Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Скелет города Москвы

Культура по четвергам

Культура по четвергам: субботняя премьера фильма Елизаветы Листовой «Советская империя. Метро» стала хорошим поводом поговорить о реалиях современного телевидения.

Сравнение нашего телевидения с помойкой стало настолько общим местом, что уже даже не смешно. Зато точно. Даже не столько из-за запаха, который оно издает, сколько из-за того алгоритма действий, который нахождение в этой субстанции диктует. Да, конечно, первое желание — оказаться как можно дальше и как можно быстрее. Многие так и поступают, брезгливо избавляясь от этого «голубого огонька» либо используя его исключительно в качестве приставки к DVD-плееру. Первопричина таких действий понятна — но вот разумны ли они?

Потому как, положа руку на сердце, а что у нас не merde, а шоколад?

Все возможные альтернативы примерно такого же свойства. Что — отечественное кино не помойка? Или великая русская современная литература? Сегодняшняя отечественная эстрада? Русскоязычный сектор интернета?

Давайте уже признаемся, что общекультурная ситуация у нас очень напоминает старый анекдот про верблюда. Того самого, что на вопрос «Почему у тебя спина кривая?» ответил — «А что у меня прямое?». Поэтому брезгуем мы, не брезгуем, а обстоятельства жестко диктуют тот же самый алгоритм действий, который издавна пользуют обитатели свалок. А именно — притерпеться и шарить в имеющемся, выискивая что-нибудь, пригодное к потреблению. Извините, конечно, за неаппетитные сравнения, но если начистоту — именно так мы все и действуем.

И не первый год.

А с годами приходит сноровка и понимание, что даже в самом гиблом месте можно найти что-нибудь вполне приличное. Даже — не поверите — на телевидении. Главное, как говорится, места знать.

Вот, к примеру, в субботу РТР будет показывать документальный фильм Елизаветы Листовой о создании Московского метрополитена из цикла «Советская империя». Да, да, я понимаю, что документальные фильмы на центральных телеканалах — не лучшая рекомендация. Слишком уж обильно засижен этот жанр. С одной стороны, его в хвост и в гриву юзают штатные пропагандисты, воспеватели и обличители чего изволили, с другой — плотно облепили певцы несвежего белья и виртуозы игры на низменных инстинктах.

Да и тема московского метро, при всей к нему любви, если честно, вызывает некие сомнения. Все это, конечно, очень благородно, но сколько уже можно слушать сю-сю-сю про «и столичное метро — лучшее на свете» в комплекте с «лестницей-чудесницей» или страшилки про «метро-2» и крыс-мутантов?

В общем, казалось бы — везде вешки «Оставь надежду всяк…», ан нет — те, кто доберется, внакладе не останутся.

Эти знающие сталкеры пойдут в первую очередь на свист, пардон, на имя автора.

Работы Листовой, делающей свою «Советскую империю» уже не первый год и до этого выпустившей фильмы о сталинских высотках, хрущевских пятиэтажках, гостинице «Москва», монументе «Родина-мать», Останкино, Братской ГЭС и тому подобных культовых сооружениях советской поры, привлекают не картинкой даже. Хотя с ней все благополучно — вполне себе современная визуальная телестилистика, у нас обычно именуемая «парфеновской», — ведущая переставляет с места на место вестибюль станции «Арбатская», мановением руки вскрывает недра «чрева Москвы» и едет на эскалаторе вместе с молодым Михалковым под песню «А я иду, шагаю…».

Дело и не в проработанности материала даже — хотя и здесь слово худого не скажешь. Многие вещи наверняка станут для зрителя открытием — ну, например, то, что довоенная Москва вовсе не была пустынным городом с безлюдными улицами и агорафобией умученными регулировщиками на перекрестках. Транспортный коллапс тогда был едва ли не более сильным, чем сейчас. Столица, не рассчитанная на такое количество населения, в пиковые часы стояла мертво —

В общем, метро начали строить не от безделья и не от избытка денег, а просто потому, что альтернативой подземным перевозкам был полный карачун.

Удивляться будут, сразу скажу, не только обыватели, но и специалисты — в процессе двухлетнего сидения в архивах съемочная группа откопала факты, неизвестные даже специалистам и, к примеру, никогда не опубликованный и не ведомый даже литературоведам рассказ Виктора Шкловского — вовсе не самая интересная из находок.

Самое главное — создательница «Советской империи» счастливо избегла самого фатального профзаболевания работников отечественного телевидения — всезнайства. Наши «лица в ящике», как известно, всеведущи и просветленны и потому не испытывают и тени сомнений в своем праве просвещать, поучать и курощать все остальное население страны. Листова же в недавнем эфире на «Эхе Москвы» только и делала что сомневалась: «я же все-таки не историк», «я ведь не инженер и не геолог тоже». Это не значит, что у автора нет позиции, она как раз есть, и с ней можно соглашаться или спорить. Но это именно что выработанная позиция, выстраданная в результате анализа материала, а не занятая изначально и обусловившая априори и концепцию фильма, и сортировку фактов на «укладывается, берем» и «не укладывается, выбрасываем».

Автор «Метро» — небывалое для ТВ дело — не боится словосочетаний «это сложный вопрос» и «проблема слишком неоднозначная».

В разговоре с ней я мимоходом поинтересовался, почему, рассказывая о знаменитом постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» месяца ноября 1955 года, после которого «мраморное» метро сменилось «кафельным», она не упомянула знаменитую байку. Легенду о том, что Хрущев, закончив строить самую помпезную станцию московского метро «Киевскую», воспев свою любимую Украину и обрамив коханых парубков и дивчин золотом и лепниной, тут же и решил призвать народ к скромности — дабы никто такую красоту уже больше не «перебил». На что мне ответили, что причины появления приснопамятного постановления были много серьезнее, глубже и сложнее, и не дело, мол, за ради красного словца перевирать историю.

Наверное, поэтому и фильм получился нетипичным для сегодняшнего ТВ.

Неодномерным.

Взять хотя бы того же Лазаря Кагановича, которого в фильме про Московский метрополитен, естественно, было никак не обойти. Листова честно говорит и о плюсах, и о минусах этой фигуры, в итоге же прорисовывается не стандартный сталинский «бабайка для взрослых», а человек как минимум неоднозначный — и «черный», и «белый» одновременно, но уж совершенно точно — неординарного масштаба. И даже знаменитая шутка времен «топографической реконкисты» «Требуем вернуть историческое название московскому метрополитену!» не то что перестает казаться смешной — скорее перестает казаться шуткой.

Есть у этой полуторачасовой «саги о метро» еще одна особенность, благодаря которой она торчит в ряду своих телесобратьев гвоздем в табуретке. Не знаю, делалось ли это осознанно или сам материал потянул в эту сторону, но весь фильм буквально пропитан воспеванием созидания, пафосом труда, если хотите. Делать героев из инженеров и архитекторов — и это на сегодняшнем гедонистском-то телевидении с его глубинным месседжем «Насыщайтесь!». Но, честное слово, — это рассказ о людях, которым пришлось реализовывать колоссальный проект при полном отсутствии опыта (хотя бы в силу собственной молодости — делать метро было просто некому, профессиональных кадров не существовало в природе, и многим из инженеров — создателей метро не было и тридцати), людях, получивших при строительстве самые широкие полномочия, но и, в комплекте, невероятный уровень ответственности…

Если он и заставляет о чем-то жалеть, так это о том, что на станциях метро нет мемориальных табличек с именами их создателей.

Вообще, занятное дело — фильм на самом деле вовсе не пафосная просоветская агитка, как может показаться из моего рассказа. Нет, скорее наоборот — и показа негативных советских реалий там более чем достаточно, а вот пафоса или философствования, наоборот, практически нет — довольно отстраненный, если не сказать суховатый, деловитый рассказ о строительстве метро с дореволюционных проектов до эпохи хрущевских типовых станций. А вот по окончании сначала начинаешь думать о том, что на сегодняшний день именно это миллион раз обруганное пассажирами метро с его давкой и скученностью стало тем гвоздем, который скрепляет Москву, стягивает ее воедино — скелетом этого города, если хотите. А потом и вовсе в голову начинает лезть всякий пафос про «искусство, которое выше времен». И что первотолчком-то, если разобраться? Всего лишь «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы». Этим, наверное, и отличается талантливая документалистика от бездарной.

И, да, чуть не забыл. Премьера фильма состоится в субботу, в 9.20 утра, на РТР. Наверное, чтобы не забывали, где рыщете.

Новости и материалы
Работы на месте обрушения жилого дома в Белгороде завершены
Microsoft разблокировала обновления для российских пользователей
Ивана Урганта исключили из программы концерта памяти Булата Окуджавы
Депутат украинской Рады испугался назначения Белоусова министром обороны России
Спутники Starlink не пострадали от геомагнитной бури
Психолог объяснил, почему после 30 тяжелее знакомиться
Ученые перечислили возможные последствия магнитных бурь
Британских военных предупредили, что дроны РФ могут похитить их данные
Российский военный заявил, что ВСУ под Часовым Яром все чаще избегают прямого боя
Пенсии для неработающих пенсионеров с 2025 года будут индексировать дважды
Движение транспорта по Крымскому мосту перекрыто
Отток капитала из России вырос за первый квартал 2024 года
Офицер ВСУ рассказал об отсутствии укреплений на линии под Харьковом
Восемь БПЛА сбиты в Курской области
Великобритания препятствует воссоединению украинских беженцев с детьми
В ДОСААФ планируют ввести системную подготовку военных запаса и добровольцев
В Раде рассказали, что Россия готовит ВСУ «два котла»
В Харькове произошла серия взрывов
Все новости