Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы делаем нечто большее, чем сами из себя представляем»

Интервью с лидером Swans Майклом Джирой

В преддверии московского концерта Swans лидер одной из самых лютых и причудливых в истории групп Майкл Джира объяснил «Парку культуры», как его музыка помогает бороться с осуществленной американской мечтой и что общего у сочинительства и бокса.

На стыке восьмидесятых и девяностых американская группа Swans сумела заложить фундамент для половины радикальных тяжелых проектов современности, при этом экстремизм самих Swans никогда не сводился к жесткому гитарному звуку и оглушительному грохоту ударных. Музыканты настолько поднаторели в попытках достучаться до самых темных и неизведанных сторон человеческой натуры, что самые изящные и тонкие элегии у них получались не менее душераздирающими, чем ранние индустриальные опыты с заголовками типа «Public Castration Is A Good Idea». Swans взбудоражили мировое рок-сообщество серией сокрушительных альбомов и распались на самой высокой ноте. В 97-м году, с выходом концертной записи с говорящим названием «Swans Are Dead», лидер коллектива Майкл Джира перешел от раскатистого, предельно напряженного рока к проекту Angels Of Light — своеобразному кантри, впрочем, столь же гипнотическому и сокровенному. В прошлом году, спустя 13 лет молчания, Swans вернулись и сразу же заявили о себе новой пластинкой, ни в чем не уступающей классическим работам группы. Незадолго до первого визита группы в Россию корреспондент «Парка культуры» связался с Майклом Джирой и расспросил его о причинах реюньона, о ненависти к модникам и о том, что общего между концертами Swans и экстазом.

— Это банальный вопрос, но, тем не менее, что вас подтолкнуло к воссоединению Swans?

— Просто я почувствовал в этом необходимость. Не финансовую, нет. Просто в определенный момент я понял, что это то, чем я должен заняться прямо сейчас.

— И всё?

— И всё. Мне надо было опять встретиться с моей темной стороной, с дьявольским близнецом, которого я скрывал столько лет. Опять почувствовать себя самим собой. Angels Of Light были таким соблазном, передышкой, отпущенной на то, чтобы вновь собраться с силами. Ну и когда-то же я должен был прийти в себя и вернуться со Swans! Вот это и произошло. Это мое предназначение, и я не могу от него уклониться. Кто знает, может, мне вообще недолго осталось? Я часто испытываю чувство, заставляющее меня торопиться, работать в полную силу, успеть сделать всё, что я запланировал. Вот это чувство и заставило меня собрать Swans.

— Swans всегда звучали как голос человека, для которого осуществившаяся американская мечта — самый страшный ночной кошмар. Что вы испытываете по этому поводу сейчас?

— Я понимаю, о чем вы говорите, только, к сожалению, эта мечта давно уже вырвалась за пределы США. Теперь эту религию исповедует весь мир — впрочем, я не считаю, это нашим поражением. Мы не сражались с потребительской идеологией, мы просто включали в песни те мысли, которые у нас вызывал подобный порядок вещей. Я не проповедник и не политик и совершенно не желаю никого вести на баррикады или учить жизни. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заметить, как на наше поведение влияют медиа — раньше это было ТВ и радио, сейчас это интернет, но эффект все равно схожий — полная дезориентация и растворения собственного Я в лавине лжи, пропаганды и рекламы. Но нас интересовали даже не такие вполне очевидные вещи, а попытки найти себя в этом вихре информации, попытки отделить наносное от подлинного, присущего только тебе. И мы двигались в этом направлении: наши концерты и тогда, и сейчас призваны очищать людей, открывать в них скрытые духовные возможности. И я считаю, что это возможно только путем полного перерождения человека в ходе нашего выступления, и, конечно, это не каждый может вынести. Но иначе зачем тогда всё это нужно?

— А в студии?..

— В студии всё совсем по-другому. Это точка отсчета, точка, в которой мы намечаем те направления, в которых будем двигаться тогда, когда будем играть нашу программу перед зрителями. Что до конкретных методов работы, то я вдохновляюсь такими продюсерами, как Джордж Мартин, Фил Спектор, которые больше не продюсеры, а режиссеры, а музыканты играют те роли, что им достаются по сценарию.

— Кстати, если уж мы заговорили о людях… Как была сочинена песня «You Fucking People Make Me Sick» (с последнего альбома Swans «My Father Will Guide Me Up A Rope To The Sky»)?

— О, на неё ушло много времени и сил. У меня в компьютере были кусочки разных старых записей, из которых, я думал, может, что-то получится. Я хотел сделать из них аудиоколлаж, нечто в духе моего проекта Bodylovers, но каждый раз оставался недоволен результатом. Тогда я решил поместить в середину отыгрыш на акустической гитаре, но это тоже не спасло ситуацию. И вот я просто сидел в интернете и наткнулся на какую-то ссылку и стал разглядывать все эти хипстерские блоги — ну знаете, Tumblr и что-то в этом роде, где много бессмысленных фотографий и еще более бессмысленных текстов. И тут в моей голове возникли стихи — прямое описание того, что я почувствовал в тот момент. Мне захотелось написать колыбельную, спетую от лица убийцы и насильника всех этих счастливых людей. Так и родилась эта песня.

— Изначально Swans были осознанно маргинальным проектом, а потом вокруг вырос настоящий культ — сегодня у вас множество эпигонов и последователей. Как вы к этому относитесь?

— У меня это вызывает двоякие чувства. Конечно, приятно видеть, что твоя музыка что-то значит для людей, но, с другой стороны, когда тебя пытаются копировать — это просто смешно. Потому что, как правило, они берут лишь какие-то отдельные аспекты нашего творчества и не видят за этим общей картины, и в итоге получается такая пародия на нашу музыку. Хотя бывают разные случаи. Мы недавно играли концерт вместе с группой Sunn O))), и вроде бы они взяли у нас определенные идеи. Но они их развили до такой степени, что сделали собственными. И с ними я ощущаю близость — думаю, что и в следующем году мы будем давать концерты вместе. На самом деле моей главной целью всегда было сочинять музыку и играть её живьем. Ничего больше. Я не хочу брать на себя больше, чем смогу поднять.

— Вам важно то, как слушатель воспримет эту музыку?

— Конечно. Мы проводим месяцы, чтобы подготовить для слушателя настоящее аудиопутешествие, передачу нашего опыта через звук — запредельного, пограничного опыта, который крайне трудно объяснить на словах. Наиболее близкие переживания — это смерть или экстаз. Поэтому наша музыка не несет и не может нести идеологическую нагрузку — это вообще из совершенно другой области, она не из мира идей.

— При этом всё это переживается и на собственном опыте? Я имею в виду, например, те диковинные случаи, которые описываются в ваших песнях.

— Да, хотя бы отчасти они всегда имеют корни в нашей жизни, но какая-то толика выдумки здесь присутствует, конечно. Я часто думаю о том, что не смог бы написать собственной автобиографии просто потому, что я никак не могу заставить себя придерживаться реальных событий — мне это кажется очень скучным. Я описываю события так, как я их воспринимаю. Если начать их воспринимать так, как они есть, то можно сойти с ума. Фантазия — это лишь способ облегчить существование, а не сгустить краски. И в любом случае задача текста — создать свой собственный мир, а не быть сухим документом.

— Ну а все же, в процессе сочинения музыки какую роль играет предварительное планирование, обдумывание структуры композиции? Вы её больше головой сочиняете или сердцем?

— Я не придерживаюсь подобного разделения. Для меня сочинение музыки — это боксерский поединок, раунд за раундом, безжалостный и изнурительный обмен ударами. И вот, когда боксер выходит на ринг, он не думает, чем конкретно он должен достичь победы — метким ударом, скоростью реакции, сообразительностью или чем-то еще. Он просто напрягает все свои силы, делает все, что только может сделать. Он не думает ни о чем другом, он полностью сфокусирован на том, что происходит перед ним прямо сейчас. Так же и со Swans — мы всегда были такими атлетами. Мы делаем нечто большее, чем сами из себя представляем. Понимаете, о чем я? Наша музыка всегда была значительнее нас самих просто потому, что появилась на свет она путем экстраординарных совместных усилий. Кое-кто надорвался. Я и сам удивляюсь тому, что вообще еще жив.

— А кто находится в том углу ринга?

— Я сам. Это матч, в котором ты избиваешь себя, стараясь задеть как можно больнее.

14 мая Swans выступят в Санкт-Петербурге на 15-м международном фестивале SKIF в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина, а 15 мая — в Москве, в клубе Avant Club.

Новости и материалы
Директор Носкова рассказал о планах на концерты артиста после госпитализации
Путин поздравил кабмин с наступающим Днем Победы
Пункт переработки древесины загорелся в Иркутской области
Сестра Фриске продает кафе на Шри-Ланке
В ЕС Telegram назвали онлайн-приютом для дилеров и экстремистов
В МИД РФ объяснили вызов посла Британии
Китай заявил о готовности работать над разрешением конфликта на Украине
Черчесов назвал самую большую сумму, на которую он штрафовал футболиста
Путин сообщил, что оппоненты РФ совершали попытки развалить страну изнутри
Американский генерал заявил, что без Крыма у Украины нет будущего
«Будет необычный ход»: политолог о поиске альтернативы Зеленскому
В Новой Москве во время конфликта мужчина поджег знакомого в подъезде
Стали известны слова Путина уходящему правительству
Россиянок предупредили о новом виде мошенничества от имени фотостудий
ВЦИОМ: около 80% россиян считают, что Путин сможет обеспечить стабильность в стране
Путин: Россия переживает историческое время
В Новосибирске подросток ворвался с ножом в храм накануне Пасхи и ранил охранника
Экспорт российских нефтепродуктов вырос вопреки санкциям Евросоюза
Все новости