Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сиди и смотри

Егор Москвитин о превращении индустрии видеоигр в индустрию интерактивного кино

В ноябре выйдут игровые приставки следующего поколения от Microsoft и Sony — и электронные развлечения окончательно догонят и перегонят большое кино. В этом свете интересно посмотреть, каких высот удалось достичь интерактивному искусству уже сейчас, в том числе в России.

В девяностые и в начале нулевых главной эстетической миссией видеоигр было научиться изображать реалистичную воду — с пеной прибоя, бликами солнца и расходящимися кругами. Когда уровень графических технологий позволил решить эту задачу, встала следующая, драматическая, — научиться рисовать слезы.

2013 год — веха, когда игры достигли на этом поприще максимальных успехов. Сегодня говорить о близости интерактивных и классических искусств особенно легко и приятно. Вестерн Last of Us — такая же элегия о закате человечества и человечности, как и отмеченный Пулитцеровской премией роман «Дорога» Кормака Маккарти. Боевик Bioshock: Infinite — сложнейшая антиутопия в потрясающих ретрофутуристических декорациях. Украинско-русский проект «Метро 2033: Луч надежды» — вполне себе блокбастер о конце света, полный и зрелищ, и хлеба. В ноябре выйдут боевики Battlefield 4 и Call of Duty: Ghosts — продолжение серий, сделавших бессмысленным сам жанр развлекательного военного кино.

Появившийся в начале октября проект Beyond: Two Souls — апофеоз взаимной любви фильмов и игр. Настоящее интерактивное кино, делающее пользователя режиссером. Привычных игровых компонентов в нем немного: вместо драк и перестрелок в основном приходится нажимать на кнопки, выбирая варианты развития сюжета.

2013 год, кроме прочего, время триумфа «Машинимы» — интернет-сообщества, снимающего фильмы на основе «движков» игр. Проект вышел на первое место в YouTube с двумя с половиной миллиардами просмотров и смог договориться о сотрудничестве с самим Ридли Скоттом. Классик эпических драм спродюсирует для «Машинимы» двенадцать короткометражных фантастических фильмов — и цифровых, и живых. Известно, что режиссерами станут участники творческого объединения Ridley Scott Associates. А там, на минуточку, и Мартин Скорцезе, и Сэм Мендес, и Кэтрин Бигелоу.

Ирония судьбы: интерактивное кино появилось на свет именно благодаря Ридли Скотту. В 1997 году студия Westwood выпустила игру по мотивам классического фильма «Бегущий по лезвию» — драмы о полицейском, вынужденном искать и убивать роботов, притворяющихся людьми. Качество проработки сюжета и героев в Blade Runner было на три головы выше всего, что делось тогда в электронной индустрии. А игровая механика смешивала все возможные жанры: геймеру приходилось и искать улики, и допрашивать свидетелей, и стрелять в преступников. Фантастические декорации пережившего конец света Лос-Анджелеса, многочисленные видеовставки и живая актерская игра заставили культурологов заговорить о Blade Runner как о ласточке нового искусства — интерактивного кино.

Это был полноценный фильм — но в нем, в отличие от блокбастера Ридли Скотта, пользователь сам мог выбрать, чем все закончится. Фанаты насчитали по меньшей мере 16 вариантов финала игры. В каждом из них за судьбы героев отвечал «зритель».

После Blade Runner игровая драматургия стала развиваться в двух направлениях. Первый подход: рассказывать истории, близкие к кино, сериалам и литературе с помощью традиционных инструментов видеоигр. К интерактивному кино условно можно причислить и квесты (серия Broken Sword), и ролевые игры (Fallout 3, Dragon Age), и стрелялки (Bioshock, Last of Us, «Метро 2033»), и стратегии (недавняя скандальная Company of Heroes 2, частично основанная на «Жизни и судьбе» Василия Гроссмана). Апофеоз этого подхода — вышедшая месяц назад GTA V, заработавшая миллиард долларов за три дня (в пять раз быстрее «Аватара») и объединившая в себе вообще все: кино, сериалы, книги, реалити-шоу, но в первую очередь — игры.

Второй метод более радикален: он сводится к упрощению игровой механики и усилению кинематографической составляющей. Главным его идеологом является французская команда Quantic Dream. В 2005 году она выпустила интерактивный фильм Fahrenheit, похожий на «Твин-Пикс» и «Секретные материалы» одновременно. В 2010-м — полицейский триллер Heavy Rain, сотканный из цитат Дэвида Финчера. В октябре 2013-го вышел «фильм» Beyond: Two Souls, главные роли в котором «играют» номинанты на премию «Оскар» Уиллем Дэфо и Эллен Пейдж. Саундтрек к Beyond написал главный голливудский композитор Ханс Циммер — постоянный партнер Ридли Скотта. Снова — ирония судьбы.

Видеоигры, таким образом, на наших глазах становятся не только производителем качественной драмы, но и поставщиком новых художественных форм.

Примечательно, что российская игровая индустрия здесь отстает от Запада гораздо меньше, чем, например, массовое кино или телевидение.

По итогам 2012 года рынок электронных развлечений у нас впервые опередил кино. Разработчики из СНГ преуспевают и в экспорте, и на родных просторах. У них иногда получаются успешные многопользовательские игры для миллионов пользователей («Аллоды Онлайн»), регулярно — приложения для мобильных устройств и социальных сетей (продукты издательства Game Insight) и довольно часто — традиционные жанры. Особенно стратегии: военные — про Великую Отечественную и сказочные — про орков и гномов. Тут удачно сложились несколько факторов: геймеры выросли на майских парадах и советских фильмах, прочитали в детстве тома фантастики и фэнтези, а играть предпочитают на персональных компьютерах, потому что дешевле. Та же приставочная Beyond, например, стоит 2500 рублей. В то время как игры для ПК умельцы привыкли добывать бесплатно.

Успехов в жанре интерактивного кино у нашей индустрии пока нет, но в стране, которая так много смотрит и играет, они обязательно будут. Свой аналог студии Quantic Dream у нас, по крайней мере, уже имеется — называется Ice-Pick Lodge и базируется в Москве. В 2005 году компания выпустила интерактивный спектакль «Мор.Утопия» — очень театральную игру с бесконечными философскими претензиями и патологической враждебностью к геймеру. Четких правил действий, как в проектах Quantic Dream, там не было, но была та же сверхцель — сделать пользователя режиссером происходящего. В 2008 году студия предприняла вторую попытку. Но проект «Тургор» оказался еще сложнее.

Родство кино и игр из СНГ обнаружилось по чернобыльской линии: в 2007-м вышел знаменитый украинский S.T.A.L.K.E.R. Эпохальная игра-утопия помогла молодой индустрии попрощаться с советским детством и юношескими амбициями (обязательно делать очень большие проекты — счастье для всех и даром) и повзрослеть. После S.T.A.L.K.E.R. разработчики стали больше ориентироваться на западные рыночные процессы. В 2010 году почти те же украинцы сделали «Метро 2033» — гораздо более компактный и кинематографичный боевик по мотивам известного романа Дмитрия Глуховского. Игра пользовалась невероятным успехом на Западе, особенно в Германии и Восточной Европе. А в 2013-м вышло дополнение «Метро 2033: Луч надежды» — совсем уже интерактивный фильм, везущий игрока по сюжету, словно на вагонетке.

То ли время вокруг такое, то ли сценаристы постарались, но игра оказалась важным художественным произведением о предчувствии великой русской катастрофы. По иронии судьбы почти одновременно вышел фильм «Метро», пропитанный той же тревогой. А в Московском метрополитене как раз во время активных продаж игры случился пожар, слава богу, локальный.

Так что серьезные художественные произведения с социальным контекстом сегодня стоит ждать не только от кино. В России есть еще одна область искусства — незарегулированная и неполитизированная, но с каждым годом наращивающая свою интеллектуальную власть. На нее вся надежда.

Новости и материалы
Гладков назвал число раненых при обстреле ВСУ в белгородском Шебекино
Самокатчик на велопараде в Москве лоб в лоб столкнулся с велосипедистом
Ирак окажет помощь в поисках вертолета президента Ирана
В театре Маяковского отменили спектакль с Немоляевой
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
Все новости