Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Записки морфиниста

Выходит «Морфий»

Выходит «Морфий» Алексея Балабанова – снятая по сценарию Сергея Бодрова-младшего вольная экранизация булгаковских «Записок юного врача».

«Диковатый народец». Такими словами фельдшер (Андрей Панин), может, и не встречает приехавшего работать под Углич молодого очкарика доктора Полякова (Леонид Бичевин), но произносит их вскоре после знакомства. «Другие они, доктор». Другие значит живучие — не помрут, даже когда угодят в мялку. Темные — подвешивают беременную за ноги, чтобы плод принял правильное положение, а во время родов выманивают младенца сахаром. Глупые — дойдут до больницы, только когда ушибленная рука уже почернела.

Диковатый. Народец.

Эта интонация с примесью легкой брезгливости могла бы охарактеризовать режиссерское отношение к человечеству и стать идеальным слоганом к половине балабановских фильмов.

Давно (вспомнить хотя бы «Про уродов и людей») Балабанов копается в упадке и разложении, только в последнее время абстрактная история патологии обретает конкретные место и время, обрастая усиливающей метафору физиологичностью. Советский Союз — гниющий труп и мухи. Революционная Россия — разорванная в клочья нога, обгоревшие тела и доктор Поляков, которого столь регулярно тошнит — то ли от морфия, то ли от жизни, что возникает искушение вспомнить лингвистический анекдот про «неудержимо рвало на родину».

1917 год, из Москвы идут неясные слухи, фельдшер из соседского уезда — член РСДРП, а местная знать совсем не чувствует беды — хохочет, пьет шампанское и радостно зовет молодого доктора поучаствовать в дискуссии о революции. Древнерусская тоска, Вертинский, простодушные крестьяне, все еще предпочитающие знахарей врачам, Поляков, который в отличие от героя Булгакова, страдавшего по бросившей его возлюбленной, становится морфинистом от томления непонятной этиологии, — «Морфий» неуловимо напоминает одновременно «Вишневый сад», «Бесов» и «На ножах».

В каком-то смысле «Морфий» — приквел «Груза-200». Он про то прошлое, из которого выросли советская действительность и Журов.

И, когда актеры Полуян и Бичевин, оба игравшие в «Грузе», встречаются в кадре, это посильнее, чем ампутация и трахеотомия: они, кажется, не просто частные герои, а архетипы, которые перерождаются, занимая новое место в новой эпохе.

Бодров склеил сценарий из «Записок юного врача» и «Морфия», двух разных сюжетов — бытия морфиниста и эпизодов из практики уездного врача. Балабанов ушел от Булгакова еще дальше. Этот фильм, в котором каждый отдельный кадр столь совершенен, что мог бы претендовать на премию в области киноискусства, то превращается в фарс, то в назидание, то в драму самопожертвования, то падения, вытаскивая на поверхность самое мерзкое и болезненное. Теперь, после «Морфия», стало очевидно, кого на самом деле следует экранизировать Балабанову. Конечно, Достоевского. Шутка про попахивающие мощи старца Зосимы очень в балабановском духе.

Новости и материалы
Al Jazeera прокомментировала закрытие своего филиала в Израиле
Тарасова не верит, что Щербакова и Трусова возвратятся в спорт
В Ейске сломался аттракцион, на котором катались дети
Во Франции высказались о разрыве между Армией России и ВСУ
В Израиле проходят обыски в офисе Al Jazeera
Тюкавин удивился своему голу пяткой в ворота «Сочи»
Экс-агент ЦРУ назвал условия для вторжения американских войск на Украину
Туктамышева рассказала о грандиозных планах
Число сторонников тори в Британии сократилось в два раза
В силовых структурах ДНР оценили значимость взятия Очеретино
В МИД Турции высказались о последующих конфликтах в секторе Газа
Тренер «Динамо» Личка: гол Тюкавина — это просто фантастика
Китай заявил о намерении искать выход из конфликта на Украине вместе с Францией
Лавров призвал сплотиться в борьбе с фашизмом
Кадыров поздравил православных с Пасхой
Костомаров: как прежде я кататься не могу
Председатель совета директоров «Динамо» Гафин: сегодня яйца покрашены в нужный цвет
ХАМАС ответил на предложение Египта по прекращению огня
Все новости