Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Меня зовут Нео, просто Нео

Два новых романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

Вышли два новых романа отцов-основателей киберпанка Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга.

Киберпанк хоронили неоднократно и каждый раз с опережением графика. Первыми гробовщиками были его крестные отцы – Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон, писатели-фантасты, которые еще в конце 80-х годов официально объявили о закрытии литературного предприятия, чьим контрольным пакетом акций они владели на правах изобретателей жанра.

Но, как и положено «явлению» (а во второй половине прошлого столетия из литературных явлений, сопоставимых по масштабу, можно назвать разве что соцреализм и гонзо-беллетристику), киберпанк оказался сильней своих родителей. В следующее десятилетие он вступил с триумфом, в ореоле моды и славы, и все 90-е годы был скорее жив, чем мертв. Помимо целой толпы эпигонов разной степени одаренности и наглости, появились новые оригинальные авторы, из-за которых киберпанк обзавелся приставкой «пост» (Нил Стивенсон, Пол Макоули). Что еще более важно, идеи киберпанка пошли в народ на волне ликвидации компьютерной безграмотности, геймерской индустрии и эпидемии цифровых вирусов. Большую роль в его популяризации сыграло аниме, где идеи киберпанка котируются очень высоко.

В конечном итоге похороны жанра перенесли на вторую половину 90-х годов, когда на экраны вышла «Матрица» и некогда контркультурный киберпанк, родившийся в жанровом загончике сайнс-фикшна, стал жупелом массовой культуры окончательно.

С точки зрения начинающего хакера, готового спорить до потери пульса, кто круче – Нео или агент Смит, киберпанк живее всех живых. С точки зрения литературных гурманов, читавших «Нейроманта» Гибсона и «Схизматрицу» Стерлинга задолго до трилогии Вачовски, он выродился в собрание общих мест, самое общее из которых – пресловутую «виртуальную реальность» – пора сбрасывать с позором с парохода современности.

А что отцы-гробовщики? В 90-х годах Стерлинг и Гибсон продолжали делать литературную карьеру. Большего успеха достиг здесь скорее Гибсон. В «киберпанковском дуэте» он всегда считался более писателем, чем Стерлинг, отвечавший за продуцирование новых идей (если привлечь аналогию из мира музыки, то придумщик Стерлинг был Ленноном, а мастеровитый Гибсон – Маккартни). Гибсон написал следующую после трилогии «Нейроманта» (на Западе ее называют по-другому – «Sprawl Trilogy») «Трилогию Моста». Стерлинг сделал себе имя как футуролог и эксперт по высоким технологиям, консультировавший клинтовскую администрацию. Однако и тот, и другой все дальше отходили от раннего киберпанковского идеализма, где высокие технологии рассматривались как гарант человеческой свободы. И те мэйнстримовые романы, которые выходят из-под их пера сейчас, являются полной антитезой их детищ двадцатилетней давности.

В общем, если б не фамилии на обложках, по этим текстам вообще никак не догадаешься, что их авторы имели отношение к жанру, изменившему лицо научной фантастики, сильно повлиявшему на масс-медиа и общественную жизнь.

Так, у бывших киберпанков не осталось и следа от их былого футуристического запала: действие обеих книг происходит не в ближайшем будущем и даже не в настоящем, подернутым фантастической дымкой, а в реальности, имеющей отношение ко дню скорей вчерашнему, – американской «параноидальной пятилетке», начавшейся после событий 9 сентября. Главные герои тоже поменялись местами с точностью до наоборот. Место романтичных хакеров-аутсайдеров заняли талантливые программисты, работающие на спецслужбы США, как в «Зенитном угле» Стерлинга. А собственно хакер, которого двадцать лет назад воспевал в нуаровых аккордах Уилям Гибсон, в «Стране призраков» выведен как фигура второстепенная, слабая и малосимпатичная, сама напоминающая призрак, по правде говоря.

Чего уж говорить, что от третьего фирменного блюда киберпанка – пресловутой виртуальной реальности – сохранились в романах лишь объедки. Интересную идею «локативного искусства», когда одеваешь специальный шлем и видишь вместо храма Христа Спасителя бассейн «Москва», Гибсон во время оно положил бы в основу целого романа (что-то похожее было у него в «Виртуальном свете»). В «Стране призраков» он ее просто слил, представив как очередную модную арт-забаву, не имеющую отношения к суровой действительности, где американские спецслужбы отмывают астрономические суммы долларов, предназначенные на восстановление Ирака.

Факт, скорее, общеизвестный, чем научно-фантастический.

Вообще, техническая составляющая, игравшая принципиальную роль в ранних романах Стерлинга и Гибсона, сейчас приобрела у совершенно рудиментное значение. Удалите из «Страны призраков» и «Зенитного угла» все кибернетические гаджеты, и суть происходящего нисколько не изменится. Но проделайте ту же операцию над «Нейромантом», например, и роман развалится.

Подобная смена вех – от апологии техницизма к литературному лудизму – в случае киберпанка чрезвычайно показательна. Мощная технофобская составляющая скрывалась в этом жанре изначально. Во-первых, как литературное течение он и возник-то как реакция на так называемую «твердую» научную фантастику, славящую научно-технический прогресс. Во-вторых, его меланхоличный взгляд на руинированное, апокалиптическое будущее, заполненное высокотехнологичным мусором, проистекал из вполне реальной ситуации, в которой оказалось традиционная индустриальная экономика США, потерпевшая в первой половине 80-х годов сильный ущерб от роботизированной экономики японской (знаменитый «ржавый пояс» из разорившихся индустриальных мегаполисов американского Севера не зря послужил источником вдохновения для Гибсона, писавшего первую трилогию).

В конечном итоге «Матрица», по-голливудски упрощая, сделала эту технофобскую изнанку киберпанка лишь более очевидной.

В 90-х годах, когда компьютерные технологии стали доступны всем и каждому, тезис киберпанка, что у хайтековых богов можно урвать огонь для эмансипации человеческой расы, подвергся окончательной компрометации. Так, виртуальная реальность, куда киберковбои скрывались от диктата властей и корпораций, в действительности оказалась очередной индустрией массового эскапизма от реальных экономических и социальных проблем. Местом потери идентичности. Полигоном оболванивания масс. Отцы киберпанка от этого процесса энергично дистанцировались: место виртуальных подвигов заняла у них художественная социология и реальная футурология. Место гипотетического будущего – узнаваемое настоящее. Теперь вот – уже неактуальное прошлое.

Нынешние романы – логичный итог постепенного разворота киберпанка к грешной действительности, который был заложен еще в 80-х годах.

Тогда, в противоположность Филипу Дику и фантастам-технократам, киберпанки заявили, что помимо виртуальной реальности, создаваемой технически (у Дика таким артефактом был весь мир), существует еще и некая реальность «настоящая». К которой мы, например, всегда возвращаемся, когда выключаем плейстэйшн, ноутбук или банально просыпаемся каждое божье утро. В этом смысле настоящим гробовщиком киберпанка явились даже не сами его изобретатели, а наш Владимир Путин, который в интервью «Таймс» так прямо и заявил, что электронной почтой и мобильной связью он не пользуется. Действительно, те, кто принимает решения, ведущие к реальным, а не виртуальным последствиям, не балуются подобной ерундой. Это давно подмечено. А честным церберам «виртуала» остается лишь съесть свои виртуальные шлемы и укусить себя за хвост.

Киберпанк, воспевавший техногенное будущее и одновременно отрицавший его реальное значение, с самого начала пилил сук, на котором сидел. Сейчас, прочитав последние романы Стерлинга и Дика, можно констатировать окончание этого процесса.

Там, где герой меняет реальность, не заражая чужую информацию вирусами, а стреляя солью из микропистолета, сделанного болгарскими шпионами, киберпанк заканчивается и начинается Джеймс Бонд.

Такая вот грустная, но честная эволюция некогда провокативного жанра в еще одно развлекательное чтиво. Умные детективчики такие. Смотреть на это странно, учитывая, что в обоих случаях литературное мастерство авторов сохранилось и даже приумножилось. Гибсон все также несравним в сочных описаниях промзон и мегаполисов. Стерлинг – в живописании трудов и дней американской технократии.

Тех, кто читал ранние романы Гибсона и Стерлинга, «Зенитный угол» и «Страна призраков», скорей всего, разочаруют. Тем же, кто благодаря новым переводам заинтересуется вопросом и обратится к их раннему творчеству в первый раз, можно только позавидовать.

Гибсон У. Страна призраков. — М.: АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2007 год.
Стерлинг Б. Зенитный угол. – М.: Эксмо, Домино, 2007 год.

Новости и материалы
Стало известно, за счет чего «Локомотив» может переиграть «Спартак»
Зеленский потребовал от Запада еще больше систем Patriot
Булыкин назвал условие, при котором Слишкович останется главным тренером «Спартака»
РФ предоставила БАПОР площадку для разъяснения ситуации в Газе
В Федерации бокса России прокомментировали инцидент с гимном РФ на чемпионате Европы
Торнадо обрушился на китайский Гуанчжоу
Предстоящий матч «Спартака» и «Локомотива» назвали принципиальным
При атаке Израиля на Ливан пострадали более 10 мирных граждан
Стало известно, сколько зарабатывают работники скорой помощи в России
Четыре украинских беспилотника сбиты над двумя районами Брянской области
«Локомотив» похвалили за избавление от зависимости от Дзюбы
В Харьковской области прогремели взрывы
Женская сборная России стала лучшей на ЧЕ по боксу
Три украинских дрона самолетного типа уничтожили под Брянском
В Воронежской области объявлена опасность атаки беспилотников
В Брянской области сбили украинский беспилотник
В МИД РФ заявили об отсутствии препятствий для пересечения иностранцами границы России
Стало известно, будет ли изменен лимит на легионеров в РПЛ
Все новости