Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мода и сумасшествие

Выставка «Бродович: от Дягилева до Harper's Bazaar» в «Гараже»

Легенда о великом журнальном дизайнере так и остается легендой после знакомства с выставкой «Бродович: от Дягилева до Harper's Bazaar» в столичном «Гараже». Родитель глянцевой эстетики оставил по себе крайне мало документальных и материальных свидетельств, рассказывающих о его жизни, так что выставка является скорее напоминанием об Алексее Бродовиче, нежели исследованием творческой биографии.

Цивилизованное человечество можно разделить на две категории: на тех, кто интересуется модными журналами, и тех, кто таковые журналы даже в руки брать не желает. Кстати, граница между первыми и вторыми не обязательно проведена по половому признаку. В любом случае — нравится ли вам перелистывать глянцевые страницы, или вы испытываете по этому поводу отвращение — стоит иметь в виду, что полиграфический гламур не сразу строился и не сразу в нем все устроилось. То, что сегодня воспринимается как общее место, было когда-то жутко революционным новаторством, дававшимся не без боя. И едва ли не главным человеком, совершившим переворот в журнальном дизайне ХХ века, был Алексей Бродович – наш соотечественник, уроженец Санкт-Петербурга.

Фигура эта по сей день выглядит довольно загадочной, хотя сказано и написано о Бродовиче немало, особенно за океаном, где он провел три наиболее плодотворных своих десятилетия.

Будучи долгое время арт-директором того самого журнала Harper's Bazaar, он приобрел в Нью-Йорке репутацию человека бесцеремонного, желчного, сумасбродного, но гениального. Его учениками считали себя знаменитейшие фотографы Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Лилиан Бассман, Бен Дэвидсон; в приятелях у него числились Марк Шагал и Сальвадор Дали, Жоан Миро и Жан Кокто. Соответственно, недостатка в мемуарных упоминаниях об этом персонаже не ощущается, однако многое в его личности все равно непонятно. Начать с того, что на поприще графического дизайна Бродович угодил почти случайно — можно сказать, от безысходности. Бравый белогвардейский офицер, участник русско-германской войны, отплыл на пароходе из Крыма в Стамбул, не имея за душой ни денег, ни специальности. Все, чему он успел научиться к свои двадцати двум годам, – это вести в атаку вверенное подразделение или теми же силами держать оборону. Но в Париже, куда он в итоге сумел добраться, данные навыки мало кого интересовали. По счастью, удалось устроиться помощником декоратора в балетную антрепризу Сергея Дягилева. Должность, прямо скажем, не особенно креативная, скорее техническая, однако для Бродовича она стала реальным трамплином. Отсюда началась его дорога в рекламный дизайн, и всего лет через пятнадцать он сделался весьма значительной персоной в этой сфере: его пригласили оформлять престижный нью-йоркский журнал мод.

И вот здесь кроется основная загадка личности Бродовича.

Казалось бы, получил доходное, респектабельное место – ну и работай как работается, живи сам и дай жить другим. Однако наш герой двинулся поперек всех правил, приобрел кучу недоброжелателей, зато добился резкого сдвига в дизайне журнала, а заодно и в содержании. Отныне Harper's Bazaar перестал быть отдушиной для затюканных судьбой домохозяек: новый арт-директор заставил содрогнуться и возликовать даже циничную нью-йоркскую богему. А в послевоенную пору могущество Алексея Бродовича достигло апофеоза: рассказывают, что он заставлял знаменитого Трумана Капоте переписывать тексты, чтобы они оптимально ложились в верстку. И Капоте подчинялся. Между нами говоря, так обращаться с хорошей литературой – это все-таки свинство, но Бродович ловил кураж, пренебрегая условностями. Кстати, он и фотографов доводил до истерики, беспощадно кромсая кадры или выстраивая будто бы сумасшедшие коллажи. Чтобы лишний раз не препираться, взял да и вывел новую генерацию – упомянутых выше Аведона, Пенна и Бассман.

Не исключено, что он действительно был безумцем. Или просто мятущейся, неприкаянной натурой.

Так или иначе, месяцы лечения от алкоголизма и депрессии из его рабочего стажа приходится вычеркнуть. Доживал он свои дни в Европе, практически отшельником. От этого последнего периода сохранились немногочисленные снимки – некоторые из них представлены на выставке в «Гараже». А еще здесь присутствуют более ранние кадры, где Бродович, что называется, на коне – с неизменной сигаретой между пальцев, в роговых очках, на фоне раскиданных по столу журнальных версток. Специальный раздел экспозиции составляют его собственноручные снимки: в середине 1930-х Бродович по старой памяти фотографировал нью-йоркские гастроли труппы «Русский балет Монте-Карло» (Сергей Дягилев к тому времени давно покоился на венецианском кладбище). Внимательный зритель обнаружит в экспозиции образцы типографских шрифтов, разработанных легендарным арт-директором.

А больше-то ничего и не осталось, по сути. Алексей Бродович трижды был погорельцем — львиную долю его архивов сожрало пламя. Вероятно, если произвести тотальную ревизию, можно было бы отыскать и собрать воедино экспонаты более релевантные, чем представленные на московской выставке. Но за такую работу никто пока не взялся. И самый зрелищный раздел экспозиции составляют увеличенные копии журнальных обложек и разворотов. Это и есть продукт, ради которого Бродович не щадил ни себя, ни окружающих. Невольно задаешь себе вопрос: и стоило ли из-за подобных опытов, к нынешнему дню изрядно поднадоевших, так уж убиваться? Разумеется, стоило. Не столь существенно, к чему это привело, – важен драйв первооткрывателя. Наверное, важен. Только про глубинную интенцию Алексея Бродовича выставка в «Гараже» так ничего и не поведала. А ведь хотелось что-то понять... Видимо, в другой раз – когда-нибудь.

Новости и материалы
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
Экс-генерал ВСУ рассказал, что чиновники подставили Зеленского
Экс-звезда «Ранеток» рассказала о депрессивных мыслях после распада группы
В Чечне назвали «мошенниками» правозащитников, которые помогли девушке сбежать от родных
Фьюри оставил послание Усику: я иду за твоим сердцем
Республиканцы хотят заменить спикера палаты представителей Джонсона
В Британии оценили настроения в ВСУ на фоне отсутствия ротации
Жена губернатора вспомнила, как стреляла по мужу из-за перголы для клематисов
Ученые назвали опасные для людей последствия солнечных бурь
Студия Terrabyte Games показала трейлер игры с Дарьей Островской в главной роли
В Хабаровском крае зеленая мартышка покусала троих людей
Военный эксперт рассказал об усилиях ВСУ по сдерживанию ВС РФ в Харьковской области
Все новости