Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Балерины в шоколаде

В Большом театре стартовал проект «Отражения»

В Большом театре до 30 января показывают «Отражения» — международный проект Большого театра и калифорнийского центра искусств «Сегестром», оммаж искусству балерин из Москвы, Берлина и Сан-Франциско.

Что такое московская школа? Культурный миф гласит, что, в отличие от петербургских профессионалов, москвичи танцуют более эмоционально и открыто, упирая на актерские нюансы. Буклет программы сравнивает балет культурных столиц с их же архитектурой (холодноватое совершенство питерских проспектов и милая запутанность московских переулков). Автор идеи «Отражений» Сергей Данилян решил проверить, насколько в наши дни легенда отражает действительность.

Итак, семь известных балерин, почти ровесниц. Мария Кочеткова (балет Сан-Франциско). Полина Семионова (Берлинская государственная опера). Екатерина Крысанова, Наталья Осипова, Анастасия Сташкевич и Екатерина Шипулина (Большой театр). И Ольга Малиновская (Эстонская национальная опера). Все выпускницы московской Академии хореографии. Некоторые даже одноклассницы, но кто-то работает в Большом театре, другие за границей, что автоматически ведет вторых к расширению опыта. И психофизика, естественно, разная. Теперь приглашаем для девушек партнеров – солистов Большого Ивана Васильева, Александра Волчкова, Дениса Савина и Вячеслава Лопатина (одноклассников при этом прибавилось). Находим хореографов, которые поставят балеты и концертные номера. И смотрим, как будет цвести древо с общим «культурным корнем», но разными ветками. Картинка усложняется тем, что в классике девушкам было заведомо отказано: им предоставили современный танец разных типов. Это дает заведомо неровное качество хореографии: кто-то сочинит конфетку, а кто-то, неизбежно, касторку. И главное — балеринам, а заодно и публике предстоит понять, насколько навыки академического образования позволяют справляться с неакадемическим движением.

И сработает ли другой балетный миф, гласящий: классические навыки позволяют танцевать все что угодно.

Начало программы это самое «всё» опровергает сразу. Балет «Ремансос» («Заводь») поставлен знаменитым испанцем Начо Дуато. В изумительной хореографии с мириадами полутонов все подлинно иберийское – и музыка Гранадоса, и неистовое преломление любовной темы в пластике. Три босоногих дуэта в начале и три танцовщика во второй части водят хороводы вокруг красной розы, которую носят в зубах, зажимают под коленкой и, как эстафету, передают из рук в руки. Текучая неуловимость пластики и ее потаенная страсть остались для некоторых исполнителей, особенно мальчиков, тайной за семью печатями. Понятно, что участники «Отражений» не испанцы и (вот она, родимая школа) не обучены техникам современного танца. Но хоть бы поиграли, что ли, в средиземноморскую культуру, о которой Дуато говорит в интервью, называя себя ее пропагандистом.

Какое, к черту, Средиземноморье — в лучшем случае среднерусская возвышенность.

Дивертисмент второго отделения ситуацию в большой мере исправил. Правда, тут три раза подкачали постановщики. Американка Люсинда Чайлс сделала абсолютно нечитаемый номер с претенциозным названием «Из книги гармонии». Простецкий, но с претензией на философичность, набор движений не спасли ни минималистская музыка Адамса, ни коралловое платье балерины Сташкевич, ни ее отчаянные профессиональные усилия. Итальянец Ренато Занелла должен поклониться высокой гибкой Семионовой в ее точеные ноги за то, что она спасла миниатюру «Штраус встречает Верди». Глуповатые эстрадные ужимки от Занеллы в исполнении великолепной балерины даже стали похожи на достижение. Не особенно повезло и паре Крысанова – Савин. Фрагмент балета «Квантум» навеян, по словам хореографа Кэрол Армитедж, достижениями современной физики.

Визуально похоже на «Лебединое озеро», по чьей-то пьяной блажи разбавленное рок-н-роллом, перебивками света и акробатикой.

А вот дальше пошли удачи. Крошечной Кочетковой досталась «Одна увертюра» в постановке Йормы Эло. Музыка Моцарта, оригинальный костюм (половина балетной «пачки», держащейся на одном боку). И блестящий результат: смешной и резвый эльф, бегло «болтающий» пуантами в пародии на нелепость какого-то церемониала. Канадка Азур Бартон дала балерине Шипулиной возможность через музыку «Думки» Чайковского отлично сыграть русский душевный раздрай: вспомнилась Настасья Филипповна из «Идиота» перед сожжением ста тысяч. В номере «Серенада», поставленном Мауро Бигонцетти, надрывно звучал аккордеон, хрипло пели по-итальянски, парочка Васильев — Осипова от души изображала поговорки «бьет значит любит» и «милые бранятся — только тешатся». И красивейший финал — редко исполняемое 12-минутное «Па-де-труа» Баланчина на музыку Глинки. Тут надо было выстроить ажурные с виду, но адски трудные по технике неоклассические комбинации. В итоге отличились не столько девочки, сколько мальчик — Вячеслав Лопатин. И вообще танцам классика прошлого столетия Баланчина, коварно похожим на русский балет 19 века, но с совсем другой моторикой, нам еще учиться и учиться.

К третьему акту становится ясно: «Отражения» похожи на пружину, которая долго заводится и закручивается, чтобы эффектно «выстрелить» в финале. Балет «Чинкве» («Пять») хореографа Бигонцетти. Пять девиц в вульгарных лохматых париках лениво-вызывающе гнутся (под Вивальди) и так, и сяк, сидя рядком на стульях, зевая и ухмыляясь: это разминка перед боем. Девушки с виду — типовые развязные принцессы дискотеки. Но тут же прощупывается разность, как будто коллективно потягивается со сна и потихоньку выпускает когти семейство кошачьих, в котором кто котенок, кто рысь, а кто пантера. Накопление витальности достигает критической точки — и происходит взрыв. Парики стаскиваются с голов, девицы поднимаются, из корявых поз формируется танец. Апофеоз наступает, когда с неба на веревочках спускаются кожаные балетные пачки шоколадного цвета от кутюрье Игоря Чапурина, в которые дамы облачаются тут же, при зрителях. Следуют пять вариаций, одна за другой — каждая в шарме индивидуальности. Оторва-Осипова, кусачая птичка — Крысанова, хулиганистый бэби — Кочеткова, мисс Решительность — Шипулина. И раскаявшийся Черный лебедь — Семионова в торжественно-скорбной «Лакримозе».

Кожа в традиционных костюмах намекает на парадоксы «продвинутости»:

вроде бы и балерины классические, и танцы на пуантах, и музыка старинная, но ведь совсем не похоже на древность. Да, вертят двойные туры и плетут ногами сложную вязь. Но еще и гнут волной спины (принципиальная антиклассика), выпячивают бедра (этому в школе не учили), сворачивают «внутрь» стопы (академия в ужасе!). Кусают собственную ладонь, двусмысленно гладят грудь товарки, лицом изображают театральные маски. В финале плюхаются обратно на стулья, а не застывают в благородных позах. И демонстрируют не рефлексию и высокие чувства, но спонтанность и самоутверждение. Бигонцетти дал звездам достойный их дарований танец — по сути, слепил манифест идеи «Отражений».

В одном флаконе диалектика общего и частного, парад женской самодостаточности, привет будущему из прошлого — и сказ о порыве, преображающем инертность.

А что же московская школа? Не в ней, в конечном счете, дело. Что бы ни говорили, в искусстве, даже современном, решает личность. Проспект сам по себе не лучше, но и не хуже переулка. Важно, как улица застроена. Какие на ней дома.

Новости и материалы
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
На Украине начнут вручать повестки круглосуточно
Экономист рассказал, как уберечь деньги от инфляции
Россиянам дали пять советов, как продлить срок службы смартфона
Жителей 11 регионов РФ предупредили о пожароопасной погоде
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Все новости