Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

К холсту приравняли щелчок

Персональные выставки фоторепортеров

В двух галереях на «Винзаводе» одновременно открылись персональные выставки фоторепортеров – ныне покойного Николая Игнатьева и находящегося на пике карьеры Сергея Максимишина.

К репортажной фотографии довольно долго, буквально десятки лет, никто не относился как к высокому искусству. Разумеется, в этой сфере всегда имелись свои корифеи и звезды, некоторых публика даже запоминала по фамилиям. Кадры, опубликованные в газетах и журналах, нередко западали в душу и пленяли своей выразительностью.

Отдельные снимки даже становились культовыми, до бесконечности тиражируемыми.

Но в роли больших художников репортеры не воспринимались – да и сами на такую роль, как правило, не претендовали. Некий сдвиг, еще не до конца и не всеми понятый, произошел в конце прошлого века. Журнальные фотографы один за другим стали выходить из своей профессиональной ниши на арт-сцену.

Пока что они не вытеснили с олимпа патентованных художников, но завладели хорошим плацдармом. У репортажной фотографии появился собственный сектор на художественном рынке, возникла своя преданная и постоянно растущая аудитория. То, что еще недавно казалось просто крепким ремеслом, теперь приравнивается к вершинам креативности.

Удивляться тут особо нечему: репортерская достоверность легко может быть противопоставлена фантазмам и аллегориям, царящим в сегодняшней культуре.

Многих зрителей, пресытившихся плодами чужого воображения, инстинктивно тянет к неприкрашенной правде жизни. Вернее к тому ее варианту, который предлагает журнальная фотография.

Две выставки на «Винзаводе» представляют творчество авторов довольно известных и раскрученных, хотя и принадлежащих к разным репортерским поколениям. Николай Игнатьев, чьи работы показывает галерея Photographer.ru, начинал свою карьеру еще в советские годы. Он пренебрег перспективами, открывавшимися перед выпускником МГИМО, и взялся за фотокамеру, чтобы до конца дней так и смотреть на действительность через видоискатель. С началом перестройки Игнатьев переехал на жительство в Лондон, а по сути – стал гражданином мира.

Второй экспонент, представленный по соседству, в галерее «Победа», тоже может быть назван космополитом. Впрочем, для Сергея Максимишина прежней дилеммы – работать на родине или «за бугром» – просто не существует.

Он принадлежит к интернациональному племени фотографов, передвигающихся по планете с легкостью тополиного пуха.

Имея штаб-квартирой родной Петербург, Максимишин сотрудничает с множеством заграничных изданий и информагентств. Он дважды удостаивался главных призов в конкурсе World Press Photo, что говорит не только о его таланте, но и о вписанности в международный истеблишмент.

Несмотря на поколенческую разницу, между работами Игнатьева и Максимишина немало общего – хотя бы из-за одинаковой жанровой принадлежности. Оказаться в искомом месте, выждать правильный момент, вскинуть камеру и щелкнуть затвором – различия в репортерских технологиях не столь уж и велики. Да и выбор тем не всегда зависит от авторских прихотей: чаще всего съемки ведутся по заказу того или иного издания, у которого свои вкусы и приоритеты. Различия обычно возникают на уровне угла зрения, композиции, внимания к деталям.

А еще многое зависит от общей установки: хочешь ли ты рассказать своим кадром внятную историю или стремишься к парадоксу, к загадочности.

По поводу Максимишина, например, можно смело утверждать, что он прирожденный рассказчик, только не на словах, а в картинках. Любая сцена, им запечатленная, будь то жатва в Непале, погрузка рыбы на Камчатке или КВН в следственном изоляторе «Кресты» – это всегда отчетливый сюжет с различимыми героями и поддающимся прочтению сценарием. Из сумбурного визуального материала этот фотограф выстраивает занимательные повествования, что умеют делать очень немногие. А у Игнатьева несколько иной почерк: он словно норовит застать жизнь врасплох, зафиксировать ее хаотичное движение. Нет смысла перечислять города, страны и ситуации, фигурирующие на обеих выставках. Это калейдоскоп, да и не в социальной географии дело.

Самым важным все равно оказывается авторский взгляд, а вовсе не конкретная сценка.

Такая постановка вопроса вроде бы действительно роднит репортажную фотографию (речь, естественно, о лучших ее образцах) с настоящим искусством. Но так ли уж всеохватна эта сфера, чтобы занять доминирующее положение в зрительском сознании? Едва ли. Оказавшись на художественном поле, этот вид деятельности доказал свое право на самодостаточность – и одновременно обнаружил границы своих возможностей.

Пресловутая «правда жизни», исповедуемая фотографами, не способна заменить собой все остальные концепции восприятия. Вероятнее всего, нынешнее победное шествие этого жанра не приведет к его засилью в арт-среде. Но и завоеванных позиций он уже не уступит.

Новости и материалы
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В Минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
Все новости