Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Стражи карточного домика

Александр Тэвдой-Бурмули о том, как беженцы раскалывают Евросоюз

Политика по отношению к мигрантам стала ключевым вопросом для Евросоюза — именно он вызывает наибольшее количество споров у стран-участниц. И именно он сегодня определяет жизнеспособность Евросоюза в целом. Масла в огонь подливает безвизовый режим с Турцией, который Брюссель недавно пообещал Анкаре.

Последние новости с театра европейско-турецких отношений позволяют оценить по достоинству все красоту переживаемого момента. Напомним, саммит ЕС согласовал выплату Анкаре 3 млрд евро (Турция, впрочем, хотела бы увеличить эту сумму), введение безвизового режима и оживление переговорного процесса о вступлении Турции в ЕС в обмен на обязательства не пускать на территорию ЕС беженцев.

Отчасти логика ЕС понятна. Иммиграционная политика ЕС предполагает, как один из инструментов, развитие связей со странами – экспортерами или транзитерами мигрантов. Турция — страна-транзитер и, более того, фильтр на пути беженцев. К концу 2014 года на турецкой территории находилось, по официальным оценкам Анкары, около 1,6 млн сирийских беженцев, из них более 200 тыс. были размещены в лагерях. Неофициальные же оценки оперируют цифрами, превышающими 3 млн.

Именно исход беженцев из Турции в первой половине 2015 года поднял миграционный вал до недостижимых ранее высот. Поэтому с формальной точки зрения сделанное Турции предложение полностью укладывается в русло европейской стратегии сдерживания иммиграционного бума.

Однако если сократить некоторые промежуточные логические звенья, то налицо парадоксальная картина:

для парирования вала нелегальных иммигрантов европейцы упрощают пограничный режим со страной, поставляющей значительную долю нелегальных мигрантов в Европу.

А если принять во внимание, с одной стороны, рост террористической опасности, а с другой — наличие на территории Турции боевиков ИГ (организация, запрещенная в России), то позиция ЕС может претендовать на премию Дарвина.

Конечно, уже сейчас можно прогнозировать, что ЕС сделает все возможное для того, чтобы отсрочить выполнение наиболее важных и рискованных своих обязательств в отношении Турции и ограничиться финансовой помощью. В конце концов, полувековая история попыток этой страны добиться членства в ЕС свидетельствует о принципиальной позиции европейского истеблишмента — держать Турцию у порога единой Европы, не пуская ее в европейский дом. Нет никаких оснований предполагать, что в нынешней ситуации эта стратегия претерпела радикальное изменение.

Но кое-что все же изменилось.

Отныне над ЕС висит дамоклов меч турецкого миграционного транзита

– и заведомо ясно, что Турция будет держать этот меч над головами еврократов до того момента, пока безвизовый режим и, в отдаленной перспективе, членство в ЕС не станут свершившимися фактами.

Кто мог подумать еще десять лет назад, что проблематика миграции и такой эзотерический для непосвященных сюжет, как иммиграционная политика ЕС, станут критически важными факторами, определяющими ныне жизнеспособность Евросоюза в целом? Ведь турецкий вопрос стал лишь частью крайне запутанного комплекса вызовов, поставленных перед единой Европой в связи с необходимостью реагировать на иммиграционный бум последних лет.

Условно можно выделить несколько фаз текущего иммиграционного кризиса и, соответственно, развития ответной стратегии ЕС по его преодолению.

Начало кризиса — «арабская весна» и ливийские события, вызвавшие всплеск нелегальной миграции в ЕС из стран Южного Средиземноморья. Ликвидация, при прямом содействии стран ЕС, режима Каддафи лишила европейцев малосимпатичного, но удобного союзника в деле контроля над североафриканской миграцией. На первые полосы СМИ вышли снимки бедствующих в Средиземном море беженцев, а название итальянского острова Лампедуза — одного из главных пунктов первичного приема мигрантов — стало известно людям, бесконечно далеким от географии.

ЕС отреагировал на этот кризис развертыванием на путях нелегального трафика беженцев кордонов пограничного агентства ФРОНТЕКС. Однако беженцы проникали в ЕС несмотря на все препоны, и это вызвало первый кризис шенгенского пространства и внутриевропейской солидарности.

Италия обратилась к другим странам ЕС с просьбой разделить бремя приема беженцев, в ответ на что Франция частично закрыла железнодорожное сообщение с Италией, а Дания ввела контроль на границах страны.

То есть уже тогда стало ясно, что заложенные в основу иммиграционной политики ЕС принципы солидарности не столько сплачивают Союз, сколько работают на разрыв, вынуждая конкретную страну дистанцироваться от единой политики, дабы уберечься от приема нежелательных гостей.

Поток беженцев в Европу еще сильнее вырос в 2013–2014 годах в контексте резкого обострения обстановки в Сирии и появления ИГ. ЕС не сразу отреагировал на новую вводную. Необходимость перейти к более масштабным мероприятиям в рамках иммиграционной политики стала для Брюсселя очевидной только после серии кораблекрушений, в которых погибло более 2 тыс. нелегалов, и терактов начала 2015 года во Франции.

После долгих и мучительных консультаций страны ЕС решили существенно увеличить состав патрульных ВМС в Средиземноморье и выработали трехфазную программу их применения. От разворачивания судов с нелегалами планировалось перейти к их досмотру в море. На третьей фазе операции европейские ВМС получали полномочия топить порожние суда контрабандистов, специализирующихся на переправке нелегалов.

Последний пункт представляет наибольший интерес, ибо его реализация имплицитно предполагает вторжение в территориальные воды соответствующей североафриканской страны — а возможно, и проведение наземных операций в прибрежной зоне. Очевидно, что для проведения подобных операций необходимо располагать соответствующим международно признанным мандатом. У ЕС такого мандата пока нет — как нет и разрешений проводить подобные действия от соответствующих североафриканских государств.

Это означает, что либо план действий будет реализовываться с нарушением международного права (впрочем, соблюдается ли оно сегодня хоть кем-то?), либо не будет выполняться вообще.

Однако и этот вполне животрепещущий вопрос превратился для ЕС в сугубо академический летом нынешнего года.Турция открыла дорогу в ЕС осевшим в стране сирийским беженцам.

Одним из парадоксальных последствий этого казуса стало, как мы видели, решение Брюсселя сблизиться с Турцией для сокращения потока нелегальных мигрантов. Но не менее важным последствием стал очередной (и существенно более серьезный, нежели в начале 2010-х) кризис солидарности внутри Союза. Страны, принимающие на себя главный удар иммиграционной волны (в первую очередь — ФРГ и Франция), попытались напомнить своим коллегам в очередной раз о принципе солидарности в рамках иммиграционной политики ЕС.

С огромными усилиями (и обещанием выдать на содержание беженцев субвенции из европейского бюджета) план «каждому — по беженцу в дом» был согласован к октябрю текущего года при очевидном сопротивлении многих (в первую очередь — стран ЦВЕ).

И тут грянул теракт в Париже. С трудом возведенный карточный домик рассыпался вновь.

Польша устами только что избранного правительства заявила о неготовности принимать беженцев в принципе. Усилия Варшавы встречают сочувствие в прибалтийских и центральноевропейских столицах. У тамошних элит нет такого драйва и влияния, как у их польских коллег, но интересы их, безусловно, схожи.

Глазами скептиков иммиграционная политика ЕС видится дорогостоящим, обременительным для значительного количества стран – членов ЕС и, если смотреть на рост иммигрантской диаспоры и террористической опасности в Европе, в конечном счете — неэффективным проектом. ЕС пытается упорядочить всевозрастающий миграционный хаос, посулами и увещеваниями удерживая европейцев в рамках единой политики, одновременно поднимая уровень своих обязательств в отношении третьих стран.

Задача, сравнимая с работой циркового жонглера.

Не будем забывать, что за усилиями Брюсселя с интересом наблюдают из Лондона и нескольких других североевропейских столиц. Великобритания не входит в Шенген, не участвует в иммиграционной политике ЕС — и надо понимать, что последние события только отпугивают аутсайдеров ЕС от участия в крупных интеграционных проектах ядра Евросоюза. ЕС уже на данной стадии достиг высокой степени гетерогенности — а в контексте кризиса миграционной политики эта гетерогенность будет, видимо, только усиливаться.

И вот на наших глазах уже правительство Ципраса упрекают в неготовности принять очередную миссию ФРОНТЕКС для охраны греческого участка шенгенской границы и намекают на возможность исключения Греции из Шенгена.

Конечно, на фоне идеального шторма, в который входит на наших глазах Россия, стоящие перед ЕС вызовы кажутся не слишком драматичными — и кто-то может резонно вспомнить про мелкий жемчуг и пустые щи. Но не будем забывать, что измельчание жемчуга может быть симптомом грядущего опустения щей. Поэтому отнесемся к этой динамике к тем вниманием, которого она заслуживает.

Автор — доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО, кандидат политических наук

Новости и материалы
Футболиста «Зенита» похвалили за вклад в мировой футбол
В Великобритании заявили об «угрозе» России для Фолклендских островов
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
В Киевской области ограничат уличное освещение из-за нехватки электроэнергии
Украинцы потребовали отправить Зеленского на фронт после окончания президентского срока
В Польше задержали фигурантов дела о диверсиях и саботаже якобы по заказу России
Ловчев: немного перестал уважать Галицкого
Политолог заявил, что США не позволят МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Зеленский заявил, что Киев никогда не атаковал Россию западным оружием
Путин раскрыл объемы добычи нефти в России с начала года
Подмосковные подростки избили школьников из-за отказа играть с ними в футбол
Российский солдат спасся после ударов семи FPV-дронов ВСУ
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Названа главная сила «Эдмонтона» с Макдэвидом и Драйзайтлем
Все новости