Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Проблема в том, что Радзинский будет продан»

Интервью с Борисом Куприяновым к открытию 12-й ярмарки Non/Fiction

В преддверии 12-й книжной ярмарки Non/Fiction директор магазина «Фаланстер» и член экспертного совета ярмарки Борис Куприянов рассказал «Парку культуры» о важных событиях ярмарки, утере литературой эроса, кризисе российского книгоиздания и насильственной природе культуры.

--Чем эта ярмарка будет отличаться от прошлых?

--Сразу хочу оговориться. С тех пор как в названии Non/Fiction была поставлена косая черта, ярмарка не ориентируется только на нехудожественную литературу. Здесь представлялись и будут представляться книги, которые претендуют на звание литературы вообще: это книги, которые служат не только для того, чтобы скрасить пересечение Москвы на метро.

Non/Fiction проходит уже в 12-й раз и каждый год, слава богу, увеличивается, становится интереснее для иностранных участников. В свое время был единственный, скажем так, интеллектуальный проект в области книгоиздания. Сегодня сюда же можно отнести вновь возникшие ярмарки, вроде недавней красноярской.

В этом году в Non/Fiction примут совершенно беспрецедентное участие французские авторы.

К Году Франции в России французы осуществили необыкновенную вещь. Они поняли, что писателей и так привезут, и кроме них решили привезти интеллектуалов – авторов текстов нехудожественной литературы, важных во Франции и в той или иной степени известных в России, вроде Юлии Кристевой. Такой научной делегации у нас просто никогда не было. Кроме того, ярмарка приобретает важную бизнес-составляющую. В следующем году Россия будет гостем Лондонской книжной ярмарки, и в этом году к нам приедет множество британских издателей.

--От участия в ярмарке отказались несколько издательств…

--На Non/Fiction будут представлены почти все российские независимые издательства, которые формируют книжную карту страны и должны определять вкусы читающей публики. Да, несколько независимых издательств действительно отказались от участия в ярмарке, сделав официальные заявления, как, например, издательство «Классика XXI век» — лучшее в стране издательство, специализирующееся на музыкально-культурологической литературе. Они ссылаются на то, что ярмарка стала очень дорога. Да, это так. И это не только вина организаторов – компании «Экспо-парк», но и наша – экспертного совета. Мы не уследили, не смогли предусмотреть такую ситуацию.

--А почему она сложилась?

--Дело в том, что книжная индустрия сейчас находится в глубоком кризисе, и особенно это касается независимого книжного бизнеса. У людей, напрямую не связанных с книжным бизнесом и вообще с реальным сектором экономики, всегда есть желание подтвердить все эти парадные реляции об окончании кризиса не только словами, но и зафиксировать их материально.

В данном случае это вылилось в повышение арендной платы и стоимости участия.

Сегодня такие действия ставят под угрозу вообще дальнейшее существование ярмарки: она либо «повернется лицом» к издателю и публике, либо просто перестанет быть тем манифестом, которым задумывалась 12 лет назад. Либо появится какой-то альтернативный книжный проект, которого я очень боюсь, поскольку мне очень нравится ЦДХ и сам формат Non/Fiction.

--Такой альтернативой, как я понимаю, стала в том числе упомянутая вами Красноярская книжная ярмарка…

--Да, это одна из таких заявок на альтернативные методы пропаганды чтения, которые неминуемо будут появляться, если страна не хочет умереть как культурная держава. Там, в частности, смогли принять участие и те издательства, которые физически не смогли участвовать в Non/Fiction. Она называется КРЯКК (Красноярская ярмарка книжной культуры), и благодаря усилиям Ирины Прохоровой она скоро может стать центральным событием в российском книгоиздании. Там созданы невероятно удобные условия как для посетителей, так и для участников. Ярмарку определяет масса мелочей: до места проведения ярмарки ездят бесплатные автобусы, в каждом павильоне сидит девушка, которая бесплатно раздает пакеты для посетителей, и т. д. Я, к сожалению, оказался там впервые, но участники прошлых ярмарок (она проводится уже в пятый раз) говорят, что изменяется читающая публика: люди приходят куда более подготовленными, куда менее наивными. Кроме того, это еще одно место, где издатели из Москвы, Томска, Перми, Петербурга, Екатеринбурга встречаются в одном месте. Это очень важно: таких мест не так много.

--В последнее время своеобразным трендом в культурной жизни Москвы стали научные и прочие лекций. Не стали ли они альтернативой литературному нон-фикшну?

--Я был программным директором двух последних Международных московских книжных фестивалей, сменив на этом месте Александра Гаврилова. У Александра была теория, что, если люди не читают, надо их завлечь чем-то другим и исподволь подложить книгу. Я же выбрал такую хард-стратегию. У нас была масса спикеров, мы пытались спровоцировать какой-то диалог.

Последний фестиваль меня сильно разочаровал.

Даже в интеллектуальной среде у нас очень сильна тенденция потребительского отношения к культуре. В Москве сейчас образовался целый тип людей, которым в принципе неважно, куда пойти. Они могут пойти на книжную ярмарку, на лекцию Колхаса, на какое-нибудь авторское кино: для них это просто форма развлечения, стиль жизни, а не образовательный, просветительский проект. Именно поэтому, кстати, за лекции берут деньги: вы платите деньги, как будто ходите в кино. Выходит, что разница между фестивалем пива и модной лекцией в Москве не так велика, как это ни странно. Это просто развлечения для разных страт общества, и это меня пугает.

--Раньше, еще пять лет назад, каждый год выходило по нескольку безоговорочных нон-фикшн хитов, бестселлеров. Сейчас их стало явно меньше: последним вспоминается вышедший год назад «Черный лебедь» Насима Талеба. Почему так произошло? Таких книг стало меньше или это чисто издательская история?

--Есть несколько причин, по которым нон-фикшна на нашем рынке становится меньше. Проблема прежде всего в том, что открытием нового автора, заходами в такие рискованные зоны книгоиздания всегда занимались маленькие независимые издательства. В начале двухтысячных таких издательств было очень много и как раз они занимались открытием хитов на западном рынке. Мураками первый раз вышел в издательстве «Независимая газета», Прилепин в «Ad Marginem», Крусанов в Амфоре, Пелевин в «Терре». Все это средние и мелкие издатели, которые выискивают книгу, находят ее, работают с автором. Сейчас у нас сокращаются роль и место этих издательств, а значит, сокращается и число таких книг. Впрочем, у нас достаточно подготовленная публика, и новую книгу Стивена Хокинга, например, я уверен, читать будут.

--А были ли какие-то нон-фикшны, нашумевшие на Западе и прошедшие незамеченными у нас?

--Да, множество важнейших образцов нон-фикшна прошло через наш рынок практически незамеченным. Книга Хобсбаума «Эпоха крайностей» была издана в издательстве «Независимая газета» 10 лет назад, ее и сегодня можно купить примерно за сто рублей, а это том в 600 страниц, важнейшая книга XX века. Издательство «НЛО» в 2002 году издало книгу «Легко ли быть издателем»: там все наше издательское будущее описывалось, но нам казалось, что нас это все никак не коснется. В итоге мы прошли за 8 лет тот путь, который американское книгопроизводство прошло за 40. Ну и из недавних примеров это, например, «Мутанты» Леруа – лучшая книга о генетике последнего времени. Ей просто не повезло. «Ружья, микробы и сталь» Даймонда прочли, а «Мутантов» — нет. То же самое касается и всех книг Владимира Мартынова. Таких книг сотни.

--У вас есть четкий ответ на вопрос, почему так происходит? У нас какое-то особое отношение к этой литературе?

--Жанр нон-фикшна у нас воспринимается очень странно. Книги Эдварда Радзинского или книга о том, как солить грибы, это абсолютный нон-фикшн, никакого спору нет. С другой стороны, в тот же ряд встает Фуко, изменивший сознание целых поколений, а у нас он становится достоянием академической общественности, но не событием культуры, как не стали им даже книги Наоми Кляйн. Проблема в том, что возможность прочесть эти книги есть только в двух городах, и в том, что книга вообще не является событием. И если так будет продолжаться, то мы вообще потеряем культурный потенциал — ни о какой модернизации не будет и речи.

--А как обстоят дела с местным, российским, нон-фикшном?

--За счет массы факторов литература у нас перестала быть привлекательной, лишилась своего эроса. Поэт в России больше, чем поэт? Сейчас это пустой звук для большинства людей, за исключением той тысячи, которая сознательно следит за тем, что происходит в поэзии. Литература потеряла свою социальную значимость. У нас очень мало текстов, которые апеллируют непосредственно к ситуации в стране, но очень много вымученной профессорской литературы, которая искусственно отделена от социальных реалий страны.

С другой стороны, только что была вручена премия «Просветитель» — очень важная литературная премия.

Ее получили Сергей Иванов за книжку «1000 лет озарений» и Владимир Успенский за книгу «Апология математики». И то и другое – прекрасные примеры нон-фикшна, совершенно уникальные. Проблема тут в том, что, скажем, Радзинский явно будет продан, а вот книга Сергея Иванова о том, как открытия последней тысячи лет были связаны с историей культуры и мира, почему история пошла именно по этому пути… Это неочевидный риск для крупных издательств.

--Вы видите какие-то пути решения этих проблем?

--Во всем мире существует отработанная технология. В любом маленьком городке – американском, немецком – есть публичная библиотека с очень хорошими фондами, в которую может придти любой человек, даже не показывая паспорт. Поддержка национального книгоиздания и создание структур, удешевляющих пересылку книг по стране. Ну и, конечно, необходима поддержка независимых мест распространения книг. Сейчас количество независимых книжных лавок увеличивается: люди устали от сетей. Изменится ли от этого отношение к книге? Не знаю, но хуже не будет точно. Но я много езжу по стране и знаю, что есть города, в которых выросли целые поколения, не знающие ничего, кроме палп-фикшна, который продается в местных книжных. Они не знают, что есть какие-то имена, исследования. Если сейчас привезти к ним Ги Дебора или Наоми Кляйн, они не поймут, им будет неинтересно.

--Ну а как предлагать там эти книги, если они не нужны?

--Работать с этой ситуацией, исходя только из экономических законов, уже нельзя. Если мы отменим рекламу зубной пасты и скажем, что не чистить зубы в принципе не страшно, то скоро ей перестанут пользоваться — она исчезнет с большинства прилавков, ее цена вырастет, мы получим зубную пасту за тысячу рублей. В книжном бизнесе так же. Когда я говорю о необходимости пропаганды литературы, речь идет не только о прибыли книжных корпораций, но еще и о культурном здоровье нации. Здесь надо выступать не с экономических позиций – не удовлетворять спрос, а навязывать его. В данном случае, культура может позволить себе насилие. Тем более что культура это и есть в известном смысле насилие.

--Ну и в заключение. Не могли бы вы посоветовать несколько книг, которые стоит ждать в ближайшее время?

--Прямо на Non/Fiction будет презентация целого тома Введенского, которого у нас долгие годы не издавали. Скоро должны выйти уникальные мемуары Чуковской. Я лично очень жду книгу Джонатана Литтелла «Благоволительницы». Одну главу из нее уже публиковала «Иностранная литература», ее уже переводят. Это книга об эсэсовском монстре, о его бытовании в России, книга странная и важная, книга о зле. Я очень надеюсь на новый роман Захара Прилепина, очень хотелось бы его почитать. Новый роман Хёга должен выйти. Выйдет важная книга «Сарацины», которая прогремела в Германии несколько лет назад. Будет что обсудить. Но вот если в России выйдет книга мемуаров Джорджа Буша, меня лично она не заинтересует.

Новости и материалы
Европейская страна объявила о подготовке нового пакета военной помощи Киеву
Шенгенские визы подорожают для россиян
Контейнеровоз, обрушивший мост в американском Балтиморе, убрали
Предполагаемые террористы из «Крокуса» не стали обжаловать продление ареста
Маск высказался за участие Кеннеди-младшего в дебатах с Байденом и Трампом
Лидер КНДР выразил соболезнования в связи с гибелью президента Ирана
Экс-игрок «Байера» пожелал Миранчуку хорошей игры в финале Лиги Европы
Стало известно, когда Евросоюз утвердит решение по доходам от активов России
Байден не счел происходящее в Газе геноцидом и отверг обвинения МУС в адрес Израиля
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
«Спартаку» предрекли чемпионство под руководством нового тренера
В России предложили внести препарат «Тапентадол» в список наркотических средств
Все новости