Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Свет нарисован, небеса настоящие»

Интервью с режиссером фильма «Мишень» Александром Зельдовичем

Режиссер вышедшего в прокат фильма «Мишень» Александр Зельдович рассказал «Парку культуры» о съемках на Алтае, способах отстранения от действительности, претенциозности использования салфеток и экзистенциалистской сути «Анны Карениной».

На прошлой неделе в прокат вышел один из самых амбициозных долгостроев современного российского кино — «Мишень» Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина. Это картина, рассказывающая о будущем, критически похожем на настоящее, и одновременно переосмысление «Анны Карениной», которая стала чуть ли не главной книгой года, учитывая картину, выпущенную, наконец, Сергеем Соловьевым. После премьеры «Мишени» мы встретились с режиссером Александром Зельдовичем, чтобы прояснить подробности съемок и уточнить детали чрезмерно сложного концептуального конструктора, заложенного в основу картины.

— Первый вопрос: сюжет со всеми подробностями и линиями был прописан до съемок или видоизменялся в процессе?

— Этот сценарий был придуман и написан нами (с Владимиром Сорокиным) вместе, поскольку мы действительно соавторы. Вначале сюжет, потом поэпизодник, затем сценарий.

— Была ли какая-то одна идея или сюжетная линия, с которой все началось, от которой все отталкивалось? Потому что возникает ощущение, что в фильме всего слишком много: любовь и бессмертие, экологическая демократия, борьба добра и зла — как будто каждой теме внутри картины посвящен отдельный фильм, которые сталкиваются и вместе им немного тесно.

— Нет, там ничего особо не сталкивается, я думаю. Это же как роман, в котором есть некий мир, происходит некоторое количество разных историй. Есть какие-то основные, а есть и периферийные, аккомпанирующие, которые тоже важны для создания мира. В фильме же практически нет второго плана, нет толпы, но при этом мир создан. И он создан из этих вот историй, из этих компонентов. Он довольно искусственный, придуманный, он похож на сон, на самом деле. Во сне бывают разные вещи, и в разные моменты разное кажется важным. Здесь также. Это не три фильма — это один мир, в котором есть разные истории. Вот мы тут сидим в холле гостиницы: смотрим направо — там ресторан, налево — там вход, направо — там выход, тут еще какие-то магазины. И все это между собой не борется, просто оно так расположено, так пространство всем этим заполнено — в фильме то же самое.

— На образном уровне «Москва» кажется более цельным фильмом. В «Мишени» эти истории очень разнятся визуально, и за каждым визуальным рядом видится концепт. Например, пространство квартиры главных героев предельно стерильно — кажется, что оно должно подчеркивать безжизненность отношений, существования, что оно специально так выстроено...

— Нет, это реальный интерьер, там живут реальные люди.

— Но вкупе с предельно вымороженными диалогами это создает мощный эффект отстранения.

— Да, в картине есть эффект отстранения: он туда закладывался. Это не случайно так получилось. Вообще все, что там есть, сделано намеренно. Диалоги не вымороженные, не соглашусь. Они просто не мусорные. В этом пространстве нет случайностей: было бы странно иметь случайный, необязательный диалог, к которым так привыкли за последнее время. Русский язык на экране и в жизни стал привычно дрянным, затрапезным. Когда все начинают вытирать руки о скатерть, тот, кто вытирает их салфеткой, выглядит претенциозным.

— Разрушается периодически этот эффект отстранения также намеренно?

— Также он намеренно и разрушается. Все, что там сделано, сделано не случайно. Вообще это довольно прихотливая игра с материалом, в том числе с отстранением. Выбран взгляд извне — так создается необходимая для обобщения дистанция. Эта дистанция, как кажется, дает некоторую холодность, но это не холодность — это то самое отстранение, или остраннение, как это называют. Оно нужно, потому что на время нельзя смотреть изнутри — нужно посмотреть снаружи. Без этого время, показанное в картине, там бы не зажило. Но мы не приглашаем там жить: оно не для этого. Его нужно рассматривать, а не жить в нем. Жить можно дома, или даже в фильме «В субботу». Какой-то человек в каком-то блоге написал: «Какая пошлость эта бабочка в конце фильма, залетевшая из фильма Михалкова». Я не видел, к сожалению, этого фильма Михалкова («Предстояние» и «Цитадель» — «Газета.Ru».). Но это не пошлость, мы это сделали специально, это намеренно сентиментальная краска. Это одна из деталей фильма, которые специально располагаются на вкусовой грани, балансируют на ней. И это тоже сделано намеренно, не надо подозревать меня и Владимира в простодушии.

— Простодушие тут как раз не видится, а видится, напротив, сильная концептуализация каждого образа, каждого драматургического поворота. В «Москве» это не так бросалось в глаза, а здесь проза Сорокина порой словно прорывается сквозь кинематографическую материю. В том числе и в том, что касается контраста между формализованностью текста и какими-то подозрительно человечными моментами, которыми изобилует, например, трилогия «Лед»...

— Да и «Метель» человечна — пожалуй, самая человечная. И фильм, в общем, человечный, не будем этого отрицать. Все-таки эти люди вызывают и симпатию, и сочувствие. В фильме есть открытый пафос, которого я не стесняюсь и в котором отдаю себе отчет.

— Каждый может выбрать, кому сочувствовать, но кажется, что у авторов есть своя система возмездия, воздаяния: герои с разными намерениями и не всегда до конца понятными мотивациями отправляются к Мишени — и очень по-разному их это путешествие перемалывает, по-разному дальнейшие судьбы складываются...

— Конечно, в мире фильма есть какая-то внутренняя логика, в соответствии с которой образуются судьбы, но насчет возмездия я не знаю... Кто-то там чего-то получил, но за что получил и почему получил, это вопрос. Выводить из этого какую-то мораль? Можно с разных сторон размышлять о том, почему кто-то прыгнул с моста, почему произошло с теми-то то-то — и это, наверное, интересные размышления, но мне это уже сложно. Картина сложилась. Как в одном фантастическом фильме, шар уже закрылся. Для меня «Мишень» — это цельная вещь. «Москва» тоже только сейчас выглядит цельной, а десять лет назад вызывала много вопросов. При этом стилистически она не то чтобы устарела, но осталась в своем времени и смотрится сейчас как нечто намного более нежное, более лирическое и цельное, чем тогда. Ее цельность стала заметна на расстоянии, а тогда реакция была такой же, как на «Мишень» сейчас.

— «Москва» фиксировала определенное время, город в определенный момент, в нулевые...

— Новая картина тоже фиксирует время.

— Вот это как раз и интересно: картина формально про будущее, но на самом деле-то про настоящее?

— Конечно, это про настоящее, и это время там осталось, надеюсь, заточено, как в консервной банке.

— Зачем тогда помещать действие в будущее, что это дает?

— Дистанцию дает ту самую, точку отхода. А главное, что нужное время там остается в форме ощущения. Как, например, определенное время зафиксировано в романе «Анна Каренина», хотя это книга не только о времени, в которое она была написана.

— «Анна Каренина» вообще дико востребована сегодня оказалась. Соловьев, наконец, выпустил свою. У вас героиня тоже вот бросается на рельсы, только не под паровоз даже, а на паровоз, кажется. Это случайность или что-то такое в книге есть, что делает ее актуальной сегодня?

— Это большая вневременная история. Как я понимаю, это первый или один из первых больших экзистенциальных романов. Потому что это роман не про социальную критику (какой жестокий мир, как бедняжку задушили злые языки). А это одно из первых европейских произведений про ощущение нехватки, внутреннего вакуума (смыслового, эмоционального и так далее), который она пыталась сначала заделать любовью, но он не заделался, и она прыгнула под поезд именно от этого, а не оттого, что ее мальчик разлюбил. Это большая на эту тему история. И только потом, через несколько десятков лет, это было оформлено соответствующими словами в философии и стало общим местом. А толстовский роман был такой авангардной вещью, потому что это проблема XX века, написанная еще в XIX-м. Это не Достоевский, который экзистенциальными проблемами занимался относительно (он занимался другими вещами), а Толстой вот занимался. Я был психологом раньше и могу сказать, что неврозы меняются, как и все остальное. Фрейд занимался истерией, которой сейчас нет. А в 1950-е появились, как реакция на проблемы, и «вошли в моду» так называемые «экзистенциальные неврозы». Их довольно много разных, и они есть способ реагирования на насущные проблемы. И Толстой их обнаружил на 80 лет раньше, чем они вылезли на поверхность. Поэтому этот роман живуч. А поскольку фильм (в том числе) про ту же самую проблематику, то мы открыто взяли всю сюжетную конструкцию «Анны Карениной» — и даже роспись персонажей — просто взяли и перенесли.

— То есть у вас там не только Каренина, Каренин и Вронский, а и остальные перенесены? Есть Левин и Китти?

— Есть, конечно: это брат героини...

— Единственный, у кого что-то складывается...

— Конечно. «Анна Каренина» была про нехватку, и этот фильм в очень большой степени про нехватку, про ее незаполняемость. При этом вопрос «а нехватка чего?» — это вопрос десятый. Проблема в том, что заполнять ее пытаются вещами другого порядка, а препараты надо искать в другой аптеке.

— Примечательно, кстати, что Каренин становится все более и более человечным в современных интерпретациях: у Соловьева герой Янковского тоже вызывает сопереживание едва ли не больше всех остальных.

— А он и в фильме Зархи был крайне привлекательный.

— Сухановского очень жалко, плюс эта его помешанность на добре и зле.

— Ну, он тоже не безгрешный. Он такой рыхловатый, но в нем есть драма человека, у которого возникают вопросы — те же самые, большие, метафизические, — а он не приспособлен к тому, чтобы на них отвечать, не заточен под это.

— Фантастическая составляющая в фильме довольно условная. И тут, конечно, можно многое вспомнить, вплоть до какой-нибудь недавней «Луны» Данкана Джонса, но, учитывая поход героев к загадочному объекту-артефакту за в общем-то исполнением желаний, никуда не деться от сопоставления с Тарковским...

— Ну, это просто похоже по сюжету.

— Похожесть закрепляется кастингом: играющий Николая артист Виталий Кищенко похож...

— …на Дворжецкого.

— И отчасти на...

— Кайдановского. Чуть-чуть.

— Специально так подобрали?

— Чисто случайно. Он также похож на Стива Маккуина, который к Тарковскому не имеет никакого отношения. Тут всегда возникает проблема: мы не очень простодушные, но все-таки чересчур увлекаться интерпретациями не стоит. Известен случай, когда актриса долго пытала Мейерхольда, пытаясь выяснить, почему ее героиня выполняет некую последовательность действий (выйти из-за кулис, положить сумочку, сесть на стул, резко подорваться и убежать за кулису). В конце концов Мейерхольд не выдержал и отрезал: «Потому что это красиво».

— А иностранная актриса Джастин Уодделл? Это не для того же «остраннения», дистанции?

— Мы об этом не думали заранее, но да, так вышло. И она, видимо, подошла еще и потому, что она иностранка. Это также сработало на создание дистанции — получилось очень в кассу.

— «Мишень» — продуманный интеллектуальный конструктор, но на эмоциональном уровне вы какой-то реакции от зрителя добиваетесь, как художник?

— В том, что это интеллектуальный конструктор, я с вами согласен. Разбирать его, правда, не мне, потому что я его сделал. А эмоция? Ну, вот если какая-то эмоция возникает в финальном отъезде, то это именно она.

— А где вы объект этот — «мишень» — снимали?

— На Алтае.

— Вы ее строили?

— Там было минимально что-то отстроено, но большая ее часть дорисована.

— А все, что вокруг?

— Настоящее.

— Но не бьющий с небес свет?

— Свет – нет, тоже нарисован. Но небеса настоящие.

— Как вообще на Алтае снималось?

— Тяжело. Там летом с погодой тяжело: все постоянно меняется, то пасмурно, то солнечно. Там есть маленькая сцена, когда они сидят в местном «ресторане» перед тем, как пойти к объекту. Ее снимали дней пять, если не больше. Снят пасмурный вариант, снят солнечный вариант, потом что-то доснимали, потому что один день съемочный был, когда 12 раз собирали и разбирали съемочную площадку, потому что то ветер, то дождь.

— Получается картинка, которая своей достроенностью до идеала не столько «превращает» включенные в нее искусственные объекты в часть «настоящего» мира, сколько всю реальность экранную уподобляет произведению видеоарта, наподобие масштабного видеополотна группы АЕС+Ф «Пир Тримальхиона», где люди существуют в идеализированном пространстве. Вы же с АЕСами связаны как-то — у вас в фильме и скульптура их работы появляется. Вы реальность похожим образом трансформируете, пытаетесь визуализировать некоторую идеальную (но с подвохом) модель мира?

— Ну, у них графика местами намеренно грубая, а тут, надеюсь, аккуратная, для кино. А идеальная с подвохом модель выстраивается скорее идеологическая, а не визуальная. АЕСовцы — мои друзья, но тут нет влияния кого-то на кого-то. У них движение — это анимированное фото. Раньше был такой термин «пиксилляция» — у них похожий прием. У нас этого нет, просто мизансценически все выверено, выстроено по ритму, даже по тембру. Можно было бы немного все «отпустить», но я не люблю неточные вещи. Тем более здесь, когда вся история находится на вкусовой грани.

— Есть несколько сцен, которые как-то даже для расчетливого и концептуализированного кино нарочито сделаны, особенно сексуальные сцены — и особенно одна, в навозе...

— Ну это комбинация приятного с неприятным, сладкого с соленым. Там много чего по вкусу действительно очень сложного. Бывает, что о пошлости говорится пошлым языком. Надеюсь, мы этой опасности избежали. Люди в фильме симпатичны, но в общем-то банальны, как и большинство, и реакция героини на бабочку — это не наша реакция, а ее реакция. Не надо путать персонажа с авторами. Героям присуща и глуповатость, и недалекость, и пошлость — они вот так себя ведут, логичным для них образом. И это соседствует с разговором о серьезных вещах. Даже в жизни сакральному сопутствует профанное: рядом с церквями всегда полно юродивых, а у Стены плача ходят какие-то странные люди, которые за 10 шекелей предлагают помолиться. Поэтому если мы говорим о серьезном, то момент этого пошлого, дурного привкуса на языке — он неизбежен. Он дает ощущение баланса, потому что как-то это живет обычно вместе. Рядом с чем-то высоким, религиозным, всегда будет какая-то фигня. В любой итальянской церкви рядом с парой шедевров обязательно висит какая-то китчевая дрянь, сделанная в начале века, но как-то это живет вместе — и замечательно.

— Но это отдельные произведения при этом.

— Они отдельные произведения, но они создают единый мир. И этот мир цельный: в нем есть и это, и то. Так жизнь устроена. И в фильме есть вещи, которые просились в этот мир.

— А есть какие-то вещи, которые просто ради аттракциона вставлены? То есть дорога Гуанчжоу – Париж — это и метафора, и аттракцион (в процессе подготовки материала стало известно о том, что подобная трасса действительно будет построена к 2020 году — прим. ред.).

— Было много гэгов, которые хотелось сделать, и мы их сделали. Главный, конечно, гэг — это отъезд камеры в финале, потому что такого не делал никто никогда и нигде. Потому что это реальный отъезд два раза по два с половиной километра.

— То есть этот пролет как раз не на компьютере сделан?

— Нет, это реальный отъезд камеры от крупного плана: она ехала по канатной дороге над плоской долиной, а потом уже «положили» на долину нашу мишень. Там три кадра: два отъезда и еще один пролет вертолета. Это реально круто, поверьте.

Новости и материалы
«Бавария» и «МЮ» могут поменяться тренерами
Спасший товарищей прапорщик из Дагестана стал Героем России
Маск предупредил об обесценивании доллара США
Совет глав ГА ООН призвал к запуску мирного процесса по Украине
В России наложили временный запрет на вывоз сахара
Воздушная тревога третий раз за день объявлена на всей территории Украины
Полицейские открыли огонь, чтобы спасти женщину, на которую напали две ее собаки
В Британии заявили, что власти Украины негласно признают скорую потерю Донбасса
Ученые обнаружили «двуликую» планету с гиперзвуковыми ветрами
У россиянина отобрали BMW X5 за 503 неоплаченных штрафа
Крымский мост открыли через почти четыре часа после приостановки движения
Эксперты МАГАТЭ сообщили, что слышали более ста выстрелов возле ЗАЭС
Чемпион «Большого шлема» оценил выступление Медведева на «Мастерсе» в Мадриде
Ушедший из «Факела» по личным причинам тренер назвал настоящую причину своей отставки
Райан Гослинг рассказал, почему недоволен самой известной сценой «Ла-Ла Ленда»
Мозг птиц способен восстанавливаться после инсульта, выяснили ученые
Россия потребовала от Финляндии предоставить данные о задержанных в Каяани
Названо число премиальных китайских автомобилей Hongqi, купленных россиянами в 2024 году
Все новости