Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Оптимистично. Матом

Итоги «Артдокфеста»

В Москве вручили призы фестиваля авторского неигрового кино «Артдокфест». Лучшим фильмом оказалась светло-матерная история гастарбайтеров «Саня и Воробей» Андрея Грязева.

В последний день «Артдокфеста» показали не просто лучший фильм фестиваля, а один из лучших российских фильмов уходящего года – «Саню и Воробья» Андрея Грязева. Если пересказывать сюжет, получится скучная социалка: ну, двое гастарбайтеров сидят где-то в московской каморке, не получают зарплату, один хочет уехать в свою Тульскую область, но не может бросить второго, который слегка Форрест Гамп. К тому же, у этого второго нет паспорта, да он и не рвется в свой Комсомольск-на-Амуре. Много неизобретательного мата. Много абсурдных диалогов. Много индустриальных пейзажей. Много щебенки. Телефонные разговоры с женой. Новые ботинки.

После этого фильма люди выходят из зала, глупо улыбаясь и еле сдерживаясь, чтобы не начать обсуждать друг с другом смысл жизни. Матом. «Ну а что, — объясняет Грязев, — так все говорят, что, я должен был «запикивать» мат? А в Госдуме что, разговаривают как-то иначе?»

Нет-нет, про смысл жизни лучше матом.

Андрей Грязев – не просто талантливый режиссер, умеющий увидеть и рассказать историю. Судя по тому, что Грязев говорит о съемках фильма, он еще и чувствует, как нужно вести себя с этим миром, ну а мир в ответ подставляется под его камеру, остается только снимать. На территорию предприятия режиссер зашел, потому что ему понравились трубы, из которых шел дым. Зашел – и два часа сидел ждал, пока кто-нибудь выйдет и можно будет узнать, что вообще тут происходит. Потом еще восемь часов уговаривал начальство, чтобы ему разрешили снимать. А потом не стал снимать чрезвычайную ситуацию на предприятии – какие-то вагоны там пошли под откос, было много шума, проверок и беготни — хотя любой человек с камерой вцепился бы в такой шанс и сделал бы обличительное или абсурдное кино.

Отказавшись от очевидно выигрышного сюжета, Грязев стал «своим» у местных работяг.

Он снимал три месяца – иногда просто оставлял включенную камеру и уходил, иногда сидел со своими героями, которых тоже еще надо было выбрать среди всех отснятых гастарбайтеров. Никакого закадрового текста в фильме нет. Зритель все узнает сам: и про зарплату, и про Санину жену Ирину, и про паспорт Воробья, и опять про паспорт Воробья, и опять про жену Ирину. Бытовой абсурд, смешные люди, всероссийская щебенка, падающая на московскую землю. Только в самом конце, когда герои прощаются друг с другом, они слегка смущенно топчутся на месте, поглядывая на камеру и явно собираясь сказать и режиссеру: «Спасибо, до свидания». Как ни смешно, зрители после фильма именно об этом эпизоде спрашивали, не постановочный ли он: «А чего это герои вдруг камеру заметили?»

Хотя как раз это прощание, прорывая ткань фильма, предъявляло автора, на секунду возвращало зрителей из жизни – в документалистику.

Андрей Грязев после показа отмахивался от пожеланий Гран-при и говорил, что очень надеется на приз за дебют. Он получил и Гран-при, и приз за дебют. Председатель жюри Даниил Дондурей сказал на вручении, что у жюри (туда входили еще Анатолий Васильев и Марианна Максимовская) не было никаких разногласий в выборе победителей.

Лучшим полнометражным фильмом была названа поэтически-политическая работа Марии Кравченко «Части тела» — рассказ о чеченской футбольной команде инвалидов. Почти никакого пафоса, никаких антивоенных призывов: просто показ результатов войны — спортивных в том числе. Война выигрывает.

Лучшим короткометражным фильмом была названа «Долгая дорога домой» Александра Горелика – забавная зарисовка о незаводящемся тракторе посреди российской провинции.

Настоящим фильмом «Дорогу» делает случайность:

посреди процесса к режиссеру подходит старик и спрашивает: «А меня можешь снять?» — и дальше начинает рассказывать свою историю, звать в гости, камера, продолжая наблюдать за трактором, чуть ли не кивает в ответ.

Почетного упоминания жюри удостоился фильм Мансура Юмагулова «Преодоление», лучшим документальным сериалом был назван «Подстрочник» Олега Дормана, лучшие авторские неигровые фильмы – «Глубинка 35х45» Евгения Соломина и «Революция, которой не было» Алены Полуниной.

Забавно, что три главных победителя «Артдокфеста» в этом году – фильмы светлые и оптимистичные, большой привет игровому российскому кино, которое, наоборот, мрачнеет и куксится.

В прошлом году на этом фестивале победило «Следующее воскресение» Олега Морозова – шествие мертвых, симфония ужаса. «Саня и Воробей» гораздо нежнее, хоть и матернее. Но вряд ли можно говорить о смене курса, потому что нет никакого курса, и о том, что документалистам надоело петь распад и разложение. Поют, что видят.

Говорят, что фильмы «Артдокфеста», вероятно, можно будет купить в сети. Скорее бы.

Новости и материалы
В Эстонии сочли «немыслимым» участие представителей страны в инаугурации Путина
Беременная Хилькевич сообщила о болезни
Замглавы Тернопольского совета признался в своем участии в разграблении Украины
В Краснодаре ребенок получил травму на уроке физкультуры и впал в кому
Переговоры Израиля и ХАМАС не принесли результатов
Ученые назвали эффективное лечение атеросклероза артерий ног
Андрей Губин мечтает купить дом на колесах
На Солнце произошла еще одна мощная вспышка
Стало известно об ожиданиях Киева от ЕС одобрения о приостановке действия загранпаспортов
В России учрежден новый профессиональный праздник
В Енисейске мужчина спас тонувшего в ледяной реке ребенка
Макрон намерен обсудить с Си Цзиньпином олимпийское перемирие «во всех конфликтах»
Джоан Роулинг напишет еще шесть книг
Автомобили застряли в огромной пробке на федеральной трассе Пермь — Екатеринбург
Меган Фокс удивила фанатов кардинально новым имиджем: «Лариса Гузеева»
«Говорить о невезении — для неудачников»: россиянин из НХЛ о вылете клуба из плей-офф
Лукашенко понадеялся на воссоединение народов России, Белоруссии и Украины
Полина Лазарева заявила, что без Быкова можно было не снимать ее кинодебют
Все новости