Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Польза от кризиса

Заведующий отделом экономической политики издательского дома «КоммерсантЪ»

Теоретически можно было бы торжествовать: впервые с момента начала финансового кризиса в России об антициклической экономической политике рассуждает не только министр финансов Алексей Кудрин, но и половина правительства России. И не только рассуждает. Если еще несколько месяцев назад слово «перегрев» в кулуарах Белого дома считалось неприличным, а в сомнениях в необходимости роста госрасходов в Минэкономике видели покушение на национальную безопасность, то в середине ноября премьер-министр Владимир Путин на съезде правящей партии «Единая Россия» произнес речь о снижении налогов как о мере по поддержке промышленности в фазе рецессии, и ему рукоплескали. Причем те же люди, что и год назад аплодировали его заявлению о сотнях миллиардов рублей госинвестиций в дорожное строительство, и на этот раз, без сомнения, искренне.

Да, правительство России уже на второй месяц промышленного спада решило снижать налоги. Только налог на прибыль на 4% и копеечно часть других сумм в налоговом перераспределении, в общей сложности сокращение налогообложения составит 1–1,5% ВВП уже в 2009 году.

Можно ли говорить о том, что кризис заставил наконец Белый дом прислушаться к сонму нобелевских лауреатов, говоривших о проциклической политике как об одной из главных опасностей государственного вмешательства в развивающихся экономиках?

Даже виднейший сторонник «инновационной революции» на бюджетные деньги, министр экономического развития Эльвира Набиуллина на прошлой неделе произнесла то, чего от нее ожидали в последнюю очередь: прежняя модель роста себя исчерпала, пора менять курс. И даже гражданам наконец перепало что-то от белодомовских экономистов кроме рекомендаций участвовать в народных IPO. Налоговый вычет при покупке недвижимости увеличен с 1 млн рублей до 2 млн (при глубоком падении цен на квартиры он, возможно, сравняется с реальной ценой сделок), а пособие по безработице выросло в 1,5 раза, не дотянув до 5 тысяч рублей сумму, потребную на покупку бутылки очень плохой водки.

Еще 10% спада в промпроизводстве — и, вероятно, правительство обученных горьким опытом экономистов заговорит о недопустимости ограничения экспорта, о реформе системы экспортных пошлин и об отказе поддержки высокотехнологичных производителей инвестиционных товаров.

Свежо предание, да верится с трудом. Нет, разумеется, снижение налогов накануне пика кризиса — это решение, которое невозможно не оценить. Нет даже особых претензий к тому, что Белый дом сокращает именно налог на прибыль на 4%, а не НДС — вопрос о нем, скорее всего, ждет своего часа, когда правительству придется обсуждать проблему роста с 2010 года социальных платежей, когда компенсировать фактический рост ЕСН будет просто больше нечем. Идея замены налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на «сверхприбыль» в нефтяном секторе осталась в кризисной суматохе оцененной немного хуже. Тем не менее и этот шаг, на который Белому дому придется идти при устойчивой цене Urals ниже $50 за баррель в течение полугода, тоже можно приписать к контрциклическому арсеналу. В первом приближении все соответствует теории: в фазе рецессии ответственное правительство снижает налоги и тратит по необходимости резервные фонды, в фазе роста, по крайней мере, не наращивает госрасходы и резервы, напротив, создает.

Признать правоту этой версии лично мне мешают сразу несколько обстоятельств.

В первую очередь, необъяснимое разочарование Белого дома и Кремля в проциклической экономполитике произошло в считанные дни, в течение которых в видимой части новостного горизонта не происходило никаких неожиданных для правительства событий, которые бы заставили его переосмыслить реальность. Если не брать во внимание саммит G20 в Вашингтоне, где вскользь говорилось о необходимости для стран-участниц взять на себя обязательства вести ответственную политику, противодействующую негативным эффектам экономических циклов,

ни Дмитрий Медведев, ни Владимир Путин не могли наблюдать в окружающей действительности ничего такого, что могло бы натолкнуть их на мысль: мы что-то делали не так.

Напротив, выступления двух лидеров на съезде единороссов сводились к нехитрой мысли: в экономике России не все еще пропало потому и только потому, что в 2004–2007 годах правительства, представляющие в той или иной степени нынешнюю политическую элиту, вели себя оптимальным образом. Не было ни перегрева экономики, ни ослабления денежно-кредитной политики лета 2007 года, ни раздувания расходов последнего однолетнего (2006 год) и первого трехлетнего (2008–2010 годов) бюджетов, ни тарифных ограничений на экспорт при первом всплеске агроинфляции в 2007 году, ни споров об оптимальном использовании Стабфонда в народном хозяйстве. Появившийся из ниоткуда «антициклизм» Белого дома, приверженность политике сглаживания шоков, умеренность в налоговой политике — скорее последствие чего-то еще, нежели кризисных уроков.

Во-вторых, ставшая практически официальной доктрина антициклической политики является скорее «реформой сверху», нежели реализацией чаяний госаппарата. Первой и наиболее естественной реакцией предпринимателя на неожиданный кризис является рефлекторное сокращение расходов. В этом смысле характерны слова не столько премьер-министра России Владимира Путина, произнесенные в понедельник, сколько заявления пока не столь искушенного в борьбе с внешними шоками в экономике мэра Москвы Юрия Лужкова: «Мы будем экономить на всем». То, что мэр не намерен экономить на социальных расходах, как он особо подчеркнул, вряд ли следует отнести к заботе правительства Москвы о поддержании потребительского спроса. Да попробовал бы он заявить об обратном или хотя бы не сделать этой оговорки! Антикризисное сокращение расходов госаппарата, выросшего в России почти полностью из частного бизнеса или, по крайней мере, перенявшего у бизнеса основные принципы ведения дел, очевидно, если анализировать поправки в региональные бюджеты на 2009 год, принимавшиеся местными думами в спешном порядке в октябре — ноябре.

Режим жесткой экономии, несколько снижающий антициклический пафос федерального уровня, налицо, и сложно обвинять в чем-то губернаторов, не слишком верящих в обещания Минфина в случае необходимости поддержать их в следующем году федеральными трансфертами.

Да и готовность бюджета экономить на снижении цен на стройматериалы и инвестиционные товары при госзакупках-2009 похвальны, но это желание купить за госденьги больше товаров и услуг слишком плохо укладывается в объявленный новый курс.

Наконец, для реализации новой экономической политики, выстраданной с кризисом, Белому дому нет необходимости что-то менять. Фокус в том, что снижение налогов, расширение госрасходов, трата резервных фондов, поддержание спроса — это не изобретение осени 2008 года, а, что бы ни говорили в ведомстве Эльвиры Набиуллиной, логическое продолжение того, чего добивались лоббисты «перевода экономики на инновационные рельсы» не менее чем пять лет подряд. В смену парадигмы в голове главы Сбербанка, ранее главы МЭРТ Германа Грефа, в середине ноября тихо отказавшегося от высокорискового кредитования девелоперов, я еще готов с трудом, но верить — в конце концов, бытие, бывает, и определяет сознание, смена работы меняет человека. Но

человеку из правительства всегда легче сменить знамя, не меняя ничего по существу, чем поменять идеологию, предвидя неприятности в отдаленном будущем, но не сейчас.

Если завтра экономический мир придет к мысли, что коррупция, и только она, позволяет наилучшим образом регулировать, например, инфляцию, то наивысшая численность борцов с инфляцией будет немедля зафиксирована в МВД — и что с того?

Сломанные часы два раза в сутки показывают точное время. Именно поэтому суть экономической политики правительства России наилучшим образом оценивается не по его действиям в момент, когда чаяния чиновников совпадают с рекомендациями экономистов, а наоборот. Возможно, именно сейчас сокращение раздутых госрасходов, ужесточение денежно-кредитной политики, большая жесткость и четкость в исполнении процедур банкротств компаний и банков — лучшая рекомендация, нежели случайно пришедшийся ко двору антициклизм. В нынешней версии Белого дома он в гораздо большей степени трансформируется в «рефляционные меры» от Джона Мейнарда Кейнса и его последователей в довоенных США, нежели во что-то более осмысленное.

Впрочем, снижение налогов вне зависимости от мотивации правительства вещь хорошая. Если Белый дом в рамках новой антициклической политики будет развивать именно это направление, тогда можно с удовлетворением сказать, что и экономический кризис может найти себе полезное применение в народном хозяйстве.

Новости и материалы
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
В Киевской области ограничат уличное освещение из-за нехватки электроэнергии
Украинцы потребовали отправить Зеленского на фронт после окончания президентского срока
В Польше задержали фигурантов дела о диверсиях и саботаже якобы по заказу России
Ловчев: немного перестал уважать Галицкого
Политолог заявил, что США не позволят МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Зеленский заявил, что Киев никогда не атаковал Россию западным оружием
Путин раскрыл объемы добычи нефти в России с начала года
Подмосковные подростки избили школьников из-за отказа играть с ними в футбол
Российский солдат спасся после ударов семи FPV-дронов ВСУ
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Названа главная сила «Эдмонтона» с Макдэвидом и Драйзайтлем
В МИД высказались насчет запрета на ядерные испытания
Washington Post раскрыл модель вертолета, на котором разбился Раиси
Петербурженку обвинили в поджоге военкомата по наводке аферистов
Путин поручил ускорить работу по подготовке стратегии развития ТЭК
Все новости