Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Амнезия без химии

В прокат выходит фильм Клима Шипенко «Кто я?»

В прокат выходит «Кто я?» Клима Шипенко — основанный на реальных событиях экзистенциальный детектив про амнезию, в котором Жанна Фриске обнажается, а Александр Яценко бубнит «не помню».

Однажды осенним утром на севастопольском вокзале появился кудрявый гражданин (Александр Яценко) — без документов и с крайне избирательными воспоминаниями. Он не знает, как его зовут, откуда он родом, что делает в его кармане увесистая пачка купюр и билет с концерта Сергея Галанина, зато отлично осведомлен о ходе мировой истории и в состоянии напеть любимую песню.

Режиссер Клим Шипенко отучился в американской киношколе, а вернувшись в Россию, взялся, по сути, за то же, чем занимался Тимур Бекмамбетов в «Дозорах», — реанимацию отечественного жанрового кино при помощи голливудских схем и западной прагматики.

Только работает Шипенко с более камерными формами, снимая картины на стыке авторского и зрительского кинематографа — так, оба его полнометражных фильма были отобраны в программу «Кинотавра».

В 2009 году вышли «Непрощенные» — севастопольский боевик а ля «Карты, деньги, два ствола», унаследовавший от английского собрата многофигурную криминальную интригу, распадающуюся на десяток запутанных во времени и пространстве главок, густо сдобренных цитатами из Гая Ричи и Тарантино. По части лихости монтажа Шипенко переплюнул обоих: чтобы восстановить цельный сюжет, «Непрощенных» требовалось мысленно собирать из разрозненных историй, словно паззл. На «Кинотавре» фильм разнесли в пух и прах, но режиссера это не остановило — и в следующем году он участвовал в конкурсе фестиваля со своим новым фильмом «Кто я?».

«Кто я?» основан на реальной истории — ее Шипенко вычитал еще во время учебы в Америке, когда в ностальгическом порыве изучал в интернете севастопольские газеты. Статья о найденном на вокзале безродном молодом человеке с амнезией была подписана символичной фамилией Непомнящих, и много лет спустя сюжет из заметки превратится в сценарий. С той журналисткой Шипенко встретился лично, а вот пострадавшего съемочная группа решила не трогать: про него известно мало — вроде бы женился, но излечиться не смог и долго жил с матерью, которую так и не вспомнил.

Что привело его к беспамятству, осталось неизвестным, так что в фильме Шипенко предлагает лишь одну из возможных трактовок событий.

Сменив жанр и перейдя от боевика к детективу, Шипенко снял кино куда более сдержанное, хотя кое-что осталось прежним — яркие, почти ядовитые цвета, как из фотосета для глянцевого журнала: золотые листья, бирюзовая вода, огненные волосы, ярко-зеленое пальто. Зато в «Кто я?» уже нет хаотичного нагромождения персонажей, а повествование разбито всего на две линии. Милиционер (Анатолий Белый), врач (Сергей Газаров) и журналистка (Виктория Толстоганова) пытаются расколоть забывчивого юношу, в ответ на все вопросы мямлящего скорбное «не помню». А флешбэки рассказывают, как, находясь в здравом уме и пока еще трезвой памяти, неприметный герой случайно познакомился со знаменитой актрисой (Жанна Фриске).

Картина снималась в местном ОВД, а в эпизодах были задействованы обычные милиционеры, но фильм Шипенко — не панегирик и не страшилка в адрес милиции.

И это ни в коем случае не чернуха о человеке, сгинувшем в провинциальном болоте, в стиле российского арт-хауса. «Кто я?» вообще кино не проблемное, а жанровое — его ближайший родственник в новейшем отечественном кинематографе — еще один выпускник сочинского конкурса — «Тот, кто гасит свет» Андрея Либенсона.

Что касается источников вдохновения, то Шипенко упоминает Дэвида Финчера, от которого в «Кто я?», по правде, разве что неожиданная концовка, когда становится очевидно, что зрителя полтора часа водили за нос. И хотя предыдущая фраза является в некотором роде спойлером, он здесь совершенно необходим. Как триллер «Кто я?» не держит темп, все время скатываясь в сентиментальную мелодраму с простецкими диалогами, и смотреть, как герои Яценко и Фриске засыпают друг друга банальностями, гораздо приятней, если знать, что впереди ждет финальный твист.

Даже страстным эротическим эскападам (да-да, обнаженка с Яценко и Фриске) не скрыть того удручающего факта, что пресловутой химии между актерами нет и быть не может.

Вряд ли удастся найти персонажей более далеких, чем эстрадная певица, гламурная вампирша из «Дозора», и немногословный ветеран арт-хаусного фронта, снимающийся у Балабанова и Хлебникова.

В качестве литературного ориентира Шипенко называет Себастьяна Жапризо, который, по словам режиссера, не ограничивался сочинением детективной загадки и ставил серьезные экзистенциальные вопросы. За экзистенциализм в «Кто я?» отвечает обозначенная в названии фильма тема самоопределения: все персонажи копаются в себе, а некоторые даже завидуют амнезии героя, который может написать свою жизнь с чистого листа, забыв о том, чего он достиг, а главное — не достиг. Как бороться с кризисом самоидентификации, картина не поясняет, зато фильм выполняет другую, не менее важную функцию: дарит эфемерную, но сладкую надежду на то, что каждого неудачника где-то ждет своя Жанна Фриске.

Новости и материалы
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В Минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
Все новости