Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Революция мозгов

Дмитрий Петров о перекличке новых поколений - 1968-го и 2018-го

100 лет исполнилось русской революции в прошлом году. В этом – 50 лет пятой по счету французской. Ведь с революциями – как? Объявить, что лимит на них исчерпан, не значит их отменить.

«В каждом французском доме будет туалет», – заявил Шарль де Голль. «У каждого крестьянина в супе будет курица», – обещал Генрих IV. Так гласят легенды.

Король не успел – его убили. Генерал сумел: снабдил все квартиры (по меньшей мере в столице) уборными. После взятия Парижа, внедрения вертикали власти и ухода из Алжира – это его третий (последний) национальный проект.

Легенды отражают их взгляды. Король думал: француза навеки удовлетворит воскресная курица. А генерал, что его успокоит личный клозет. Оба ошиблись.

Де Голль считал, что дал Франции стабильность – спеленал мятущуюся страну, глубоко раненную развалом империи. И теперь ей нужен он и его порядок. Так и было. Какое-то время. Но в мае 1968 – через 10 лет после его прихода к власти – стабильность взорвалась.

Сперва казалось – фейерверк. Но – нет. 10 лет страна тихо вползала в кризис. И когда он грохнул, то ошеломил ее. Смирная еще вчера молодежь перестала понимать и признавать старших, правила и власть. А рабочие – менеджеров, хозяев, закон о труде и ту же власть.

Началось, вроде, с чепухи – сорванцы в пригородном университетском городке Нантер пытались прорваться к зазнобам в женскую общагу. Их прогнала охрана. А 22 марта 1968 студенты заняли деканат, протестуя разом против сексуальной сегрегации в общежитиях, ареста членов Комитета в защиту Вьетнама, бунтовавших в филиале «Америкэн Экспресс» и системы образования.

Явилась полиция. Заломила им руки и вывела. Но – поздно! Они уже создали «Движение 22 марта». И оно стремительно росло.

Увы, полиция – передовой отряд бюрократии – всегда и везде исходит из того же, из чего бюрократия в целом: не применил силу – значит ты слаб. А слабых не уважают. Значит надо бить, травить и забирать. А что это роняет ее престиж, а значит – престиж всего государства – ей невдомек.

И весной 1968 в Нантере, и весной 2018 в Москве она применяет ту же схему «работы» с новым поколением: тащить и не пущать. Мол, больше будут уважать и доверять. Зря что ли ВЦИОМ сообщает, что в 2017-м полиции доверяли 67% россиян. Изменились ли цифры после событий 6 мая? Не знаю. Но по данным исследования политолога из Высшей школы экономики Валерии Касамары, 65% студентов считают, что «страх не должен быть определяющим мотивом в отношениях власти и общества». Они не согласны, что в России «власть должны бояться, иначе ее не будут уважать».

«Что узнало новое поколение? – пишет об этих юношах и девушках литературовед Алексей Миноровский, – Что поколение отцов не будет их защищать. Дальше действовать будут они сами». Прав ли он? Увидим. Но поколение французов 1968-го «отцы» поддержали. Девиз союзов преподавателей, учителей и ученых звучал так: «Студенты, рабочие, учителя – соединяйтесь!»

Франция будто проснулась. Волнения студентов едва начались, а сотрудники ТВ уже обличают цензуру и ложь в эфире. Готовят стачку печатники и авиадиспетчеры. Бастуют металлурги и водители. Закрыты порты Марсель и Гавр. Рабочие занимают заводы «Рено», «Сюд-Авиасьон» и 50-ти других. В Париже проходит 800-тысячный марш. Впереди – вожак студентов анархист Даниель Кон-Бендит и коммунист, профсоюзный лидер Жорж Сеги. Разве не прав профессор Герберт Маркузе: «У трудящихся есть одно, но абсолютное оружие – отказ поставлять продукцию»?

Это – с одной стороны. А с другой – новое поколение вдохновляет интеллектуалов. За него писатели, в том числе Симона де Бовуар, Франсуаза Саган, Франсуа Мориак, Жан-Поль Сартр. Он убежден: не беда, что у молодежи нет политического проекта. Успех не зависит от наличия т.н. «позитивной программы». Они создадут ее в борьбе.

Сартра задерживают на митинге. Но де Голль говорит: «Франция Вольтеров не сажает».

Однако вернемся в март и в Нантер. Когда ректорат отменяет занятия, Союз студентов и Профсоюз работников высшего образования, ведомые Жаком Саважо и Аленом Жейсмаром, призывают к забастовке. Протестуют почти все университеты страны.

1 мая 100 000 парижан требуют социальных лифтов для нового поколения; 40-часовой рабочей недели; новых социальных программ. Их бьют и задерживают. Говорят: это «кучка экстремистов».

Сорбонна – впервые после нацистской оккупации – закрыта. 13 студентов осуждены. Отпустить их (открыть университет, сменить ректора и министра образования) требуют 20 000 человек. Впереди плакат: «Мы – кучка экстремистов».

Полиция вновь атакует. Теперь берег Сены – зона боев. Баррикады, газ, сирены, крики, звон стекла… С обеих сторон 600 раненых. 421 арестованных. Все вузы Парижа бастуют.

В битве на бульваре Сен-Мишель в ход идет брусчатка. Итог: 367 раненых, 460 задержанных. Париж не спит. Сирены медиков, пожарных, полиции. Левый берег в огне: горят машины и деревья... Шапки утренних газет: «10 мая – ночь баррикад».

Они пишут о революции. Что ж, если свержение диктатуры в Португалии назовут «революцией гвоздик»; победу демократии в Чехословакии – «бархатной революцией»; смену власти в Грузии – «революцией роз», то события 1968-го можно назвать революцией умов. Ее начали те, кому предстояло стать интеллектом Франции. Это видит и премьер Жорж Помпиду. Он обещает пересмотреть дела осужденных и открыть Сорбонну. Но ее занимают студенты. И объявляют: «Народный университет открыт для трудящихся». В Лионе их поддерживают 60 000 человек, в Марселе и Бордо – 50 000.

Париж расписан: «Запретите запрещать!», «Забудь всё, чему учили – начни мечтать!», «Будьте реалистами – требуйте невозможного! (Че Гевара)», «Секс – это прекрасно! (Мао)», «Крот истории уже вылез – в Сорбонне (привет от Маркса)», «Распахните окна сердец!», «Всё хорошо: дважды два – не четыре», «Университеты – студентам, заводы – рабочим, радио – журналистам, власть – всем!», «Под булыжником – пляжи!»

20 мая бастует 10 млн человек. А 24-го выступает де Голль: да, говорит, роль народа в управлении ничтожна. Власть, профсоюзы и бизнес ведут переговоры. Все ждут перемен. Вот и они: де Голль распускает Национальное собрание и объявляет выборы. Голлисты в центре Парижа скандируют: «Верните наши заводы!» и «Де Голль, ты не один!»

Буржуа боятся красных и черных флагов. Почему они так заметны? Мир меняется быстрее, чем привычки. События 1968 года называют «Красный май». По форме – верно. А по содержанию? Он изобретает другие цвета. Сами бунтари считают себя ультра-левыми – не успевают выдумать новые названия. Язык их мира еще предстоит создать...

А пока голлисты пугают хаосом. В июне испуганный красным фантомом мещанин голосует за партию де Голля и отсрочку краха созданной им системы. А дальновидный генерал признает: начался бунт против всего «современного общества, общества потребления, механического общества…» Он видит: возведенный им редут мещанского консерватизма обречен. Референдум о предложенной им реформе конституции проигран. В эру, когда Жан Жак Серван-Шребер предсказывает ноутбук и интернет, Де Голль, как символ общества, где цель – личный унитаз, уже не нужен. Через год он уйдет.

Итоги «Революции мая» – рост зарплат, смена министра и реформа образования, свежая атмосфера. Но есть и другое измерение: большинство участников тех событий считает, что тогда новое поколение ощутило независимость и общность интеллектуальных и политических интересов, свою значимость, способность к действию.

Любопытно: через 50 лет в России, опросы «Левада-центра» покажут: 73% молодежи также чувствуют самостоятельность и не нуждаются в поддержке государства. 70% ощущают общность с группой: хипстерами, феминистками и другими. Профессор ВШЭ Любовь Борусяк после интервью с активистами полагает, что для них «протест – это статусно, круто». Они «чувствуют себя на митингах в своем кругу, среди друзей» и меньше боятся задержаний, чем родители.

Другие эксперты видят истоки протестов нового поколения в неумении власти строить с ним диалог на основе ценностей. Вместо этого, пишет Мария Снеговая в статье «Молодежь и политика: так есть на что надеяться?», его пытаются вести ультраконсерваторы. Но молодым чужды их запреты и давно устаревшие политинформации, непонятен их язык и безразличен традиционализм.

«Российская молодежь реагирует, как европейская... – заявил Константину Эггерту после весенних протестов 2017 тогдашний посол Франции Жан-Морис Рипер, – она хочет демократии, она хочет свободы…»

«Реальное ощущение 1968-го – это потрясающее чувство освобождения…», – говорит Рэдит Жейсмар, жена тогдашнего лидера студентов (ее суждение не зря «рифмуется» со словами Рипера; он окончил Институт политических исследований в 1973-м, то есть мог протестовать в 1968-м).

«Мы, – продолжает Рэдит, – смели господствующий порядок, авторитет и традицию. Современное свободное общество родилось тогда».

Новости и материалы
Девушка Тимати показала спорткар для собаки за 45 тысяч рублей
«С очень некрасивым концом»: Анна Калашникова о Шаляпине после расставания
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В Минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
Все новости