потенциал Ирана в добыче металлов значителен: страна владеет 5% общемировых запасов цинка и свинца. В иранской провинции Кернан находится второе по величине в мире месторождение меди, там же добывают такие редкие металлы, как молибден и золото.

В Иране имеются месторождения бокситов, благодаря чему страна производит глинозем и является крупным производителем алюминия. Помимо этого, Иран является вторым по величине на Ближнем Востоке производителем стали, а также крупным импортером — ежегодно страна импортирует около 7,5 млн т стали на сумму $4,8 млрд, по данным Иранской ассоциации производителей стали.

Но все эти сегменты металлургической отрасли нуждаются в значительной модернизации, которая подразумевает и серьезные финансовые инвестиции, и привлечение передовых технологий, от которых Иран долгое время был огражден санкциями.

Тегеран рассчитывает именно на инвестиционные вливания в металлургическую отрасль, а не на увеличение зарубежных поставок. Более того, Иран в последние годы пытался оградить внутренний рынок от прихода зарубежной металлопродукции: в начале 2015 года Иран повысил импортные пошлины на 10–20% на определенные виды стали на фоне увеличения импорта дешевой китайской стали.

Импортерами стали в Иран являются и российские компании: в частности, ММК и «Северсталь» работают с иранским рынком. Во время российско-иранской выставки в декабре 2015 года российская делегация начала переговоры о снижении импортных пошлин на российскую сталь, сообщили «Газете.Ru» два источника, знакомые с ходом обсуждения.

Зарубежные компании рассматривают Иран прежде всего как рынок сбыта собственной продукции.

Выход на новый рынок особенно актуален в условиях перенасыщения сырьевыми товарами. Как сообщал Metal Bulletin, европейские производители алюминиевой продукции надеются начать поставки в Иран, который, по их оценкам, нуждается в алюминиевой проволоке для строительства новых линий электропередачи и в алюминиевых профилях для инфраструктурных проектов.

Авиация

Иран привлекает к себе зарубежных инвесторов и как огромный, ранее закрытый для иностранных производителей рынок сбыта. Одной из таких отраслей является авиационный сектор. Из-за санкций иранские авиакомпании долгое время были ограничены покупкой подержанных самолетов. В результате средний возраст оперируемых воздушных судов в Иране составляет около 25–27 лет.

По различным оценкам, Исламская Республика нуждается в покупке от 450 до 600 гражданских самолетов в течение ближайших 5–10 лет.

В частности, в декабре иранское издание Tehran Times отмечало, что из 450 самолетов, которые Иран намерен закупить в ближайшие пять лет, 400 самолетов будут магистральными, 50 — региональными.

На текущей неделе, по словам министра транспорта Ирана Аббаса Ахунди, ожидается подписание соглашения между нацперевозчиком Iran Air и европейским концерном Airbus о поставке 114 лайнеров, в том числе таких моделей, как A380, A350, A340 и самолетов семейства A320.

США также рассчитывают получить долю на авиационном рынке Ирана. В середине января президент США Барак Обама подписал меморандум, снимающий запрет на экспорт гражданских самолетов в Иран. Заказать у американской корпорации не менее 100 самолетов — о таком намерении иранских властей сообщил замминистра транспорта Ирана Ашгар Фахри Кашан.

К иранскому рынку присматриваются и канадская авиастроительная Bombardier, и бразильская Embraer. За последние полгода представители Bombardier дважды посещали Иран с деловым визитом, сообщает CBC со ссылкой на источник, близкий к компании. Иранские авиакомпании могут быть заинтересованы в покупке канадских пассажирских самолетов C Series, которые можно использовать на внутреннем иранском рынке и для полетов на ближневосточных маршрутах, заявила представитель Bombardier Марианелла Делабаррера в разговоре с CBC News. Но пока Bombardier только изучает варианты сотрудничества с иранскими компаниями, которые бы не противоречили существующему канадскому законодательству, ведь Канада, в отличие от Европы и США, не сняла санкции в отношении Тегерана.

Получить свой кусок перспективной для сотрудничества авиационной отрасли Ирана надеются и в российской авиастроительной компании «Гражданские самолеты Сухого».

Еще в ходе международного авиасалона в Жуковском МАКС представители Минпромторга заявляли о намерении ГСС поставить Тегерану порядка 100 самолетов Sukhoi Superjet 100 после отмены санкций. В конце декабря 2015 года, во время российско-иранской промышленной выставки в Тегеране, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о возможности локализовать в Иране производство запчастей для SSJ-100.

Машиностроение

Изголодавшийся по технологиям иранский рынок заинтересован прежде всего в привлечении новейших технологий на свою территорию. Это подразумевает не столько закупки иностранных товаров, сколько учреждение совместных производств на территории Ирана.

«Иран — большая по численности страна. У нее достаточно емкий внутренний рынок», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» Аждар Куртов, эксперт российского Института стратегических исследований.

«Иранцы заинтересованы в модернизации своей экономики, а их экономический потенциал в возможности выпуска современной высокотехнологической продукции значительно отстает. Они будут создавать условия для привлечения инвесторов в эти сферы», — полагает Куртов.

«Но пойдут ли на это страны Запада, учитывая политические соображения, сказать сложно», — заключает эксперт.

В настоящее время уже известно о том, что организовать производство на иранской территории планирует немецкий автоконцерн Daimler. Его представители подписали соглашения о намерении по строительству завода по выпуску грузовых автомобилей Mercedes-Benz с двумя иранскими компаниями — Iranian Khodro Diesel и группой Mammut, сообщило издание Financial Times. Первые автомобили сойдут с конвейера, как ожидается, в конце 2016 года. В марте планируется открыть офис Daimler Trucks в Тегеране. До 2010 года Daimler продавал в Иране до 10 тыс. автомобилей в год.

Частичную локализацию производства (не более 30%) предлагают и в российском Уралвагонзаводе. Компания рассчитывает поставить в Иран около 5 тыс. грузовых вагонов, поставки начнутся в ближайшие полгода. Емкость иранского рынка грузовых вагонов, по оценкам УВЗ, составляет 28 тыс. единиц в ближайшие пять лет. Основной спрос приходится на универсальные платформы (40%), полувагоны (40%) и цистерны для нефтепродуктов (20%). Как и в случае с авиационной отраслью, грузовой железнодорожный парк Ирана, насчитывающий в настоящее время около 23 тыс. единиц, характеризуется сильной изношенностью.

Похожую схему взаимодействия с иранской стороной рассматривают и в «Трансмашхолдинге». Компания ведет переговоры с Ираном о продаже 117 вагонов для метрополитена города Кум, которые будут локально произведены на предприятии партнера ТМХ в Иране — «Вагон Парс».

Биржа обещает барыши

Пока отношения с зарубежными инвесторами сильно затруднены наличием различных ограничений. Иностранные фонды опасаются инвестировать в фондовый рынок Тегерана, но его потенциал привлекает и манит возможных покупателей, большинство из которых находятся в Европе. Одним из первопроходцев стал британский инвестор Доминик Бокор-Инграм, который запустил совместный фонд с иранской инвестиционной группой Turquoise Partners. Еще один британский инвестор, Клемент Каппелло, глава зарегистрированной в Лондоне Sturgeon Capital, приобрел первые акции для своего иранского фонда еще в декабре 2015 года, а в феврале текущего года он надеется начать покупать акции для европейских инвесторов, пишет Reuters.

Фондовая биржа Тегерана является второй по капитализации на Ближнем Востоке (около $150 млрд), при этом зарубежные инвесторы к концу 2014 года владели только 0,1% акций компаний, прошедших листинг на тегеранской бирже.

Для сравнения, соответствующий показатель для стамбульской биржи — 50%, сообщает The Economist.

Но крупные портфельные инвесторы осторожничают: иранский рынок по-прежнему перегружен рисками, а также многие фонды работают с американскими инвесторами, которым пока запрещено инвестировать в иранский рынок.

Кто будет главным инвестором?

Открывающийся рынок Ирана привлекает инвесторов со всего мира. Открытым остается вопрос о том, кто же станет главным инвестором в иранский рынок.

Сам Тегеран рассчитывает получить около $50 млрд иностранных инвестиций в год после отмены санкций, заявил президент иранского Центробанка Валиулла Сейф.

Зарубежные компании пока оценивают потенциальные риски выхода на иранский рынок. «Снятие санкций, в принципе, позволяет западным компаниям воспользоваться большим количеством бизнес-возможностей в Иране, но, прежде чем заключать контракты с иранской стороной, компаниям следует тщательно оценить все риски и издержки, связанные с ведением бизнеса в Иране», — отметили в лондонском офисе юридической компании Baker&McKenzie в разговоре с Bloomberg.

Прежде всего активный интерес к Ирану проявляют компании из Европы.

Как сообщает Financial Times, в ходе визита президента Ирана Хасана Роухани в Рим, который состоится 25 января, итальянские компании надеются подписать контракты общей стоимостью в €17 млрд. Речь идет и о соглашениях иранской стороны с трубопроизводителем Saipem, и с металлургической Danieli, и водоснабжающей Condotte, и строительной Coet, и судостроительными Gavio и Fincantieri.

Как отмечает эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов, «если мы вспомним историю, которая не такая уж давняя, до конца 70-х годов у Ирана были очень хорошие отношения и с европейцами, и с американцами». Интерес к иранскому рынку будет проявлен и со стороны США, и западноевропейских компаний. Но в силу того, что США не сняли ряд ключевых санкций в отношении Тегерана, европейские компании получают определенное преимущество в борьбе за долю на иранском рынке.

Нельзя забывать и о Китае: в прошедшие выходные председатель КНР Си Цзиньпин в ходе ближневосточного турне посетил Тегеран, где встретился с президентом Ирана Хасаном Роухани.

Иран и Китай договорились о всестороннем «стратегическом сотрудничестве» и заявили о намерении увеличить взаимную торговлю до $600 млрд в следующие 10 лет — цифра, о которой европейские страны пока не могут и мечтать.

Китай и Иран объединены и проектом «Нового Шелкового пути». Между странами, в частности, заключены соглашения относительно свободных экономических зон, инвестиций в строительство железных дорог и инфраструктуры портов.

Перспективы России не такие блестящие, как с другими государствами, в том что касается торгового оборота. «Традиционные товары иранского экспорта не очень интересуют Россию, разве что Иран может частично заместить турецкие товары на российском рынке. Но у России есть другие интересы — у нас есть устойчивые связи по поставкам металлопроката, производство авиационной техники, и здесь Тегеран может предпочесть именно российскую технику», — полагает Куртов.

Напомним, товарооборот между Россией и Ираном составляет всего $1 млрд, отношения в основном ограничивались строительством АЭС в Бушере и поставками ковров и орехов. Существенного скачка в отношениях с ИРИ не произошло даже тогда, когда Иран находился под санкциями, теперь же российским компаниям придется столкнуться с большим числом конкурентов.

Однако главным инвестором в Иран останется само исламское государство. «В Иране очень специфичная система отношений внутри бизнеса, основанная на нормах шариата. И есть нормы взаимоотношений, не характерные для западного мира, в том числе в том, что касается прав собственности на землю и прочие активы, — пояснил Куртов. — Национальное правительство останется основным инвестором».

Новости и материалы
Ученые перечислили возможные последствия магнитных бурь
Движение транспорта по Крымскому мосту перекрыто
Отток капитала из России вырос за первый квартал 2024 года
Офицер ВСУ рассказал об отсутствии укреплений на линии под Харьковом
Восемь БПЛА сбиты в Курской области
Великобритания препятствует воссоединению украинских беженцев с детьми
В ДОСААФ планируют ввести системную подготовку военных запаса и добровольцев
В Раде рассказали, что Россия готовит ВСУ «два котла»
В Харькове произошла серия взрывов
Два мощных взрыва произошли в Белгороде
Аналитик оценил главные качества Белоусова
В Липецкой области объявлена воздушная тревога
На Байкале произошло землетрясение
Посол РФ заявил, что США намерены любым путем снять с Киева ответственность за злодеяния
Павел и Надежда Мамаевы ждут второго ребенка: «Любовь множится»
Сторонники отделения Каталонии от Испании могут потерять большинство в парламенте
Россиян предупредили, на какие заболевания может указывать слабость по утрам
В Херсоне произошли взрывы
Все новости