Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Славянский базар

Этот декабрь, как и прошлый, выдался урожайным на новости, касающиеся отношений России и Белоруссии. Бесконечные встречи Путина и Лукашенко; интриги и информационные сливы; уже традиционные взаимные подозрения и обиды. При этом создается информационный фон, который призван убедить, что времена, когда можно было бесконечно откладывать важные решения, уходят в прошлое. В это легко поверить. Но, на мой взгляд, оснований так считать не слишком много.

Последние действия Кремля, включая очередную рабочую встречу президентов России и Белоруссии 20 декабря, вторую менее чем за месяц, не оставляют сомнения в том, что российской стороне хотелось бы активизировать интеграционную повестку. Экономически Белоруссия не представляет для России никакого интереса. Страна живет на переработке российской нефти (на поставки нефтепродуктов за рубеж приходится 25% экспорта) и отгрузке в Россию ширпотреба и продовольствия (еще 14,2% экспорта). Газовый транзит станет неактуальным уже в следующем году. Экономика Белоруссии с ВВП в 3,8% от российского показателя никакого «расширения рынка» нам не принесет. Доходы населения после завершения «налогового маневра» окажутся существенно ниже российских.

Если исходить из этого, причин желать интеграции у России остается ровно две. С одной стороны, это мысли о сценариях 2024 года, один из которых предполагает образование нового государства во главе с нынешним президентом России. С другой, это опасения по поводу проигрыша Западу очередной постсоветской страны и утраты стратегического плацдарма на границах с Европой.

Я не стану гадать, какой из мотивов движет российскими политиками – достаточно констатации наличия желания «додавить» Минск. Итоги переговоров в Сочи и приглашение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву посетить Белоруссию говорят, судя по всему, о том, что у Лукашенко исчерпываются возможности для защиты статус-кво традиционным образом – посредством постоянного введения Москвы в заблуждение и выторговывания реальных экономических преференций в обмен на виртуальное политическое союзничество.

Вероятно, в обозримой перспективе вербальное согласие Белоруссии на «углубленную интеграцию» будет получено.

Однако, на мой взгляд, этот момент в России склонны рассматривать как итог долгой борьбы за Белоруссию – в то время как он, если и случится, окажется скорее началом данного процесса.

Сегодня Лукашенко контролирует политическую «поляну» в Белоруссии: назначенные им чиновники управляют огосударствленной экономикой; новая фаворитка заседает в зачищенном от оппозиции парламенте; дети и доверенные лица распоряжаются финансовыми потоками; силовики внимательно мониторят поведение недовольных. Между тем, это происходит в условиях существования Белоруссии как суверенного государства – и многие последние события (включая 400 тыс. просмотров трансляции относительно немногочисленных недавних митингов в Минске против интеграции с Россией) указывают на то, что население привыкло к нынешней реальности и не стремится становиться частью России.

В такой ситуации согласие официального Минска на интеграцию может иметь несколько последствий.

Первый вариант предполагает серьезный взрыв протестной активности – и я бы даже сказал, что нынешние власти могут не захотеть ее сдерживать в надежде на то, что ситуация может измениться.

В Белоруссии нет проблем, которые могли бы вызвать у «русских» стремление вернуться в Россию даже в тех масштабах, которые имелись в Крыму или на Донбассе.

В отличие от России, тут никто не считает себя «евразийцами» или «неевропейцами»: внутренний паспорт используется и как заграничный (в России таковой есть только у 28% граждан), а в Европу выезжали около 50% белорусов (против менее 10% россиян). 138 тыс. белорусских граждан (более 2% взрослого населения) получили вид на жительство в странах Европейского Союза только за прошлый год, а по удельному числу выданных шенгенских виз республика остается мировым лидером. И если Белоруссия превратится в несколько областей России, масштабы проблем для этой весьма социально активной части общества даже сложно себе представить.

Поэтому я бы не рассчитывал на то, что согласие Лукашенко «продать» суверенитет своей страны России (если он на это решится) будет иметь определяющее значение.

Второй вариант, предполагающий образование некоей конфедерации с общими парламентом и правительством, унифицированными законами и нормами, но формально не означающий включения Белоруссии в Россию (в противном случае проблема-2024 не решается) чреват еще более значительными сложностями. В этом случае Россия получает около 10 миллионов новых сограждан, большинство из которых будут «заряжены» на сопротивление распространению российских практик управления на их страну.

Превратившись из президента в «наместника», Лукашенко делегитимизирует свою власть, и Россия получит опасную «пятую колонну»: с одной стороны, белорусы будут несомненно более проевропейскими, чем большинство россиян; с другой, степень полученной их родиной автономии всколыхнет вопрос о реальной федерализации остальной России. Относительно затихшие было дебаты о том, почему «союзным» республикам в свое время позволили стать отдельными государствами, а «автономным» – нет, практически гарантированно вспыхнут с новой силой.

Иначе говоря, потенциальное включение Белоруссии в состав как России, так и конфедеративного государства с единым руководителем, наделенным реальными властными полномочиями, неизбежно спровоцирует огромные противоречия внутри России – несравнимые, на мой взгляд, с теми, которые принесло присоединение Крыма.

Предположение о том, что нынешняя российская власть сможет усилиться через подобный шаг, выглядит опасной иллюзией.

Кроме того, не стоит забывать, что Лукашенко не только последовательно заявлял и заявляет о том, что не собирается сдавать белорусский суверенитет, но и скорее всего назначит очередные президентские выборы на свой день рождения. И вряд ли собирается на них проиграть или в них не участвовать (именно это ему якобы настоятельно рекомендовали в Сочи). Поэтому, скорее всего, в такой ситуации даже если белорусский вождь и подпишет какие-то «дорожные карты» в области интеграции с Россией, это может оказаться частью довольно хитрого замысла.

Экономическая ситуация в Белоруссии не идеальна. Рост зарплат (с $330 до $520 в 2016-2019 гг.) экономически не обоснован. Золотовалютные резервы едва превышают $9 млрд при отрицательном сальдо внешней торговли товарами в $4,5 млрд за десять месяцев 2019 г. и потребностью выплатить в следующем году ;3,8 млрд по государственному долгу. «Налоговый маневр» лишит белорусский бюджет 3-4% его доходов. Поэтому после президентских выборов (специально проводимых досрочно) возможны девальвация и кризис по сценарию 2011 года.

Если у Лукашенко достанет смелости, обвал можно организовать до выборов, обвинить в нем Россию, и вместо интеграционной повестки дня окончательно стать сторонником белорусского суверенитета, присвоив себе многие лозунги разрозненной и бессильной оппозиции. Для подобного шага существует, я замечу, и практически идеальная организационная форма, предусмотрительно созданная… самой Россией.

Сейчас Белоруссия входит с Российской Федерацией в два интеграционных объединения одновременно – в Евразийский союз и в Союзное государство. В Евразийском Союзе Москва часто подвергается критике со стороны других участников, но в целом в объединении идет, пусть и не без сложностей, процесс «выравнивания условий хозяйствования». Союзное государство было образовано тогда, когда никакого Евразийского союза не существовало, и до его появления обладало самостоятельной ценностью: ведь именно оно и позволяло Белоруссии получать серьезные экономические выгоды от «сожительства» с Россией.

В нынешней ситуации Союзное государство экономически в значительной мере бессмысленно; оно имеет значение только в качестве фундамента для формирования подлинно единого политического пространства.

Поэтому Лукашенко, если он действительно решит пойти на обострение, может пригрозить выходом Минска из Союзного государства, а то и реально прекратить его существование. Парадоксально, но у Кремля не будет в этом случае никаких инструментов «наказания» Белоруссии: «налоговый маневр» и так лишит ее дешевой нефти, а дискриминировать страну-члена Евразийского Союза – значит подрывать отношения с другими участниками организации, которой Москва весьма дорожит.

Иначе говоря, перспективы развития российско-белорусских отношений остаются крайне сложными и многовариантными. Москва в своем упорном стремлении укрепить интеграцию с Минском забывает о том, что договор о Союзном государстве в 1999 г. воспринимался как заявка на начало постсоветского воссоединительного процесса, который сейчас не может обсуждаться – и поэтому стратегически полная интеграция бессмысленна. А также о том, что объединение с суверенным государством имеет совсем иные по-следствия, чем «откусывание» кусочка соседней страны.

Как бы странно это ни звучало, однозначно хороших для России вариантов развития отношений с Белоруссией не существует.

Как показывает вся постсоветская история, Россия имеет значительный опыт продуцирования на территории бывшего Советского Союза очагов нестабильности – но пока она ни разу не смогла срежиссировать смену режима с менее лояльного российской власти на более лояльный.

Поэтому любые рекомендации Лукашенко отойти от власти будут выглядеть откровенно смешно, а реальная интеграция с Белоруссией в любой из возможных форм станет весьма рискованной. На каком-то этапе все это будет осмыслено и понято и в Москве, и в Минске.

В результате предновогодние переговоры об интеграции станут такой же традицией для российского и белорусского лидеров, как походы в баню для героев фильма «Ирония судьбы». Россия в той или иной форме будет и далее субсидировать белорусскую экономику, а сама Белоруссия продолжит формировать собственную идентичность, вовсе не основанную на принципах «русского мира».

Новости и материалы
Стало известно, где чаще всего россияне покупают жилье за рубежом
Волонтеры из Сибири рассказали, что люди спасли медвежонка, приняв его за щенка
Директор Носкова рассказал о планах на концерты артиста после госпитализации
Путин поздравил кабмин с наступающим Днем Победы
В списке президентов, которые посетят парад Победы, появился новый гость
Пункт переработки древесины загорелся в Иркутской области
Сестра Фриске продает кафе на Шри-Ланке
Землетрясение магнитудой 5,1 произошло на Чукотке
В Петербурге вынесен приговор по уголовному делу о теракте на ж/д
Путин заявил, что Россию «водили за нос» на Западе
Над Белгородской областью уничтожены несколько беспилотников
В ЕС Telegram назвали онлайн-приютом для дилеров и экстремистов
В МИД РФ объяснили вызов посла Британии
Китай заявил о готовности работать над разрешением конфликта на Украине
Черчесов назвал самую большую сумму, на которую он штрафовал футболиста
Путин сообщил, что оппоненты РФ совершали попытки развалить страну изнутри
Американский генерал заявил, что без Крыма у Украины нет будущего
«Будет необычный ход»: политолог о поиске альтернативы Зеленскому
Все новости