Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Посторонним бур воспрещен

«Роснефть» и «Газпром», ранее провалившие освоение шельфа, требуют избавить их от конкурентов

Две госкомпании диктуют стране условия, на которых им и дальше было бы удобно распоряжаться общественной собственностью. Это условие — сохранение монополии в освоении шельфа.

«Роснефть» и «Газпром» выступили против «либерализации доступа к освоению участков недр континентального шельфа в части допуска к его освоению частных компаний». Впечатляющий подход в свете антиуспехов, достигнутых «Роснефтью» и «Газпромом» в нулевые годы. Венцом стал перенос начала освоения Приразломного и отказ от разработки Штокмановского месторождений. Другими фоновыми событиями заявлений о необходимости сохранения монополии «государственных компаний» являются договоренности «Роснефти» с ExxonMobil и возможная покупка ТНК-BP, в ходе которой британская BP будет обладать достаточно большим пакетом акций «Роснефти».

Время в экономике имеет свою цену. Страна дорого заплатила за прежний курс — освоение шельфа на основе монополии «Роснефти» и «Газпрома». Заплатила недополученными доходами, не созданными рабочими местами, не предъявленным на внутреннем рынке спросом на товары и услуги.

Всеми теми прямыми и косвенными экономическими эффектами, которые возникают при реализации крупных проектов. И это на фоне «наследия 90-х», успехов, которые были достигнуты в освоении шельфа в те же нулевые годы частными компаниями — реализуемыми на основе соглашений о разделе продукции большими проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Последние, между прочим, не раз удостаивались высокой оценки сегодняшних руководителей государства.

Казалось бы, сама жизнь подталкивает к резкой смене экономического курса, к решительному переходу на конкурентную модель освоения шельфа. И для общества такой подход был бы наилучшим: чем сильнее конкуренция, тем выше цена, которую можно получить в виде рентных платежей от разработки шельфа. Но

в России застой не только в политике, но и в экономике. Здесь общественный интерес вступает в противоречие с частным интересом бюрократии, которая в одном лице («Газпром» и «Роснефть») является бизнесом, а в другой (власти) — государством.

Противная духу частной инициативы, открытой конкуренции, бизнес-бюрократия старается приспособить к современности модель начала нулевых. Если провалилась десятилетняя попытка чиновников осваивать шельф своими силами, если доказано практикой, что госкомпании неэффективны, они не способны привлекать технологии, специалистов, создавать эффективные проекты, пойдем тем же путем, но другим шагом.

Сохраним монополию, но, раз уж так получилось, вынужденно поделимся — возьмем общественную собственность и отдадим ее часть в рамках «стратегических партнерств» тем же частным западным компаниям. Пусть они за долю, которую мы им дадим, приносят технологии и реализуют проекты. Мечта Лени Голубкова: «ты сидишь, а денежки идут».

Примерно так, как это происходит у «Роснефти» в рамках проекта СРП «Сахалин-1»: оператором, т. е. организатором всех работ, там является ExxonMobil, а «Роснефть» — только акционер.

Похожую политику в свое время проводил ЮКОС в отношении западных компаний, отстаивая свое понимание инвестиционного режима: заходите в Россию, но через нас, покупая долю в нашей компании. За что и поплатился пропагандистскими обвинениями, что желает «отдать российские запасы иностранцам». В истории с «Роснефтью», поглотившей ЮКОС и реализующей, по сути, ту же линию, таких заявлений не делается.

Интересно и то, что «Роснефть» и «Газпром» повторяют опровергнутые практикой заявления, которые делались противниками освоения шельфа частными компаниями на основе СРП в середине 90-х, утверждая, что ликвидация их монополии ориентирована «не на развитие шельфа, а на докапитализацию ряда частных компаний с иностранным капиталом».

Сегодня существует три альтернативы. Первая — поставить «Газпром» и «Роснефть» в равные условия с российскими и иностранными частными компаниями. Создать с использованием опыта успешных шельфовых проектов СРП ясный и эффективный инвестиционный режим, перейти к конкуренции в освоении шельфа. Вторая — позволить «Газпрому» и «Роснефти» сохранить свое положение странного нароста между государством и частными компаниями, взимающего дань за то, что ему не принадлежит, сохранить за «Газпромом» и «Роснефтью» старые лицензии на освоение шельфа и выдать им новые.

Третья — выделить несколько участков для применения конкурентной модели и еще раз посмотреть в течение нескольких лет, что эффективнее. Другими словами, пойти на существование двух режимов освоения шельфа.

В столкновении разума и начальства в современной России чаще всего побеждает начальство. Потому что оно всегда при делах и никогда не отвечает ни за один свой провал. Это приятная комбинация. Раз так, то впереди масса времени, торопиться в освоении шельфа некуда, а прошлый опыт — ничто.

Новости и материалы
Почти все россияне одобрили запрет на рекламные звонки
Рогов заявил, что объявлением в розыск Россия послала Зеленскому сигнал
Провал российского нападающего в плей-офф НХЛ объяснили
Российский оператор системы ПВО назвал самые сложные для перехвата ракеты ВСУ
В Германии ожидают возвращения обязательной воинской службы
Россиянам рассказали, как сэкономить на омывающей жидкости в автомобиле
В США призвали ввести санкции против грузинских «марионеток Путина»
Младенец впал в кому из-за разбавленного вином детского питания
В Белоурссии заявили, что Литва финансирует желающих свергнуть власть в Минске
В Красноярском крае мужчина с ребенком перевернулся на байдарке во время сплава по реке
Российские военные захватили украинский танк под Угледаром
Мужчина, которого связывают с терактом в «Крокусе», уехал из РФ в 2022 году
Агент Захаряна рассказал о давлении на игрока в России
Захарова предупредила Прибалтику об ответных мерах в экономической и транзитной сферах
Бывший владелец «Рольфа» оспорит национализацию компании
В Кемерове врачи спасли мужчину с колотой раной сердца
Россиян предупредили о новом виде мошенничества
В украинском Днепре повредили объекты инфраструктуры
Все новости