Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Люди могут говорить о сексе только как подростки»

Какие проблемы в сексуальном общении испытывают современные горожане

Был ли в СССР секс доступнее, чем сейчас? Должны ли люди открыто разговаривать о сексе или эта сфера должна оставаться сугубо интимной? Об этом дискутируют эксперты на встрече «Секс в городе». Дискуссия открывает цикл бесед «Логос в городе», приуроченный к 25-летнему юбилею философско-литературного журнала «Логос».

Елена Рыдкина (Pure, «Секспросвет»): Первый вопрос, который появляется у горожанина, когда он задумывается о своих сексуальных интересах, — это все ли со мной в порядке. Это происходит из-за того, что о сексе практически нет никакой адекватной открытой информации. Считается, что секс — это что-то понятное и о нем не надо говорить, ведь все как-то само собой происходит. Как правило, единственный популярный и доступный источник, который рассказывает о сексе, — это порнография и ее побочные продукты. Но порнография, особенно ее мейнстримная часть, рассказывает только о технике, о самых общих сексуальных практиках и представлениях. Есть еще возможность пойти к сексологу, но культура психотерапии в России, как мы знаем, не очень развита.

В современном городе есть большие проблемы с пониманием секс-сигнала, того, что является призывом к сексу. Это приводит к большому количеству неприятностей. Потому что у людей нет общего понимания, что является согласием, а что отказом.

Самый яркий и распространенный пример — «она мне сказала «нет», но, наверное, она имела в виду скорее «да». Или — «она сказала ни «нет», ни «да», но вроде как ее тело сказало мне «да».

Эта проблема касается и мужчин, и женщин: мужчины, там где нет четкого согласия, привыкли «давить», потому что их так учили, а женщины не привыкли четко выражаться, потому что от них никто и не ждет, что они будут четко знать, что им нужно. И вот из всех этих непонятных историй зачастую и вырастает то, что мы называем сексуальным насилием. Именно поэтому на Западе пытаются еще подросткам объяснять, что такое «да», а что значит «нет». Это большая проблема, ведь порой людям про самих себя непросто понять, где «да», а где «нет». Это как раз следствие замалчивания, ощущения того, что все само собой должно как-то решиться.

Когда на уровне государственной риторики о сексе не говорят, не говорят и о том, что сексом нужно заниматься с презервативом. Если посмотреть статистику по ВИЧ, можно увидеть, что зачастую болезнь коренится в семье якобы моногамной, но в которой люди ходят налево, потому что, опять же, не могут удовлетворить свои сексуальные желания в семье, и в итоге приносят «заразу» в дом. Люди при этом не проверяются, а идут в больницу только тогда, когда болезнь себя проявила.

Как только растет уровень сексуальной культуры, как только о нем начинают говорить, и о безопасности в сексе в том числе, люди начинают проверяться, начинают заботиться о своем здоровье, о здоровье людей, с которыми они вступают в половой контакт. Если мы посмотрим на «секс-позитивную» тусовку, тех же свингеров, людей, которые достаточно открыто занимаются сексом, то увидим, что они гораздо чаще проверяются, заботятся о своем здоровье. Я не говорю о свободе без ответственности, это та свобода, которая ее предполагает.

Интересно, что, когда люди действительно пытаются проявить искренний интерес к сексу, стараются больше исследовать, больше понимать, они сталкиваются с отсутствием развитого словаря сексуальных терминов. Само слово «секс» очень ограниченное.

Мне нравится переход, который произошел в американской так называемой секс-гик-среде, там перешли от понятия sex к понятию play.

Слово play имеет гораздо более широкое значение, не ограниченное общими представлениями о половом контакте. Сначала люди говорят об «игре», а уже потом детально договариваются о конкретных практиках внутри этой большой «игры». Слово «игра» позволяет людям расслабиться и перестать думать о своих комплексах и запретах. Наверное, это стоит культивировать и в России, по крайней мере у этого есть потенциал.

Денис Драгунский (писатель): Меня больше всего удивили прозвучавшие здесь слова, что никто в сексе ничего не умеет, никто ничего не знает и не понимает.

Как человек старшего поколения, могу сказать, что в СССР секс был, секса было много и секс был гораздо доступнее, чем сейчас. Объясню почему. СССР был нерыночным и слабо монетизированным обществом, поэтому занимались сексом преимущественно бесплатно, в рамках взаимных услуг и обменов, симпатий и влечений. А что касается секса за деньги, в советское время оплата разовой услуги секс-работника редко достигала 3% от медианной зарплаты, а сейчас колышется в районе 15%.

Далее, советская женщина в ситуации всеобщего потребительского дефицита не имела возможности инвестировать в свою сексуальную привлекательность (красивое белье, косметика, парфюмерия, эпиляция, пилинг, солярий, не говоря уже о фитнесе и, страх подумать, силиконе), поэтому у нее не возникало желания «отбить затраты». Сейчас всё иначе: девушка, которая вложила в подготовку к свиданию, условно говоря, 3000 рублей, справедливо полагает, что молодой человек угостит ее в кафе на сопоставимую сумму. Отсутствие монетизации секса привело к очень интересной вещи:

в СССР не было так называемых trophy wives — когда заработал много денег и можешь себе позволить жениться на юной красавице-фотомодели.

Нет монетизации — значит, нет и тарификации, когда доплачиваешь за размер груди, качество кожи и прочее, в итоге получая какой-то условный идеал вроде жены Трампа. Да, в СССР были престижные жены, они были красивые и ухоженные, но они существовали скорее как «переходящий приз», это были жены, уводимые у своих коллег. И привлекательность этой женщины измерялась не ее красотой, а престижем прежних мужей.

Резкая модернизация, которая началась в 1991 году, явилась не только крупнейшей, как говорит наш президент, геополитической катастрофой, но и, что важнее, — когнитивной и поведенческой. Вся эта сексуальная неумелость, о которой говорит Елена Рыдкина, мне кажется, происходит из уродливого воспитания тех детей, которые составляют, по ее выражению, «продвинутую хипстерскую тусовку». Ничего не понимают в сексе, видимо, именно те несчастные дети, которых возили на машине в школу и из школы, в спортивную секцию и обратно. Которых обрекли на социальную несамостоятельность.

А секс — это не тычинки и пестики, это социальное действие.

Вспоминаются известные опыты с морскими свинками. Те свинки, которых после рождения лишали самостоятельности, то есть извлекали из стаи и держали в тепличных условиях, — впоследствии не умели и не могли совокупляться, хотя сексуальное возбуждение испытывали. Но самец не знал, с какого боку подойти к самочке. И дело не в том, что они не видели, как совокупляются взрослые особи. Выросшие в стае свинки тоже могли этого не видеть (как мы, дети 1950–1980-х, тоже чаще всего ничего такого не видели). Дело в так называемом неспецифическом социальном опыте, в тех кирпичиках самостоятельности, из которых складываются новые формы адекватного поведения (это похоже на освоение и использование языка).

У нас, детей дворов и трамваев, такого опыта было навалом. У нас было священное и неотъемлемое право человека — пропасть без вести как минимум на три часа в день. Поэтому в сексе у нас все получалось как бы само собой. Думаю, что у той молодежи, которая не принадлежит к «продвинутой хипстерской тусовке», тоже все получается неплохо. Однако хипстеры тоже люди (шутка) и тоже хотят радоваться сексу — поэтому инициативу Елены Рыдкиной я всячески приветствую.

Гасан Гусейнов (филолог, НИУ ВШЭ, РАНХиГС): Когда-то давно мы с Денисом Драгунским обсуждали «теорию стеклянных стен». Представим себе город, в котором все стены одномоментно становятся стеклянными. Изменится ли жизнь в этом городе, после того как все всё увидели, или останется прежней?

В современном обществе, которое состоит из более-менее свободно парящих индивидов, оказывается, что интересен не сам секс, а именно разговор о нем. Если мы исходим из понимания того, что люди не умеют вести сексуальную жизнь, а современная городская среда стремится этой жизни их обучить, то видим, что 90% этой сексуальной жизни для них сосредоточено именно в игре, которая имеет некоторые признаки секса, но самим сексом не является.

Горожанин находится в человеческой гуще, там, где практически вся реклама, от рекламы обуви до рекламы автомобилей, содержит в себе сексуальный посыл.

Человека постоянно подталкивают к тому, что секс — это игра, а не таинство.

Но человеческое существо не только макросоциально, но и микросоциально. Оно нуждается в интимности, в такой сфере, которая не обсуждается ни с кем, никогда, ни под каким видом, и в том числе им самим.

Все попытки перевести в видимое поле то, что остается невидимым и закрытым, превращают секс либо в чистую игру, либо в чистую порнографию. Промежуточного состояния почти нет. Как только микросоциальный человек начинает считать секс публичной стороной своей жизни, эта микросоциальность, в которой он живет, разрушается. Поэтому для меня сексуальное раскрепощение в пространстве современного города, о котором говорила Елена, представляется такой мощной социальной ересью, при этом очень интересной, имеющей большой потенциал в переходных обществах. Например, в России.

Более того, это происходит в обществе, которое считает сферу секса не только таинством, огромная часть людей через свой речевой опыт считает половую сферу низменной. Общество действительно очень неразвито в этом плане. И до тех пор, пока это так, игра с этим затруднена. И любое публичное прикосновение к сексу будет разрушать микросоциальность.

Елена Рыдкина: Не совсем понятно, что имеется в виду под микросоциальностью и чем это разрушение так плохо. А главное, разве эта ситуация будет меняться сама по себе, без усилий? Я сама столкнулась с проблемой, когда только начинала этим заниматься, что

люди даже в очень образованной среде не понимают, как говорить о сексе, кроме как говорят об этом подростки.

Потому что никто их этому не учил, это белая зона в интеллектуальном поле. За прошедшие полгода я начала замечать, пусть даже в очень локальном плане, что люди, с которыми я общаюсь, начали говорить о сексе более открыто, более умно, появились новые интересные практики, в которых люди чувствуют себя более естественно. Именно за счет того, что начат сам разговор об этом. То есть мне кажется, что у этого есть оздоравливающая функция. В Америке в кругах академической психологии сейчас много внимания уделяют изучению корреляции между сексуальной жизнью человека и параметрами его благополучия, физического и психологического.

Игорь Чубаров (Институт философии РАН): Конечно, важно упомянуть о том, что слово «секс» обозначает в русском языке не только сексуальные отношения, но и пол. И большинство исследователей этой темы, как мужчины, так и женщины, работают в гетеронормативной модели, когда практические отношения между женщинами и мужчинами определяют характер дискурса. Выйти из этой модели крайне трудно. Даже на уровне языка. Например, если мужчина назовет проститутку проституткой, это уже звучит как минимум насильственно и оскорбительно, но более подходящего эквивалента здесь, к сожалению, пока нет. К примеру, понятие «секс-работник» таким эквивалентом не является прежде всего потому, что помимо феминисток его очень полюбили в последнее время социальные работники, медики и полицейские.

В обществе широко распространено негативное представление о том, что плата за секс исключает любовь. Но это большая ошибка. Дело в том, что даже самые искренние сексуальные отношения все равно пронизаны экономикой, соответствующей нынешнему этапу развития общества. Основная проблема проституции, которая в нашем обществе все еще считается низменной, маргинальной сферой, состоит в том, что она не легализована, не имеет собственного языка и прав.

Когда я только начал заниматься этой темой, я придумал аналогию секса за деньги с фастфудом — получением быстрой готовой стандартной пищи, предполагающей удовлетворение элементарной потребности — такой sex-food. В современном городе качественно удовлетворить сексуальную потребность столь же непросто, как и потребность в еде, во всяком случае рассчитывать на здоровую домашнюю пищу приходится далеко не всем.

Счастливые семьи и браки — скорее исключение. Жить с кем-то в современном мире вообще крайне трудно, а в мегаполисе это вообще практически невозможно.

Почти не встретить случаев, когда сексуальные отношения полностью отвечают нашим мечтаниям и потребностям. Обычно мы достраиваем в воображении своих партнеров до неких образцов и идеалов, которые бы нас устраивали.

Это отдельная большая работа. Так называемые серьезные отношения сегодня вообще непозволительная роскошь. Для большинства же главной проблемой являются сами сексуальные отношения как таковые. Поэтому обращение к платной любви для (мужского) большинства — это не что-то неправильное и постыдное, а скорее неизбежное, хотя до сих пор криминализованное, сомнительное с точки зрения гигиены, здоровья и т.д.

Соответственно, какой-то государственный (как минимум медицинский) контроль этой сферы выглядит как что-то неизбежное и даже необходимое. Странно было бы в этой связи решать проблему проституции, следуя опыту Швеции, т.е. криминализуя клиентов. Это все равно что за некачественную еду, нечистую посуду или отсутствие чека штрафовать не владельцев и продавцов заведений быстрого и дешевого питания, а их посетителей.

Но в какой-то момент аналогия с фастфудом перестала казаться мне уместной и остроумной, ведь тут возникает вопрос, с каких позиций я смотрю на феномен, ведь в вопросах сексуальности нет нейтральной, незаинтересованной позиции. Я понял, что моя аналогия смахивает на сексизм, ведь еще надо установить, кто в данной ситуации повар, кто потребитель, а кто гамбургер.

Разве это не странно, что научная, исследовательская оптика по умолчанию совпадает с оптикой владельца борделя, клиента или полицейского.

Здесь также надо учитывать, что чаще всего в истории осуждали, криминализовали и преследовали деятельность проституток, именно женщину обвиняли в грехе, аморальном поведении и т.д. Только после Второй мировой войны с помощью феминистской критики стрелки начали переводить на мужчину-клиента, что во многом объяснимо, по крайней мере с точки зрения какой-то исторической справедливости. Но проблема сексуальной потребности не решается криминализацией ни клиента, ни человека, предоставляющего сексуальные услуги, как не решается она семьей или в рамках устойчивых отношений между партнерами в большом современном городе.

Вызов современности — это освобождение секса от нежных привязанностей, которые Фрейд называл любовью. Ведь любовь сегодня, по сути, свелась к идее контроля, с помощью которого государство контролирует нашу личную жизнь.

Новые способы коммуникации, например мобильные приложения для секс-знакомств, способны произвести здесь разрыв, аналогичный произведенному когда-то Кантом между миром идей чистого разума и эмпирической сферой, только еще более радикальный.

Сегодня благодаря интернету и социальным сетям происходит демократизация сексуальности, его эмансипация во всех сферах, отделение от «больших идей» вроде семейных отношений или рождения детей (как будто вне семьи и без секса в XXI веке нельзя завести детей!). Когда это отделение окончательно произойдет, только тогда человек наконец сможет получать удовольствие от секса без страха быть захваченным Большим Другим, сопровождаемым, как правило, насилием и всякого рода несвободой. А с любовью мы как-нибудь разберемся.

Елена Рыдкина: Мне кажется, неважно, встречаешься с человеком на час, на день, на всю жизнь, к нему все равно можно и нужно относиться с любовью и интересом. Важно помнить, что секс — это продолжение близости, естественное продолжение связи, которая существует между людьми. В другом виде он превращается в порнографию. Секс — это не просто соитие, у него есть много уровней. Есть технический уровень, есть коммуникационный уровень, есть и идеологический. При этом тема секса не исчерпывается ни набором технических практик, которые можно применить, ни идеей семьи и деторождения. Вопрос исключительно в том, что ты вкладываешь в сексуальные отношения. И об этом тоже важно разговаривать.

Новости и материалы
В США заявили об отсутствии планов по отправке военных инструкторов на Украину
Попавшие под санкции танкеры перестали возить нефть
Терапия бесплодия повышает риск болезней сердца, выяснили ученые
Правительство ослабит запрет на экспорт бензина
Косторная о занятиях балетом: мне все время не нравится
В Госдепе недовольны идеей МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Нетаньяху увидел антисемитизм в возможном ордере Международного уголовного суда
Креативность и юмор улучшают самочувствие пожилых, установили ученые
В Пентагоне заявили о непричастности США к крушению вертолета Раиси
Ученые нашли способ улучшить терапию опасного рака мозга
Певец Лоза об игроке «Спартака» Джикии: возраст тоже берет свое
В Пентагоне прокомментировали гибель Раиси
Байден раскритиковал требования МУС о выдаче ордеров на арест руководства Израиля
В Белгороде и Шебекино объявлена ракетная опасность
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвало причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Все новости