Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Между Луной и зеркалом

Интервью с Ребеккой Хорн

Художник, автор перформансов и фильмов Ребекка Хорн в интервью «Парку культуры» — о пространстве в ее искусстве, снах и абрикосовом варенье.

До 30 октября в рамках основного проекта Московской биеннале современного искусства демонстрируется фильм «Лунно-зеркальное путешествие». Это новая работа художницы Ребекки Хорн, прославившейся своими поэтическими перформансами, фильмами и скульптурами, которые становятся продолжениями тела. В разговоре с корреспондентом «Парка культуры» Хорн рассказала, почему эту картину стоит увидеть и чем она отличается от фильмов, которые снимает она сама.

— Я правильно поняла, что этот фильм создавался как автопортрет?

— Отчасти. Вообще-то он возник не из моих съемок. Просто последние 20 лет разные телеканалы, в том числе английский ВВС или французский Arte, делали документальные фильмы о моих инсталляциях. Их операторы ездили за мной и снимали, как я работаю. Я соглашалась на съемки бесплатно, но с условием, что они отдадут мне отснятое. В общем, у меня накопилось много материала, и мне захотелось сделать свой собственный фильм из этого. Дело не в самолюбовании.

Просто инсталляции, даже самые трудоемкие, показываются месяц, максимум – три. А потом от них ничего не остается.

Только фотографии. А тут есть кадры, где можно увидеть, как они создавались, как существовали в пространстве, скажем, площади Неаполя или старого немецкого трамвайного депо. В сущности, этот материал никто не видел.

— Это путешествие в прошлое не выглядит слишком сентиментальным, скорее трагическим.

— У всей Европы был в ХХ веке тяжелый опыт. Мне-то повезло – я родилась в конце войны, в 1944-м, осталась жива… Моему брату повезло меньше. Его прямо со школьной скамьи, в 16 лет, забрали в армию и отправили на фронт. Позже мы узнали, что он попал в Крым. Он писал в письме тете, что их часть поставили в каком-то абрикосовом саду и абрикосы восхитительно пахли. А он их очень любил. В общем,

он додумался до того, чтобы сварить себе варенье из абрикосов. Нашел где-то кастрюльку и развел костер. Его убили. Ему было 17.

А я родилась чуть позже. Мама едва не умерла во время родов.

— Правда ли, что вы начали рисовать, потому что немецкий сразу после войны воспринимался болезненно, детей учили французскому и английскому, а рисование стало возможностью создать свой собственный язык?

— Нет. Папа вынужден был взять мне няню. Ей оказалась художница из Румынии, которая довольно плохо говорила по-немецки, зато начала учить меня рисовать, когда мне было года полтора. Она была фантастическая особа – разрисовала всю мебель, что была в доме. Бабушка отправляла ее со мной на молочную фабрику, где после войны расположился штаб американцев. Девушка была красавица, она брала меня на руки, поднимала вверх и говорила по-английски три слова, которые выучила: «Kid needs milk» (ребенку нужно молоко). Эти походы на фабрику кончились тем, что в нее влюбился американский офицер, они поженились, и я осталась без няни.

— Один из самых знаменитых ваших перформансов 1970-х — «Единорог», для которого вы сделали что-то среднее между рогом и пиком башни. С чем был связан его смысл?

— Все началось с того, что у меня появилась знакомая, как и я, студентка Гамбургской высшей школы искусств. У нее была совершенно особенная походка. Ни у кого такой не встречала. Мне захотелось довести рисунок ее движений до предела. Я сшила заостренное сооружение, которое должно было водружаться на голову, и предложила ей в нем походить по лесам и полям целый день. По сути, это была попытка выяснить, как можно изменить человека, предложив ему особый костюм, который определяет его движения в пространстве. Зрителей практически не было – всего несколько друзей. Правда, нам попались два охотника, которые, конечно,

остолбенели, встретив в лесу живого единорога.

Для них это было полной неожиданностью, вроде сказочного явления, невесть откуда взявшегося.

— Вы случайно не «Метаморфозами» Овидия вдохновлялись?

— Я их имела в виду, но у меня все же подход был более реалистичный. И потом – костюм создавался для конкретной девушки. Он был только для нее. Это такая своеобразная скульптура, которая связана только с ее телом.

— Ее идея не была связана с театром?

— Нет-нет. Скорее с ритуалом. Мало того, что все мои скульптуры подходили только для одного человека. Мы обсуждали костюм, говорили о том, кем человек становится, когда участвует в перформансе в этом костюме. Это было своего рода создание новой идентичности через перформанс. Зрителей было очень мало.

— Кстати, временное превращение девушки в «Единорога» повлияло на ее дальнейшую жизнь?

— Да, потому что она сама изменилась. Она поняла что-то о самой себе.

— Для вас важно пространство в перформансе?

— Очень. Собственно, перформансами я занялась в конце 1960-х — начале 1970-х, когда сильно заболела, поработав со стекловолокном, — не знала, что это опасно для легких. Я лежала в санатории, и для меня очень важно было, чтобы скульптуры могли двигаться в пространстве вне меня – за стенами палаты, на природе. Я сама шила эти объекты из ткани. К тому же это действительно был своего рода ритуал: вы могли общаться с человеком, для которого предназначалась маска, кокон, обсуждать с ним работу.

Двумя годами позже после этих маленьких перформансов я сняла в Берлине крохотную однокомнатную квартиру в доме, который пострадал во время войны. Я закрылась там на неделю и каждый день делала новый перформанс. В первый день я сделала перчатки с длинными-длинными пальцами (Fingergloves) и царапала ими стены. Я как бы расширила пространство, доступное телу, до стен комнаты. В сущности, тот перформанс в старой берлинской квартире был еще и экспериментом над собой.

— У тех перформансов были зрители?
— Нет. Только камера. Позже я делала перформансы в комнате в Нью-Йорке. Это была совершенно иная история. Я как бы помещала город Нью-Йорк в мое пространство в Берлине.

— Как это?

— Предыстория была такая. У меня была студия в Нью-Йорке. А поскольку денег было немного, то я летом сдавала ее, и каждый раз, когда я возвращалась туда, она была в жутком состоянии. Неудивительно, что в Германии мне приснился сон о том, что происходит в моей нью-йоркской мастерской, пока меня там нет. Это был такой ночной кошмар. Утром я его записала и решила превратить в фильм. По сути, получилось небольшое игровое кино, в котором были задействованы мои друзья и русская балерина Джетта, которая арендовала у меня студию (там, кстати, раньше были балетные классы).

Это был абсолютно фантастический перформанс, в котором согласился играть Дэвид Уоррилоу (David Warrilow). Он дружил с Сэмуэлем Беккетом, играл только в его пьесах. Мы были хорошими знакомыми, и он согласился исполнить роль слепого, который приходит в балетный класс к Джетте с просьбой научить его танцевать.

— Он хотел заняться хореографией?

— Он хотел научиться танцевать танго. При этом он совершенно не умел танцевать. Днем, когда кончались занятия у детей, он приходил заниматься. И отношения слепого и балерины развивались через танец. Это была смешная история не в самом веселом перформансе. История об иммигрантах в Нью-Йорке.

— Многие ваши перформансы можно увидеть в интернете. Вы не собираетесь использовать сеть для расширения своего пространства?

— Нет. Никогда. У меня даже нет компьютера. Я терпеть всего этого не могу. Я всегда учила моих студентов, что самое важное – идти обратно к своим корням, отталкиваться от собственного опыта и создавать свою неповторимую работу.

Искусство как зеркало. Главное, чтобы у вас было чему в нем отразиться. Сегодня молодые

художники легко заимствуют идеи, сюжеты, образы из интернета. На мой взгляд, это сильно уменьшает их шансы быть по-настоящему оригинальными.

Конечно, в моих работах тоже можно найти отсылки к Висконти, Пазолини или Тарковскому, например. В юности, будучи студенткой, я смотрела все: фильмы итальянских неореалистов, французской новой волны… Но я не использовала впрямую кадры их произведений. Они оставались в памяти, становились личным опытом, трансформировались в собственный стиль.

Когда я преподавала, я составила список фильмов, обязательных для просмотра. В него входили фильмы совершенно невероятного режиссера Сергея Параджанова. Это фантастика, как этот человек мог преображать реальность! Каким волшебством он наполнял кадр… Неужели вы думаете, что интернет мог бы ему что-то дать?

Новости и материалы
Российский суд арестовал активы немецкого Deutsche Bank
Гвардии младший сержант сорвал наступление ВСУ на значимом тактическом рубеже
Стали известны сроки начала выпуска летающих автомобилей Aeroht
Счета лидера Little Big заблокировали из-за долга перед ФНС
Мужчина с пистолетом ворвался в московский банк и попытался его ограбить
Экономист объяснила рост индекса Мосбиржи до двухлетнего максимума
Вес Усика был определен неправильно перед боем с Фьюри
Три человека ранены в Херсонской области в результате обстрела ВСУ
Неизвестные атаковали судно у берегов Йемена
Министр обороны Британии захотел поставить деньги на победу ВСУ
Экс-голкипер «Зенита» заявил, что команда еще не преодолела кризис
Авиационную опасность объявили в Херсонской области
Россиянам назвали достоинства и недостатки кроссовера Hyundai Mufasa
Пожар в ТЦ в Челябинской области ликвидирован
Угроза окружения Харькова заставила украинские власти вывозить секретные бумаги
В Новороссийске тысячи жителей остались без света
Минобороны сообщило об успехах западной группировки войск
Российский хоккеист НХЛ вспомнил об ужине с Овечкиным
Все новости