Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Шар упал со свистом

В прокат выходит «Старый Новый год» Гэрри Маршалла

В прокат выходит «Старый Новый год» — праздничная комедия про Нью-Йорк, действие которой могло бы происходить где угодно.

31 декабря, Нью-Йорк. Город готовится встречать Новый год. Некая парочка венчается в пустой церкви: из друзей у них только кузен мужа. Секретарша злого и скаредного босса, досиживающая последний рабочий день (Мишель Пфайфер), принимает мотокурьера, привезшего поздравительную посылку (Зак Эфрон). Курьеров друг (Эштон Катчер), художник-комиксист, ненавидящий Новый год и вообще весь мир, застревает лифте с певицей (Леа Мишель), опаздывающей на концерт звезды (Джон Бон Джови), у которого она работает на бэк-вокале. Бывшая любовь певца, ивент-менеджер, в муках ревности и мести готовит мероприятие с его участием. Знаменитый в прошлом фоторепортер (Де Ниро) болен раком – в свою последнюю ночь в госпитале он просит вывезти его на крышу, откуда виден Таймс-сквер. А по Таймс-сквер мечется его дочь, вице-президент компании, отвечающей за обслуживание знаменитого новогоднего шара – он в один близкий к Новому году момент откажется подниматься и погаснет. Есть и еще несколько сюжетных линий, поменьше и покороче: по количеству персонажей и пересечений между ними «Старый Новый год» не уступит большому сериалу, и понятное дело, что у всех них не все в жизни ладно Но в новогоднюю ночь многим из них предстоит пережить чудо, добиться результата, исполнить все свои желания, вернуть или обрести любовь, превратить случайную встречу в совместную жизнь, подняться на социальном лифте. Иначе зачем было бы снимать эту новогоднюю комедию?

Режиссер Гэрри Маршалл, снявший в свое время «Красотку» и «Сбежавшую невесту», делал этот фильм по образу и подобию своей же картины двухлетней давности «День Святого Валентина», в которой, точно так же населив Лос-Анджелес большим количеством персонажей, он заставлял сплетаться судьбы и осуществляться мечты. Однако если тогда источником и двигателем чудес (хотя бы на уровне заявки) было большое чувство, то в данном случае – одна только смена календарных дат, лишь некоторых персонажей заставляющая подвести итоги своей жизни в прошлые 365 дней и попробовать изменить в своей голове что-то, чтобы следующие прошли иначе. «День св. Валентина» американский журнал Rolling Stone вполне заслуженно аттестовал как «ромком, какие будут сниматься в аду».

Случай «Старого Нового года» наглядно показывает, что резкие характеристики критиков недолго остаются верными: с течением времени всегда находится произведение, еще более отвечающее оценке «хуже не бывает».

Вообще разные жанры могут давать выбравшим их режиссерам различные форы – так, в случае с романтическими комедиями принято прощать отсутствие интеллектуальной претензии, духа времени или места. Да что угодно на самом деле прощается за ощущение цельности, из-за которой краснеешь, но смотришь что-нибудь совершенно дурацкое и хлопаешь себя по коленям. Но в данном случае мы имеем дело даже не с посредственностью, а с чем-то граничащим просто с халтурой.

Ситуации словно взяты из учебника по драматургии для первых курсов – особенно это трагично в случае с Мишель Пфайфер, вынужденной отыгрывать стереотип старой кошелки, которой именно в Новый год попадает под хвост вожжа.

Герои от удивления роняют стаканы и велосипеды, автомобильные навигаторы отдают противоречивые указания, в результате чего машина едет в сугроб, а подушки безопасности бьют человека по лицу — на этом месте, забыв засмеяться, так и ждешь закадрового ржания...

Чинить шар прибывает электрик-поляк Камински – он говорит по-английски с таким крупнозернистым акцентом, какого не услышишь и в Зимбабве. Наконец, сцена с Эштоном Катчером и Леа Мишель в лифте каким-то неведомым образом почти дословно повторяет сюжет мультика про Масяню, в котором ее партнер Хрюндель, оказавшийся в сходной ситуации в самый канун Нового года, задает вопрос: «Масяня, как ты думаешь, сколько пьют в этот день всякого рода механики…»

Эпоху, кстати, пытаются обозначить два раза за фильм, один раз не к месту упомянув фейсбук, а через десять экранных минут заставив скаредного босса тайком резаться в Angry Birds на смартфоне.

Обычно невеликие фильмы в этом жанре начинаются вполне за здравие, а проседают уже потом, когда хорошую завязку не получается толком развить. Здесь же наблюдается обратный эффект – свыкнувшись со звенящим от фальши многофигурным зачином, дальше смотришь уже с примирительным вздохом. Видимо, в середине проекта в порядке скорой помощи были выписаны новые авторы диалогов, которые становятся если не смешными, то по крайней мере смешнее. Сюжет же не такая подвижная материя и неожиданными поворотами до самого конца не побалует.

При этом часть линий решили замкнуть, а другую оставили провисать до самого финала: эти родили, эти поцеловались, вы хотели хеппи-энд – пожалуйста. А теперь по домам.

Все это тем более обидно, что образчиков хорошего кино про Нью-Йорк и про рождественско-новогодние чудеса немало, в крайнем случае можно было сделать напичканное цитатами попурри — сошло бы за веселый сборник пародий и праздничный постмодерн. Но перед нами в чистом виде эксплуатация трудящихся – двум из немногих хороших артистов этого фильма приходится отрабатывать за всех: Пфайфер заставляют кричать и паясничать, Де Ниро – работать на крупных слезливых планах. Помимо звезд в фильме обязали играть и сам великий город: никаких декораций, в фильме снимались самый настоящий Radio City Music Hall и самый настоящий Таймс-сквер – его, как рассказывал режиссер, во время съемок несколько раз перекрывали, чтобы снять там самую настоящую полуторатысячную массовку. Кроме того, в роли самого себя здесь появляется сам глава Нью-Йорка Майкл Блумберг – его можно узнать по напряженному лицу и движениям, свойственным людям, далеким от шоу-бизнеса.

На этом месте вдруг осеняет, что перед тобой вольный ремейк первых бекмамбетовских «Елок», где появлялся настоящий Дмитрий Медведев. И с чувством злорадного патриотизма думаешь, что в данном случае отечественный производитель, пожалуй, выигрывает у американского.

Уже хотя бы потому, что Бекмамбетову удалось сделать историю московской, а вот после фильма «Старый Новый год» совершенно не понимаешь, зачем было снимать эту жвачку про Нью-Йорк: ведь все это могло произойти где угодно — в Амстердаме, Москве, Буэнос-Айресе… Ах, ну да, пришлось бы как-то отражать местную специфику, а космополитичный Нью-Йорк все стерпит и поверит слезам.

Ни одному новогоднему фильму последнего времени не избежать сравнения с «Реальной любовью» — рождественским фильмом, сделанным вроде бы по той же схеме, но, чудом сценарного и режиссерского труда, пришедшегося по нраву буквально всем кинозрителям во всем мире. Точно так же как и самому Маршаллу не уйти от сопоставлений с «Красоткой» и «Сбежавшей невестой» — фильмами пусть и не семи пядей во лбу, но адекватными самим себе и правилам жанра. Но ведь между ними и нынешним дуплетом из «Дня Святого Валентина» и «Старого Нового года» была, например, «Крутая Джорджия», в которой и заглавный характер прописали как надо, и американской специфики было вполне в экспортных количествах. Что же касается сравнения с другими фильмами санта-кинематографа, то нынешнее кино Маршалла показывает, что в старинное Рождество американцы еще верят: кинорежиссеры еще им вдохновляются, а зрители ждут чудес. А вот в непонятный Новый год с его шаром – уже нет.

Новости и материалы
В Белгороде прогремело множество взрывов
Венесуэла предложила создать международную зону экономической свободы
В Канаде эвакуируют жителей муниципалитета из-за пожара
Президент Турции провел экстренное заседание из-за возможной угрозы госпереворота
Самолет Трампа столкнулся с другим бортом в аэропорту во Флориде
Россияне рассказали, как борются с недосыпом
Путин высказался о перспективах экономических связей РФ и Китая
Россиянам рассказали, как поступить с растениями, которые пострадали от заморозков
Путин объяснил значимость задач из послания Федеральному собранию
Путин рассказал о культурном обмене между Россией и Китаем
Путин заявил, что страны «золотого миллиарда» не считают Землю домом всего человечества
Суд рассмотрит жалобу на приговор Стрелкову
ВСУ при отступлении обстреливают жителей Харьковской области
Движение по Крымскому мосту восстановлено
Стало известно, от укусов каких животных чаще всего страдают россияне
Путин охарактеризовал политику Запада
Путин рассказал о налаживании более тесного взаимодействия в инновациях между РФ и КНР
В Крыму силы ПВО сбили несколько ракет у аэродрома Бельбек, пожар в Полюшко потушен
Все новости