Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Герои или мятежники

Дмитрий Петров о том, за что боролись венгры 60 лет назад

60 лет назад завершились события, которые в Венгрии и мире считают образцом героизма и патриотизма, в Советском Союзе называли фашистским мятежом, а в современной России именуют то одним, то другим в зависимости от политических взглядов.

В ноябре 1956-го мир облетела весть: футболисты клуба «Гонвед», игравшие в Испании с «Атлетико», не вернутся домой. Среди них члены победоносной в те годы сборной, «золотой команды», — Шандор Кочиш, Золтан Цибор и прославленный Ференц Пушкаш. Кумир стадионов, прежде избегавший политических тем, публично поддержит восстание в своей стране и останется на Западе.

23 сентября 1956-го его команда в Москве одолела сборную СССР. Через месяц Будапешт восстал. 9 ноября Советы отыгрались — тогда в уличных боях погибли до 3 тыс. венгров и 720 советских военных. Около 30 тыс. человек были ранены. А Пушкаш стал одним из 200 тыс. венгерских беглецов.

В 1993 году российский президент Борис Ельцин официально извинился за действия СССР. Это отражено и в межгосударственном договоре.

В ходе визита 2006 года президент Владимир Путин заявил: «Россия — это не Советский Союз, но… все мы в душе чувствуем какую-то моральную ответственность за это событие…» и возложил цветы к памятнику жертвам событий.

Несколько дней назад телеведущий Дмитрий Киселев назвал Венгерское восстание «погромом». В ответ МИД Венгрии вызвал российского посла, сообщив, что Венгрия не потерпит, чтобы кто-то говорил «в унизительной форме о революции и ее героях».

Тогда же лидер «Народного союза» Сергей Бабурин заявил, что это была спецоперация, организованная и управляемая извне. «У СССР, — пишет он, — хватило духу… вмешаться и остановить гражданскую войну. Чего стоит зверская расправа «восставших» над всеми, кто находился в здании Будапештского горкома партии…»

Да, когда штаб коммунистов был взят, толпа линчевала более двадцати из них. Также разъяренные огнем агентов повстанцы подвергли самосудам заподозренных в нем сотрудников спецслужб и партийных органов — 37 человек. Эти эксцессы групп экстремистов, о которых сообщила мировая пресса, бросили тень на восстание.

Но его подавление ряд российских и зарубежных историков и публицистов считает поражением «оттепели» — преддверием расстрела рабочих Новочеркасска и утраты Хрущевым образа реформатора советской системы, который он мог оставить в истории.

Как же развивались события в Венгрии, приведшие к восстанию и кровопролитию?

Выборы 1945 года принесли победу Партии сельских мелких хозяев (ПСМХ) и поражение левым. Правительство возглавил лидер ПСМХ Ференц Надь. А министерство внутренних дел — его однофамилец коммунист Имре Надь, получив контроль и над спецслужбой ОВА.

В 1947 году, когда Ференц Надь был в Швейцарии, его соратников арестовали, Партия сельских хозяев как политическая сила исчезла. А коммунисты и социал-демократы объединились в Венгерскую партию трудящихся под руководством cталиниста Матьяша Ракоши. И установили в стране репрессивный режим.

Репрессии, коллективизация, падение уровня жизни возмущали венгров. Ширились мятежные настроения.

Образованный класс критиковал власть, создавая политические клубы имени Петефи — поэта, героя революции 1848–1849 годов. Стараясь «выпустить пар», Ракоши реабилитировал казненных и осудил спецслужбы. Вскоре его сменил Эрне Гере.

Жертв репрессий перезахоронили. Траурная церемония переросла в 300-тысячный марш. 22 октября на улицу вышли студенты. Шли 11 часов, обрастая людьми. И вот 200 тыс. человек пришли к парламенту.

В это время Гере по радио назвал их действия «националистическими и контрреволюционными». Толпа двинулась к Дому радио, требуя передать в эфир свои требования. По ней открыли огонь. Тогда демонстранты заняли здание, арсеналы, вокзалы и казармы. Их поддержало немало военных.

Они снесли статую Сталина, и во главе с генералом Белой Кираем и полковником Палом Малетером повели бой с госбезопасностью за объекты в Будапеште. Тогда по решению Президиума ЦК КПСС в город вошли части стоявшего в Венгрии особого корпуса — подразделения Советской армии.

24 октября Имре Надь стал членом Политбюро Компартии Венгрии и премьером. Он уже был им в 1953–1955 годах. И стал популярен благодаря программе либеральных реформ «Новый курс». Но тогда его сняли. И вот снова доверили власть.

25 октября в Будапешт прибыли советские руководители Анастас Микоян и Михаил Суслов. Начались переговоры.

Меж тем у парламента был сожжен танк и убит солдат. Бои продолжились.

26 октября Микоян доложил Кремлю: все, договорились. Во главе партии — Янош Кадар, премьер Надь формирует многопартийный кабинет. Особый корпус отходит на рубеж в 15–20 км от города.

Повстанцы предались эйфории иллюзорной победы. Отменили госбезопасность и цензуру, ввели многопартийность. Создали самоуправление — рабочие комитеты на производстве и районные революционные комитеты.

А в СССР тем временем клеймили венгерскую контрреволюцию. В кино показывали жутких боевиков, которые, впрочем, иным юношам казались героями… В одном из этих «боевиков» будущий именитый писатель, а тогда студент-медик Василий Аксенов узнал знакомого студента-венгра. «В ту осень, — пишет он в эссе «Три шинели и Нос», — мечталось сопротивление на будапештских баррикадах. Однажды… начали шуметь: «Сколько же можно терпеть?! Руки прочь от Венгрии, сволочь сталинская! Завтра выходим на демонстрацию!.. Вот здесь и начнем в шесть часов вечера перед восстанием!»

После шумства разбрелись, трепеща и предвкушая жертвенный подвиг. На следующий день я все же оказался в районе Церкви-на-Крови, где намечалось возведение первой ленинградской баррикады, однако никого и ничего там не нашел, кроме разбитой развалюхи с бочкотарой».

СССР обещал не вмешиваться во внутренние дела соцстран. 1 ноября Венгрия вышла из Варшавского договора, попросив ООН защитить ее суверенитет и потребовав вывода советских войск. Но те готовились «подавить контрреволюцию», а венгры — к обороне. У них было 50 тыс. солдат, 10 тыс. ополченцев национальной гвардии и около 100 танков. Против — 3 тыс. танков, а также 15 дивизий разных родов войск.

3 ноября был захвачен министр обороны Пал Малетер. А в 23.00 командование Прикарпатского военного округа и особого корпуса получило сигнал «Гром 444». В 4.15 началась операция «Вихрь».

4 ноября пехота и танки особого корпуса вошли в город. Их поддерживала артиллерия. Огонь плясал в городе смертельный чардаш. По радио выступил Надь: «Советские войска атаковали нашу столицу. Наша армия ведет бои, правительство остается на своем посту». Вскоре были взяты мосты через Дунай, парламент и другие важные объекты. 5 ноября еще держался кинотеатр «Корвин», вскоре сожженный орудийным огнем. 6–10 ноября сдались рабочие дружины в промзонах.

Прежде чем 152-миллиметровые снаряды смели здание «Венгерского агентства новостей», его директор передал: «Мы умираем за Венгрию и Европу».

В ходе боев было разрушено 40 тыс. зданий, 4 тыс. — полностью. В декабре ввели чрезвычайные суды. К началу 1960-х они вынесли свыше 300 смертных приговоров, в том числе шести женщинам. Тысячи венгров оказались в заключении.

Имре Надь и ряд венгерских лидеров укрылись в посольстве Югославии. Но когда Янош Кадар письменно гарантировал, что они могут свободно вернуться домой, вышли. Почему? Ведь они знали нравы красных вождей? Неизвестно. Надя и Малетера казнили.

Что ж, опыт учит: освобождение можно задержать, но оно неизбежно. История все расставляет на свои места.

Это справедливо для Германии. Для Чехии и Словакии. Для Польши. И — для Венгрии, бросившей вызов тоталитарному господству в Восточной Европе. Где нынче тело Кадара, знают те, кто похитил его из могилы. Национальные герои Надь и Малетер покоятся в Венгерском пантеоне.

Память жертв 1956 года увековечена памятником «Пламя революции» на площади Кошута перед парламентом. Гранитный монолит венчает Вечный огонь. Есть монумент и у восстановленного «Корвина» — бронзового мальчика с карабином в руках. Стена музея «Дом террора» — тоже памятник, на ней фотоснимки сотен погибших. Мемориальные знаки установили в честь многих павших в бою, казненных и узников.

А как же футболист Пушкаш? В 1956-м в Венгрии его объявили врагом. А он, играя за «Реал», трижды брал Кубок Европы, забив 324 гола в 372 играх. В 1993-м он вернулся и возглавил сборную. В 2002-м в его честь назвали стадион. Его проводили в последний путь с высшими почестями в храме Святого Иштвана. В 2006-м — в год 50-летия восстания.

Новости и материалы
В трех областях Украины объявлена воздушная тревога
Папа Римский сообщил об условиях, при которых поедет на конференцию по Украине
Названы пять городов России, где бывают белые ночи
Генерал США заявил, что, если украинцы не будут воевать, НАТО откажется поставлять оружие
Лавров заявил о стремлении Запада нанести православию непоправимый ущерб
Лавров рассказал, зачем некоторые страны участвуют во встрече в Швейцарии
Рублев ответил на вопрос, каким словом он может описать победу на «Мастерсе» в Мадриде
Лавров заявил о желании Запада «сломать сербов»
Швейцарский экс-разведчик заявил, что на западе Украины началось движение сопротивления
Задержаны подозреваемые в убийстве в Донецке военкора из Техаса Рассела Бентли
Комментатор дал прогноз на седьмой матч серии «Даллас» – «Вегас»
Рублев стал победителем «Мастерса» в Мадриде
Лавров назвал причину всех мировых проблем
Лавров заявил о «чудовищных» экономических проблемах Европы
Дадонова назвали игроком, который уже мог закончить серию с «Вегасом»
Найдено сходство между иммунитетом растений и человека
Лавров оценил слова главы МИД Британии о праве Киева наносить удары по РФ
Найден способ лечения опасной для жизни черной плесени
Все новости