Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сто лет многолюдности

ГМИИ им. Пушкина празднует столетний юбилей

ГМИИ им. Пушкина празднует столетний юбилей двумя масштабными выставками – «Воображаемый музей» и «Пушкинскому музею – 100 лет».

Официально музей открылся для публики 31 мая 1912 года, история его коллекций восходит к временам более давним. Вскоре после основания Московского университета в 1755 году в этом учебном заведении появилось собственное собрание монет и медалей, которое впоследствии перешло в ведение музея на Волхонке. Да и многие прочие составные части здешних фондов формировались задолго до того, как Иван Владимирович Цветаев добился от властей санкции на устройство Музея изящных искусств имени императора Александра III (имя Пушкина возникло в титуле лишь в 1937 году).

Перипетии музейной биографии отражены в проекте «Пушкинскому музею – 100 лет», разместившемся сейчас в Белом зале и колоннаде. Кураторами не упущены никакие этапы и подробности: здесь рассказывается и о строительстве главного здания, и о реорганизациях раннесоветского времени, и об испытаниях в годы войны. Правда, «временем испытаний» в заголовке одного из разделов назван другой, послевоенный период: с 1949-го по 1953 годы все произведения мирового искусства ютились в запасниках, уступив место подаркам товарищу Сталину.

Ренессанс музея как художественной институции случился в 1955 году, когда на Волхонке показали хранившуюся здесь трофейную коллекцию Дрезденской галереи. С той поры история ГМИИ накрепко связана с личностью его тогдашнего и нынешнего директора Ирины Антоновой.

Впрочем, в экспозиции о вкладе других сотрудников говорится гораздо больше, чем о роли самой Ирины Александровны.

Хотя эта экспозиция документальная по смыслу, но одними лишь текстами, фотографиями и видеохрониками дело не ограничивается. В составе выставки много подлинных произведений, символизирующих тот или иной «этап большого пути». Например, начальный период жизни музея обозначен скульптурой Якопо Сансовино «Богоматерь с младенцем», которую в 1911 году пожертвовала для будущей институции Великая княгиня Елизавета Федоровна. Разумеется, не обойдена вниманием и тема выдающихся коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. Иллюстрации в виде полотен ван Гога и Пикассо прилагаются. А ближайшее будущее учреждения символизирует макет «Музейного городка», проект которого разработан в мастерской Нормана Фостера и проходит сейчас общественное обсуждение.

Этот макет представляет в своем роде «воображаемый музей», однако такое название носит совсем другой выставочный сюжет. Кульминацией юбилейных мероприятий следует считать прибытие в ГМИИ 46 шедевров из 27 музеев мира. Подобный набор вполне мог составить отдельную выставку – эффектную и весомую, но устроители выбрали другой сценарий, более изысканный.

Все привезенные шедевры внедрены в постоянную экспозицию – и в главном здании, и в соседней Галерее искусств стран Европы и Америки XIX – ХХ веков. Сделано это крайне деликатно: в большинстве случаев может возникнуть ощущение, что «так всегда и было».
<1>
От окружающих картин и изваяний новоявленные экспонаты отличаются лишь неброской маркировкой в виде цветного фона и расширенной экспликации. Тем из зрителей, кто не знаком с постоянной экспозицией ГМИИ до такой степени, чтобы ориентироваться в ней с закрытыми глазами, придется потратить некоторые усилия, чтобы отыскать фрагменты «Воображаемого музея». Но это обстоятельство только добавляет проекту интриги. Впечатления, добытые не без труда, при определенных условиях оказываются более яркими и запоминающимися.

Договариваясь с партнерами о «поставках», искусствоведы Пушкинского музея в первую очередь исходили из «белых пятен» и «черных дыр» в собственном собрании. Именно такими соображениями продиктован выбор произведений Иеронима Босха, Ханса Мемлинга, Диего Веласкеса, Рене Магритта, Джексона Поллока: эти авторы в реальной, а не «воображаемой» коллекции ГМИИ не представлены вовсе. В других случаях ставка делалась на уникальность тех или иных экспонатов.

Скажем, «Царская лира» шумерской эпохи, принадлежащая Британскому музею, – это раритет из раритетов, древность, достойная завороженного внимания.

А вот лакуны в фондах ХХ века, возникшие по понятным причинам (в советские времена минкультовские чиновники шарахались от современного западного искусства как черт от ладана, так что о закупках подобного рода и речи быть не могло), заполнены опусами скорее характерными, чем выдающимися.

К сожалению, из-за юридических трений в связи с «библиотекой Шнеерсона» культурный обмен с музеями США у нас сейчас затруднен, так что ни Метрополитен, ни Гугенхайм, ни другие американские собрания в юбилейном проекте участия не приняли.

Картина Джексона Поллока и скульптура Роя Лихтенштейна позаимствованы для выставки из коллекции Константина Григоришина.

Зато европейские музеи не поскупились. Пожалуй, единственный минус в концепции «Воображаемого музея» состоит как раз в том, что из-за размазанности по залам труднее заметить и ощутить, насколько мощной получилась иностранная интервенция. Многие из привезенных к нам экспонатов вполне достойны «выставки одной картины», будь то «Несение креста» Эль Греко из мадридского Прадо, вариант «Завтрака на траве» Эдуара Мане из лондонского Института Курто или «Адам и Ева» Густава Климта из венской галереи Бельведер. Хотя, разумеется, даже при таких «вливаниях», постоянная экспозиция ГМИИ вряд ли соответствует образу, рожденному в умозрении писателя Андре Мальро (принадлежащая ему формулировка «воображаемый музей» подразумевает вообще весь планетарный континуум художественных шедевров), все же демонстративный шаг в направлении идеала сделан.

Новости и материалы
«Работают и ночью»: жители Абатского под Тюменью помогают укреплять дамбу, чтобы избежать паводка
В Италии заявили, что страна может обойтись без российского газа
Макрон готов обсудить использование французских ядерных боеголовок для защиты ЕС
ЦАХАЛ нанес новый удар по позициям «Хезболлы»
Сергей Соседов ответил на обвинения, что морит себя голодом
«Динамо» сравнили с осетриной второй свежести
Человек в камуфляже прострелил бедро и палец прохожему в Ленобласти
В торговом центре в Турции произошел конфликт с применением оружия
Журналисты подтвердили существование Samsung Galaxy Z Fold 6 Ultra
Названа причина отмены визита Эрдогана в США
Сын Вячеслава Зайцева снова попал в больницу
Башкирский самокатчик нокаутировал мужчину, угрожавшим соседям отверткой
Замглавы миграционной службы Омской области арестовали по делу о взятке
Россиян предупредили о мошенничестве в дачный сезон
Синоптик сообщил о «дождливом максимуме» в Москве 27 апреля
Рианна вышла в свет в платье с глубоким декольте
В России вновь заработал TikTok
Американцы начали экономить на продуктах
Все новости