Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Стих нашел

Дневник Каннского кинофестиваля

Дневник Каннского кинофестиваля: в фильме «Поэзия» бывший министр культуры Южной Кореи Ли Чандон переосмыслил роль поэзии в кинематографе и дал ей шанс на выживание.

В каннском конкурсе так много азиатских фильмов, что без наград они вряд ли останутся. В числе самых перспективных «Поэзия» корейского режиссера Ли Чандона. Бывший министр культуры Южной Кореи и автор двух нашумевших фильмов – «Оазис» и «Тайное сияние» – ни разу не получал по-настоящему значимых призов на международных фестивалях, хотя давно пользуется репутацией зрелого и оригинального мастера. Сам заголовок звучит эффектно: согласитесь, дать «Золотую пальмовую ветвь» корейской картине «Поэзия» – жест, который не забудется. К тому же о кинематографическом ренессансе в Корее критики пишут давно, и пора уже зафиксировать его документально.

«Поэзия» – одно из любопытных свидетельств эстетической интеграции корейского кино в общемировой контекст.

В «Тайном сиянии» Ли рассказывал об общине корейских католиков, но специфический характер христианства на азиатский лад все-таки не позволял забыть о месте действия. В новой картине режиссера речь ведется о проблеме универсальной – о закате и возможной смерти поэзии. К примеру, штамп «поэтический кинематограф» сегодня применяется критиками только в пейоративном ключе, а цитирование даже пары поэтических строк в фильме расценивается как проявление дурного вкуса. Ли, не боящийся обвинений в безвкусице, строит повествование вокруг акта поэтического творчества: его героиня, бабушка в щеголеватой шляпке и цветастом жилете, типичный «божий одуванчик», записывается в начале фильма на поэтический мастер-класс.

Отныне ее мечта в жизни – написать хотя бы одно стихотворение.

Ведущий мастер-класс поэт учит домохозяек и клерков, пришедших на его занятия: необходимо научиться видеть каждый предмет впервые, заново открывать его – и тогда придет вдохновение. Отнюдь не поэтический (в нашем, европейском, понимании) стиль Ли Чандона сводится к исполнению этого несложного наказа: он избегает очевидных метафор, красивых панорам или замедленных съемок, окунаясь в повседневность, будто сам еще не знает, в какой точке его настигнет вдохновение, с какого момента бытописание превратится в поэму.

Для этого, по всем литературным законам, необходим «поворот винта», и он (как всегда у режиссера) происходит самым жестоким и непредсказуемым образом, смыкая вымышленное повествование со случаем, позаимствованным из криминальной хроники.

В «Оазисе» это был роман бывшего преступника с девушкой, страдающей от церебрального паралича, в «Тайном сиянии» – похищение ребенка с целью выкупа. При написании сценария «Поэзии» Ли опять проконсультировался с газетами и рассказал о самоубийстве школьницы, которую систематически насиловали шестеро ее одноклассников. Один из этих ребят – по фильму внук героини.

В самом начале фильма, еще до титров, на поверхность реки всплывает труп девочки, покончившей с собой, и камера приближается к нему настолько близко, насколько это возможно; всплывает та реальность, на которую поэты не вправе реагировать, и которая с невероятным трудом может быть переработана в стихи.

Где граница, за которой эстетизация житейского ужаса уже не будет аморальной?

Другой кореец, Ким Ки-дук, давно ее перешел – и перестал быть интересным режиссером. А Ли Чандон, этот корейский ученик Достоевского, сделавший себе имя на спекулятивных драмах о «несчастненьких» женщинах, на этот раз одержал героическую победу над самим собой.

Писательский блок пенсионерки, которая не может выдавить из себя ни строки, – отступление перед агрессивной реальностью. Преодолеть эту преграду можно лишь путем самоотречения – естественным путем для женщины, от которой ускользает память, ее единственная связь с окружающим миром (у бабушки из фильма только-только обнаружили прогрессирующую болезнь Альцгеймера).

Приняв на себя, в лучших традициях Федора Михайловича, чужие страдания, она уходит из дома, перед этим все-таки написав стихотворение в форме предсмертного признания погибшей школьницы.

Когда жизнь доходит до края, до критической точки, появляется возможность для поэзии. Но увидеть ее можно лишь в том случае, если соблюдаешь критическую дистанцию, оставаясь реалистом, а не поэтом. Что и делает Ли.

Главную роль исполнила Юн Юнджи, легенда корейского кино, сыгравшая в трехстах с чем-то фильмах. А поскольку все актрисы Ли Чандона непременно получают призы на тех фестивалях, где проходят мировые премьеры их фильмов, можно делать прогнозы и на сей раз. Хотя гораздо логичнее было бы наградить за режиссуру или сценарий самого Ли, который подарил ей эту роль, заодно переосмыслив роль поэзии в кинематографе и дав ей шанс на выживание в прозаическом мире современного искусства.

Новости и материалы
МВФ спрогнозировал срок полного отказа Европы от российских энергоресурсов
Гимнастка отодрала надпись «сборная России» с машины, которую ей подарили за победу на ОИ
Стало известно, что мешает карьерному росту айтишников в России
Россиянину вынесли приговор по статье о дезертирстве
В ЦБ рассказали, почему кредитный рейтинг может быть снижен
Жителям Москвы пообещали 1 млн новых квартир и апартаментов
Союз армян России потребовал расследовать инцидент с недопуском католикоса к памятнику
Появилось фото американского истребителя за секунду до катастрофы
Экс-генменеджер сборной России о рейтинге IIHF: собака лает, караван идет
Велосипедистку в Петербурге сбили трое детей на одном самокате
Китай планировал поставлять оружие России, но передумал после звонка из США
Названы конкуренты российских автомобилей Volga
Фигурант дела главного кадровика Минобороны не признает вину
В Барнауле ученикам третьего класса раздали грамоты с гербом и флагом Украины
Солист «На-На» вспомнил, как женился на фанатке
Российский сенатор рассказал о провале Зеленского
Французский политик заявил о новой фазе конфликта на Украине
Трансфер Сафонова в «ПСЖ» признали удачным
Все новости