Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Первый российский электромобиль переделают в грузовик

В НТИ рассказали о партнерах проекта первого российского компактного электрокара

Уже в этом году в России будут представлены проекты грузовика и седана на основе электрокара, разработанного Санкт-Петербургским политехническим университетом (СПбПУ) совместно с компанией «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab). «КамАЗ» сообщил «Газете.Ru», что рассчитывает сделать на основе этого электромобиля свою линейку легких коммерческих машин. Впрочем, конкретных планов даже по старту производства нет, как нет и потенциального спроса на отечественные электрокары, говорят эксперты.

В конце 2020 года петербургская компания «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab), сотрудники которой связаны с СПбПУ, представила в московском «Экспоцентре» электромобиль «Кама-1». Собственную разработку она назвала «первым российским электрическим смарт-кроссовером».

Та машина был хетчбэком, а сейчас у CompMechLab в разработке седан и грузовик «Кама-1», сообщает ТАСС, ссылаясь на пресс-службу «Платформы Национальной технологической инициативы» (НТИ), которая выступила в роли партнера проекта.

«Автомобиль «Кама-1» — это не одиночный проект, это проект-платформа, на которой в течение 2021 года будут показаны разные типы автомобилей, включая седаны, включая грузовые варианты, которые будут реализовываться уже с разными автомобильными производителями, как российскими, так и зарубежными», — цитирует агентство пресс-службу.

В НТИ уточнили, что пока речь идет не о реальном воплощении седана и грузовика «Кама-1» в ходовой макет либо предсерийный прототип, а о компьютерном проектировании и моделировании. Все будет зависеть от того, удастся ли найти для этих машин заказчика.

«Мы хотели бы, чтоб в этом году у нас появились в продолжение проекта новые кузовы этой модели. Соответственно, вопрос в партнере, — рассказал «Газете.Ru» руководитель пресс-службы НТИ Юрий Сушинов. —

Есть автомобиль «Кама-1», который создан по заказу индустриального партнера «КамАЗа».

Образец передается, и партнер выпускает или не выпускает его — на свое усмотрение. Соответственно, у седанов и грузовиков тоже должны быть индустриальные партнеры, будет это «КамАЗ», российская или зарубежная компания, мы сказать не можем».

Собеседник отметил, что в роли партнера может выступить и любой иностранный заказчик (китайская, немецкая или американская автокомпании). В этом году седаны и грузовики на основе «Камы-1» будут реализованы как «демонстрация работы инженерной мысли, но не живого готового образца», заметил Сушинов.

В пресс-службе компании «КамАЗ», которая выступает в роли заказчика разработки «смарт-кроссовера» сообщили, что

надеются на основе «Кама-1» создать свою линейку легких коммерческих автомобилей (LCV).

Впрочем, конкретных планов по реализации этого проекта пока нет, уточнил в разговоре с «Газетой.Ru» руководитель пресс-службы завода Олег Афанасьев. Гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин говорил журналистам, что производство электромобилей начнется не ранее 2023-2024 года.

Представляя свою разработку, главный конструктор «Кама-1» и руководитель Центра Научно-технологической инициативы СПбПУ Олег Клявин сообщал, что этот «смарт-кроссовер» — результат работы с «КамАЗом» и Минобрнауки и все решения в нем исключительно отечественные.

По информации газеты «Авторевю»,

на проект электромобиля уже выделено 210 млн рублей, из них 150 млн рублей — грант Министерства образования, а оставшиеся 60 млн рублей — вклад «КамАЗа».

Электрокар спроектирован на модульной платформе, с несущим кузовом, каркасной надстройкой и пластиковыми наружными панелями. В машине предусмотрены две подушки безопасности, причем водительская смонтирована не в руле, как у всех автомобилей, а в крыше. В центре же рулевого колеса располагается планшет борткомпьютера.

В движение машину приводит электродвигатель мощностью 109 лошадиных сил, смонтированный на задней оси. Запаса литий-ионной тяговой батареи емкостью 33 кВт∙ч, по уверениям создателей электрокара, хватит на 300 км пробега в идеальных условиях и на 200 км — в обычных. Максимальная скорость машины — 150 км/ч.

Все эти характеристики — теоретические, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Для поддержания определенных компетенций в области инжиниринга, прототипирования, 3D-моделирования, проектно-сметной работы в российских вузах такие экспериментальные автомобили — хороший путь, но ничего серьезного с точки зрения автопрома в этом нет, отмечает он.

«Автомобиль состоит из десятков тысяч деталей. Чтобы его спроектировать, нужно объединить в сжатый отрезок времени около сотни узких инженеров и специалистов в одном конструкторском бюро.

К примеру, кузовщик должен взаимодействовать с интерьерщиком, программист-математик — с разработчиком ПО, и все они должны учитывать согласованные с заводом чертежи», — объясняет автоэксперт.

По его словам, под автомобиль уже должна быть готова целая номенклатура автокомпонентов, которую обсчитали экономисты с учетом сотни входящих аспектов. Часть инжиниринговых работ будут на аутсорсинге, он приводит в пример марку Aurus, для которой на стороне могло быть заказано до 70% изысканий на этапе НИОКР.

«Если всего этого нет, то не нужно заблуждаться и говорить, что кто-то создал первый российский электромобиль. Есть проектная работа, которая пока ничем более масштабным, нежели ходовой макет, не увенчалась, — говорит Ифанов. — И тут, конечно, логичный вопрос: Мы действительно создаем автомобиль или балуемся, тратя немалые деньги?»

Спроса на электромобили в России пока тоже нет. По данным агентства JATO Dynamics, за 11 месяцев прошлого года рынок электрокаров хоть и увеличился на 72% к аналогичному периоду 2019 года, но в абсолютных значениях числа все еще незначительные — 524 новых электромобиля.

Компания CompMechLab не ответила оперативно на вопросы «Газеты.Ru» о планах на 2021 год.

Новости и материалы
Лавров заявил о стремлении Запада нанести православию непоправимый ущерб
Лавров рассказал, зачем некоторые страны участвуют во встрече в Швейцарии
Задержаны подозреваемые в убийстве в Донецке военкора из Техаса Рассела Бентли
Комментатор дал прогноз на седьмой матч серии «Даллас» – «Вегас»
Рублев стал победителем «Мастерса» в Мадриде
Лавров назвал причину всех мировых проблем
Лавров заявил о «чудовищных» экономических проблемах Европы
Дадонова назвали игроком, который уже мог закончить серию с «Вегасом»
Найдено сходство между иммунитетом растений и человека
Лавров оценил слова главы МИД Британии о праве Киева наносить удары по РФ
Найден способ лечения опасной для жизни черной плесени
Ученые выяснили, что боль может быть заразной
Врач назвала простой способ улучшить здоровье мужчинам среднего возраста
Диетолог Дианова: мужчинам рекомендовано отказаться от красного мяса
Избавиться от коронавируса может помочь препарат от диабета
Зарема раскритиковала футболиста «Спартака»
Завод оборонного концерна Diehl в Берлине не могут потушить третьи сутки
Названы БАД, которые могут облегчить синдром раздраженного кишечника
В Запорожье произошли взрывы
Все новости