Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чего стоит дружба

Положение России как энергетического и антитеррористического партнера развитых стран укрепляется, и нам оставили нашу демократию, но поддерживать пророссийские режимы в СНГ мы уже почти не можем.

За последние годы в российской политике сложилась устойчивая традиция: на май — июнь, финал очередного внешнеполитического сезона, приходится кульминация активности главы государства на международной арене. В 2000-м новоизбранный президент Владимир Путин интенсивно знакомился с коллегами из других стран, поражая их европейскими манерами и приятным отличием от своего предшественника. В 2001-м состоялась первая встреча с Джорджем Бушем, на которой американский лидер впервые заглянул в глаза российскому визави и многое понял. 2002-й ознаменовался целым фейерверком важных мероприятий. Главные из них — подписание соглашения о новом формате отношений с НАТО («двадцатка») и договора с США об ограничении стратегических наступательных потенциалов. Конец мая — начало июня 2003 года стало настоящим внешнеполитическим апофеозом первого срока президента Путина. Мировой суперсаммит, приуроченный к трехсотлетию Санкт-Петербурга, на который съехались 45 делегаций из разных стран мира, а затем встреча «восьмерки» в Эвиане, где, по сути, была перевернута иракская страница и восстановлена дружба Буша и Путина, олицетворяли собой рост влияния России на мировой арене и истинную многовекторность внешней политики страны.

Правда, этот момент действительно оказался своего рода кульминацией, поскольку дальнейшее движение по восходящей застопорилось. Осень 2003 — зима 2004 года в основном были наполнены разного рода конфликтами: кризис в отношениях с ЕС, отягощенный прямым столкновением интересов в Молдавии и нарастающими упреками европейцев в отходе Москвы от принципов демократии, газовый скандал с Белоруссией, не желанный для России крах режима Шеварднадзе в Грузии, глухое недовольство в Вашингтоне в связи с делом ЮКОСа… Казалось, над самым успешным из направлений политики Путина сгущаются тучи.

Однако к весне горизонт вновь расчистился. В отношениях с ЕС сделан мощный рывок вперед: условия вступления России в ВТО, о которых не могли договориться на протяжении нескольких лет, согласовали за несколько недель. Объявлено о достижении компромисса в газовом споре с Белоруссией. Визит Владимира Путина на саммит «восьмерки» в Джорджии принес целый поток комплиментов в адрес российского лидера из уст президента Буша. А финальный аккорд — турне по Центральной Азии, во время которого всячески подчеркивается укрепление позиций России и в этом ключевом для международной политики регионе, не случайно Центральная Азия и Южный Кавказ «покрываются» американской инициативой по переустройству Большого Ближнего Востока.

Какие выводы относительно будущего развития российской внешней политики можно сделать, опираясь на опыт последних четырех лет и конкретного завершающегося сезона-2003–2004?

Во-первых, позиции России в мире действительно укрепились, и связано это не столько с нашими достижениями, сколько с общей международной обстановкой. Оба главных партнера России — Соединенные Штаты и Европейский союз — глубоко увязли в решении своих проблем.

Для Америки это проблема Ирака. Для Европейского союза — переход к новой фазе интеграции после расширения и принятия новой Конституции. Обе проблемы — более чем масштабные, отвлекаться на что-то другое без крайней нужды Вашингтон и Брюссель не будут. Более того, американцам в этой ситуации поддержка России нужна — и в Совете Безопасности ООН, и в Центральной Азии, и в том, что касается альтернативных поставок топлива.

Европейский союз, конечно, свою внутреннюю архитектуру будет совершенствовать без российского участия, но снять лишние проблемы в отношениях с Москвой, просто чтобы они не мешали более важным делам, сам бог велел. К тому же вопрос об энергоснабжении в расширенном Евросоюзе стоит ничуть не менее остро, чем в прежнем, так что значимость России никак не поколебалась.

Более того, события последних полутора месяцев, как представляется, наметили новую тенденцию в отношениях России и ведущих стран Запада — плавный переход от идеологии интеграции к идеологии чистого прагматизма.

Последние переговоры с Европейским союзом проходили по сценарию откровенного торга с минимумом разговоров об «общих ценностях», возможно, поэтому они и привели к довольно быстрому результату. Американцы тоже предпочитают «решать вопросы»: комплименты российскому лидеру Буш расточает публично, а о том, что президенты обсудили вопрос о свободе слова в России, говорится вскользь и потом, в официальных сообщениях.

Такой формат разговора устраивает сегодня всех. И западных лидеров, в приоритетах которых Россия занимает важное, но вспомогательное место. И, конечно, Кремль, который давно стремился избавиться от надоевших разговоров о демократии. Есть только один существенный минус, с которым Россия скоро может столкнуться. В жестком торге все решает набор «козырей», имеющихся на руках. И если благодаря вышеупомянутым затруднениям партнеров, благоприятной сырьевой конъюнктуре и «консолидированной» внутренней ситуации создалось впечатление, что таких козырей у нас прибавилось, то возвращение к реальности может оказаться довольно жестоким.

Потому что «позиции России в мире укрепляются» не там, где Москве больше всего хотелось бы. И разочарование ударит по традиционно самой болезненной сфере — не по Ближнему Востоку, где Россия может легко вести торг, потому что реальных интересов у нее там не так уж и много, куда меньше, чем у США, а по «ближнему зарубежью».

Именно СНГ станет «хитом» будущего дипломатического сезона. Ключевая точка — это Украина, где в октябре выборы. Успех Виктора Ющенко, скорее всего, будет означать, что Единое экономическое пространство, главный российский проект, будет тихо похоронено. При полном одобрении Европы и США, которые обещают Украине туманное евроатлантическое будущее.

~ Но еще более неприятным шоком для российской общественности станет осознание того, что вопрос о судьбе самопровозглашенных республик на территориях соседних государств (Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье) будет решаться не на наших условиях. Потому что, если отвлечься от эмоций и риторики, станет понятно, что никаких средств удержать их в российской сфере влияния нет. Идея сохранения анклавов с неопределенным статусом понимания со стороны западных партнеров не найдет, да и никаких законных оснований для этого придумать невозможно. Равно как и для вхождения их в состав Российской Федерации. И если кто-то в Москве обнадеживает Тирасполь или Цхинвали, что Москва их не бросит, то ничего, кроме горького разочарования, это не принесет. На фоне общего роста авторитета России в мире.

Автор — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», специально для «Газета.Ru-Комментарии»

Новости и материалы
В популярном туристическом районе Бурятии сошел сель
В США сравнили ВСУ с террористами
Украинская армия обстреляла Белгород
Большинство регионов России поддержали развитие системы фудшеринга в стране
Некоторым россиянам отметили комиссию за квартплату
Родителям дали рекомендации, как откладывать деньги на обучение детей
Жительница разрушенного в Белгороде дома спаслась благодаря помощи участникам СВО
В США произойдет самое масштабное нашествие триллиона цикад впервые с 1803 года
Православные верующие отметили Антипасху, или Красную горку
Стартап по оптимизации электроэнергии Electricity Maps привлек миллионы долларов
В Белгороде волонтеры разбили лагерь возле дома, жильцы которого пострадали от удара ВСУ
Начало мая в европейской части России стало самым холодным в истории
Психолог дала советы, как справиться со стрессом на работе после майских праздников
В Гидрометцентре рассказали о погоде в начале недели на европейской части России
Шойгу оценил работу предыдущего кабмина
В Воронежской области объявили опасность атаки БПЛА
На Украине назвали плохими новостями решение назначить нового министра обороны России
В Петербурге на стройке школы пострадали четыре человека
Все новости