Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Мы нужны этой стране»: S7 осталась без «мамы»

Что ждет авиакомпанию S7 без Наталии Филевой

31 марта в авиакатастрофе в Германии погибла совладелец и председатель совета директоров S7 AirSpace Corporation Наталия Филева. Вместе с мужем Владиславом Филевым она из проблемной сибирской компании сделала успешный бизнес, стала четвертой среди богатейших женщин России и замахнулась на космические проекты. Как переживают в отрасли уход одной из самых ярких ее представительниц и что будет дальше с авиакомпанией S7 в материале «Газеты.Ru».

«Она была великим энтузиастом авиации и космонавтики, и для всех нас ее гибель — личная трагедия», — так глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин отреагировал на гибель Наталии Филевой - одной из самых ярких российских предпринимательниц, совладелицы S7 Airlines.

Самолет Epic-LT, на борту которого находилась Наталия Филева, ее отец Валерий Карачев и пилот, разбился при заходе на посадку в германском аэропорту Эгельсбах во Франкфурте-на-Майне 31 марта.

«Успешный предприниматель, харизматичный лидер и яркая женщина – такой она останется в нашей памяти и истории авиации»,

– подчеркнули в «Домодедово» - именно в этом аэропорту базируется парк самолетов S7.

Сегодня это 96 воздушных судов, включая новые Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Когда супруги Филевы пришли в авиационный бизнес, авиакомпания, часть акций которой они приобрели как инвесторы, насчитывала несколько старых Ту-154 и Ил-86.

Начать с нуля

Сама Филева окончила Новосибирский электротехнический институт по специальности «инженер-радиомеханик», позднее еще и Новосибирский институт народного хозяйства по специальности «организация управления производством», работала в новосибирском Гарантбанке. Как рассказал Forbes источник, знакомый с семьей, «они с Владом начинали буквально с нуля — у них вообще ничего не было».

Благодаря опыту работы Наталии Филевой в сфере финансов супруги смогли открыть в Новосибирске филиал инвесткомпании «Еврофинансы», учредителем которой был друг Владислава Алексей Грибков. В 1997 году супруги Филевы приобрели часть акций авиакомпании «Сибирь» - небольшого перевозчика, находившегося в предбанкротном состоянии. Постепенно они смогли довести свою долю до контрольного пакета, а в 2001 году «Сибирь» поглотила авиакомпанию «Внуковские авиалинии» (ВАЛ). Таким образом, авиаперевозчик из Сибири смог выйти на московский рынок.

«Сибирь» делала упор на внутренние перелеты и уже к 2002 году выбилась в лидеры по этому показателю. Ряд авиакатастроф с участием самолетов перевозчика, включая теракты и сбитый во время учений украинскими ПВО в 2001 году Ту-154, нанесли компании не только финансовый, но и серьезный репутационный ущерб. Тогда в 2006-м году компания затеяла масштабный ребрендинг - самолеты получили новую салатовую ливрею, а название трансформировалось в S7. Говорят, именно Филева была инициатором и вдохновителем этого процесса.

Пережила компания и кризис 2008-2009 гг., когда только благодаря кредитам от Альфа-банка S7 удалось избежать объединения с «Аэрофлотом». Сегодня группа S7 остается вторым после «Аэрофлота» авиаперевозчиком страны. В группу входит около 15 авиакомпаний, среди которых «Сибирь» и «Глобус».

Терки с мужчинами

Все это время Наталия Филева играла одну из ведущих ролей в бизнесе, но публично предпочитала оставаться в тени мужа. Она редко общалась с прессой и не стремилась давать интервью, не часто выступала на форумах и открытых мероприятиях, однако каждый ее выход в публичную плоскость был ярким и запоминающимся.

Так, на инвестиционном форуме в Сочи в 2018 году Филева отметилась на сессии «Женское лидерство — энергия будущего», предложив не приглашать чиновников на такие форумы.

«Они не делают бизнес, они не реальные люди. Вы говорите про борьбу с коррупцией, а я задаюсь вопросом — откуда у них деньги на костюмы и ботинки. У каждого костюм не меньше $1000 стоит», - заявила она.

При этом, говоря о женском предпринимательстве в стране, Филева подчеркнула: «У нас нет терок с мужчинами. Мы нужны этой стране. Знаете, гомосексуализм — высшая степень мужских терок, они по-другому друг с другом уже не могут».

По данным Forbes на 2018 год, состояние Филевой оценивается более чем в $600 млн, она занимает четвертую строчку рейтинга самых богатых женщин России.

По итогам 2017 года выручка группы S7 составила 118 млрд руб., чистая прибыль — 4,4 млрд. В первом квартале 2018 года перевозчик получил 160,2 млн руб. чистой прибыли и 24,4 млрд выручки.

Космос под вопросом

В 2016 году группа S7 приобрела долю в кипрской Charlie Airlines (бренд Cyprus Airways). В том же году компания анонсировала сделку по покупке плавучего космодрома «Морской старт». В одной из нечастых бесед с журналистами Филева призналась, что у ее мужа депрессия от успехов Илона Маска. Космос стал одним из новых направлений для Филевых.

«С Наталией мы поддерживали постоянный контакт по вопросам сотрудничества с компанией S7 Space. В наших планах было создание для «Морского старта» «морской» версии ракеты «Союз-5».

В конце декабря 2018 года компания заявила, что S7 Group будет переименована в S7 AirSpace Corporation.

И это не все. При участии Филевой компания собиралась наладить производство собственных бизнес-джетов Epic Victory в Ступино. Объем инвестиций в этот проект составлял 13 млрд руб. По грустной иронии судьбы, именно на таком самолете разбилась сама Наталия Филева.

Потеря председателя совета директоров и главного стратега может больно аукнуться компании, уверена аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.

«Основу бизнеса Группы S7 сегодня составляет авиационный бизнес, и у меня нет сомнений, что менеджмент компаний группы в состоянии в среднесрочной перспективе сохранять ключевые показатели предприятий на высоком уровне », - говорит исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Сложнее с новыми сегментами, с новыми проектами, которые Наталия Филева благодаря своему энтузиазму ставила на ноги, добавляет эксперт. «Сегменты, в которых ещё не сформировалась устойчивая бизнес-модель, могут «не взлететь»,

- добавляет Пантелеев.

Например, может быть отложено рассмотрение новой стратегии космического подразделения группы S7, соглашается Соснова.

Однако никто не может сейчас даже примерно сказать о позиции собственников: как наследники Филевой видят развитие бизнеса без нее и на каких направлениях намерены сосредоточить усилия сейчас, наверное, не знают даже они сами.

Новости и материалы
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
«Спартаку» предрекли чемпионство под руководством нового тренера
В России предложили внести препарат «Тапентадол» в список наркотических средств
Зеленский признался, что его беспокоят заявлениях республиканцев по помощи Киеву
Головину предложили перейти в «Манчестер Сити» на замену Де Брейне
Небензя заявил, что Запад снял маски, проголосовав в СБ ООН против резолюции РФ по космосу
Футболиста «Зенита» похвалили за вклад в мировой футбол
В Великобритании заявили об «угрозе» России для Фолклендских островов
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Все новости