Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Их бросала молодость в бездну мутных вод

Вручена премии «Инновация»

Объявлены лауреаты художественной премии «Инновация». Главный приз достался фотографу и видеоинсталлятору Сергею Браткову, лучшим кураторским проектом назван «Кудымкор» Екатерины Деготь, в молодежной номинации победил питерский дуэт со своим «мыльным» перформансом.

На церемонию вручения «Инновации» гостей созвали в пространство Baibakov Art Projects на «Красном Октябре». Интерьеры бывшей шоколадной фабрики навевали неизбежную мысль о демократизме происходящего (это вам не Барвиха Luxury Village, где минувшей зимой вручали альтернативную Премию Кандинского). Но усилиями режиссера и сценографа церемонии тема «опрятной бедности» скоро истаяла. Шоу получилось довольно динамичным, насыщенным мультимедийными спецэффектами и нераздражающими саундтреками (в том числе живой джазовой перкуссией от Владимира Тарасова и Павла Тимофеева). Вопреки ожиданиям, процедура не затянулась, хотя при наличии пяти номинаций, двух призов «за вклад» и «за поддержку», а также нескольких поощрительных премий существовала угроза засидеться до полуночи.

Словом, к церемонии претензий не возникало, чего не скажешь о некоторых решениях жюри.

Особенность «Инновации» состоит в том, что соучредителем этой премии является Министерство культуры – таким образом, она вроде как государственная. С другой же стороны, роль спонсоров здесь совсем не эпизодическая. Так что говорить о том, что посредством «Инновации» государство формулирует свои эстетические предпочтения, было бы опрометчиво. Да еще и международное жюри запутывает вопрос. Иногда победители в номинациях предсказуемы стопроцентно, иногда ситуация бывает похожа на лотерею.

В этом году, к примеру, наверняка ничтожным оказался процент тех, кто угадал заранее обладателя Гран-при (главной считается премия в номинации «Произведение визуального искусства»).

Хотя уроженца Харькова Сергея Браткова можно смело называть ветераном арт-сцены и даже звездой актуального искусства, его видеоинсталляция «Балаклавский кураж» представлялась слишком легкомысленной, чтобы претендовать на победу. Фаворитами считали «Большой адронный коллайдер» Николая Полисского и «Ландшафты будущего» Павла Пепперштейна – произведения двух художников, которые уже побывали в шорт-листе конкурирующей премии Кандинского и остались тогда без награды. Но жюри «Инновации» сочло, вероятно, что туповатая интрига противостояния двух конкурсов будет публике неинтересна, и присудило награду (вместе с 250 тысячами рублей призовых) Браткову, который заснял на видео, как ныряют с причала в мутные и захламленные воды Балаклавской бухты отчаянные тинейджеры.

По словам автора, хлопцы тем самым рискуют жизнью. Впрочем на экране эта опасность не очень-то ощутима. То ли тема «бесстрашной человеческой молодости» вдохновила членов жюри сама по себе, то ли все-таки принималась во внимание «совокупность творческих заслуг», утверждать не возьмемся.

Еще одним сюрпризом стала победа в номинации «Новая генерация» питерского дуэта Дмитрия Петухова и Семена Мотолянеца с перформансом «Фигурное катание на мыле».

Сюжет столь же оригинальный, сколь и безбашенный: выложив по полу из брусков хозяйственного мыла своеобразную арену, соавторы до исступления скользили по этой поверхности в программе петербургского бьеннале современного искусства «Диалоги». Девиз перформанса — «дорогостоящий буржуазный лед не всегда доступен широким слоям населения». Можно еще углядеть здесь и пародию на телевизионные ледовые шоу, и намек на нравы коммунального общежития. Но чего совсем не ощущается, так это будущей стратегии. Награждать молодых за дурашливость – есть что-то порочное в этой практике, но жюри виднее, конечно.

Приз за лучший кураторский проект предсказуемо достался Екатерине Деготь за выставку «Кудымкор – локомотив будущего», рассказавшую на новый лад историю о сельской коммуне, которую организовал художник Субботин-Пермяк в первые послереволюционные годы.

В номинации «Теория. Критика. Искусствознание» победила книга знаменитого концептуалиста Андрея Монастырского, основателя андеграундного движения акционистов «Коллективные действия». Этот выбор тоже нетрудно было спрогнозировать: он выглядит подобием компенсации за то, что Монастырскому все никак не дают Гран-при в качестве художника. Лучшим региональным проектом названа VII Красноярская музейная бьеннале «Даль». Обладатели еще двух призов были известны заранее: посмертную награду арт-менеджера Ольги Лопуховой «За вклад в развитие современного искусства» получила ее дочь Вера Ройтер, а премию «За поддержку современного искусства России» выдали галеристке Стелле Кесаевой, основательнице Stella Art Foundation. Пара утешительных призов досталась обойденному в главном конкурсе Николаю Полисскому.

И все бы ничего, несмотря даже на экстравагантность некоторых вердиктов жюри.

Только остается прежняя проблема общественного звучания. Имена нынешних лауреатов, может, и не забудутся на следующий день, но их дальнейшие карьеры едва ли будут зависеть от победы в «Инновации», равно как и в любом другом состязании подобного рода. Наше арт-сообщество, по сути, герметично: раздача наград внутри него мало влияет на слышимость вовне. Впрочем, можно успокаивать себя тем, что цеховые игры будто бы важнее досужего интереса публики.

Новости и материалы
Посол Германии вернулся в Москву
Путин оценил состояние европейской экономики
Чиновница в Адыгее получил 5 лет за взятку сотруднику ФСБ
Мужчина с винтовкой открыл стрельбу в сторону прохожей в Сочи
Стало известно, почему «Спартак» не возглавил Сарри
Камера бюджетного Pixel 8a оказалась лучше, чем у Galaxy S24 и iPhone 14
Отечественные вина скоро займут более 60% полок российских магазинов
Премьер Словакии пришел в сознание после покушения
Российские врачи 17 лет боролись за здоровье юноши, выпившего жидкость для прочистки труб
Белоруссия планирует построить в Карабахе «нечто наподобие агрогородка»
Столичный суд вынес приговор еще одному фигуранту по делу о вымогательстве
«АвтоВАЗ» устранил главную проблему модели Lada
Во Франции назвали сюрпризом продвижение ВС России под Харьковом
Стало известно, почему «Спартак» отказался от приглашения Ивича
Богатейшая женщина Австралии потребовала убрать ее портрет из Национальной галереи
Словацкой ZSE Energia запретили вести спор с «Газпром экспортом» за рубежом
Из Харьковской области эвакуировано более 9 тыс. человек
Путин рассказал, сколько времени тратит на чтение
Все новости