Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«На площади Тахрир все были равны»

Интервью с егоипетским режиссером Юсри Насралла, автором фильма «После битвы»

Египетский режиссер Юсри Насралла рассказал «Газете.Ru» о своем фильме «После битвы», представленном в конкурсе Канн-2012, — истории о любви оппозиционерки и бедняка на фоне событий на площади Тахрир.

Махмуд живет в бедном районе Назлет Эль-Самман (дословно «перепелиный склон»), находящемся рядом с пирамидами. К ним возили туристов ещё его отец и дед, но теперь все находится в запустении: между поселением и пирамидами правительство установило 16-километровую стену. Эмансипированная Рим, сотрудница рекламного агентства, живет в модно обставленной квартире, любит Дэвида Линча и верит в необходимость революции. А Махмуд и его друзья-бедуины участвовали в так называемой верблюжьей битве — въехали в митингующую мирную толпу на верблюдах и лошадях и спровоцировали кровавую драку. Теперь он стал изгоем, сына травят в школе из-за поступка отца, лошадь помирает от голода. Рим и Махмуд случайно знакомятся, между ними завязывается странная дружба.

«После битвы» снималось посреди настоящих митингов и протестов и запечатлело энергию творящейся на глазах людей истории. Среди актеров множество непрофессионалов: в частности, жителей района, в котором происходит действие, играют его реальные обитатели. Режиссёр рассказал «Газете.Ru» о том, как произошла революция, каким образом найти общий язык не понимающим друг друга людям и в чем заключается стратегия политических диктатур.

— Представляя «После битвы», вы упомянули, что источником вдохновения для вас послужили послевоенные фильмы Роберто Росселлини. Что в них для вас самое важное? Идеалистическая вера в возможности кино преобразить окружающий мир?

— Если не углубляться в теорию, то я скажу, что считаю Росселлини большим поэтом. Он снимал о тех событиях, которые происходили прямо у него на глазах, непосредственно после войны. Он представлял проигравшую сторону — народ, только что потерпевший моральное поражение (в Германии это начало происходить гораздо позже). Я недавно смотрел замечательный фильм «Крысы» Роберта Сьодмака. В то время всех режиссеров и писателей занимала эта тема – возрождения души народа, его поруганной чести. Мне кажется, кино неизбежно запечатлевает историю в настоящем времени. Когда я рассказывал о своем замысле, мне говорили и дома, и во Франции: не рановато ли? Результатов-то пока нет. Но я ждать результатов не хотел. Просто я не мог снимать фильм ни о чем другом, кроме того, что занимало мои мысли в тот момент.

— Кто, по-вашему, начал революцию в Египте?

— Злобные заговорщики! (смеется) Я не знаю.

— И все-таки: чего не хватало людям? Демократических свобод, экономической стабильности?..

— И того, и другого, и много чего еще. Чтобы понять, почему произошла революция, нужно для начала уяснить, что факторов было много. Был диктатор Мубарак и его насквозь коррумпированный режим. Бедные становились всё беднее, а богатые богатели до неприличия. Если отойти от базовых потребностей, то да — люди хотели демократии. К тому же действия полиции уже переходили все границы: она вела себя безумно жестоко.

Результаты последних парламентских выборов были чудовищно фальсифицированы: Национал-демократическая партия победила с 99,9% голосов. Настоящий Советский Союз. Всё это копилось годами: равнодушие власти, ее несостоятельность, ее жестокость, порой доходящая до откровенных провокаций. Когда оппозиция сформировала свой параллельный парламент, Мубарак сказал всего два слова: «Пускай веселятся». Ну что ж, мы и повеселились.

События на Тахрире были очень спонтанными. В первый день, 25 января, никто и подумать не мог, сколько людей вскоре придет на площадь. Все думали, что это будет рядовая демонстрация – сотня митингующих и десять тысяч полицейских. Вышло иначе. С каждым днем приходило все больше и больше людей — для всех это стало сюрпризом.

— Ключевой образ вашего фильма – возведенная властями стена, не позволяющая жителям подходить к пирамидам. Это вообще становится лейтмотивом картины: между героями существует стена, между прошлым и настоящим, между их устремлениями (один стремится к стабильности, другая – к революции). Она может быть разрушена?

— Рано или поздно стена падет. Но я не знаю, поможет ли это людям или их попросту выгонят оттуда, из-под пирамид, и построят на том месте гостиницы. Когда я начал задумываться о визуальном решении картины, то понял, что пирамиды нужно снимать только за стеной. Единственный раз, когда стены нет, ее заменяет другая стена – из света. Диктатура обычно именно этим и занята: она возводит стены между разными религиями, классами, нациями. По-моему, самым важным событием за последние годы, еще до прихода Мубарака, стало уничтожение национального египетского самосознания. Прежде всего ты должен быть арабом, мусульманином или христианином; о тебе судят по твоей классовой принадлежности, по городу, где ты родился, по твоему клану. Разделяй и властвуй. Некоторые исламисты провозглашают новый интернационализм: дескать, мусульманин из Малайзии мне должен быть ближе, чем христианин из Египта. Связь между людьми, таким образом, рвется.

— И когда это началось? Так же было не всегда?

— В XIX веке понятие «египтянин» не было пустым звуком, оно постоянно менялось и обогащалось. И так продолжалось до середины 1950-х. Я ни в коем случае не националист и не фанатик, но для меня воплощением диктатуры является именно это – идеи, идущие вразрез с ценностями местного населения и идеей демократии. Заслонять пирамиды стенами мне кажется святотатством. Ведь какой образ первым приходит на ум при слове Египет? Пирамиды.

— «После битвы» в некоторых деталях в точности совпадает с тем, что происходит в России. Например, недоверие друг к другу представителей социальных страт. Девушку Рим называют пособницей США и агентом сионистских сил; в свою очередь, её друзья не могут понять, зачем она общается с дрессировщиками скота – ведь они «дикари». В России тоже есть либеральные колумнисты, которые простых людей называют «анчоусами». Как все-таки начать диалог между разобщенными людьми?

— Чтобы дискуссия состоялась, нужно желание ее провести. Нужно начать диалог и дальше уже следить за развитием событий. Все споры в «После битвы» настоящие — они не были прописаны в сценарии. У меня часто возникало ощущение, что это не дискуссии, а просто обмен... жалобами. Ничего страшного, конечно: сначала люди жалуются, потом у них завязывается полноценная беседа.

— В Египте сохраняется серьезное расслоение. Возможно ли взаимопроникновение классов?

— А оно уже состоялось. Кто-то потом вернулся к своей прослойке, кто-то – нет, но на площади Тахрир все были равны – женщины, мужчины, с бородами и без. Там царила настоящая эйфория. Многие люди тоскуют по этому чувству близости, солидарности. Оказалось, что разобщенный народ Египта может сплотиться, что у него есть потенциал. Во время революции люди, которых раньше разделяли социальные барьеры, стали друзьями. Мою героиню Рим, увидевшую совсем не похожих на себя людей, все равно тянет к ним, тянет к наезднику Махмуду.

— Вы всегда показываете сильных женщин. В «После битвы» мужчины охотнее идут на компромиссы, не так уверены в себе.

— Но дело в том, что женщины действительно сильны, и если ты хочешь снимать кино о живых людях, а не супергероях, то должен это учитывать. Я не считаю Махмуда трусом. Его беда в том, что он живет в обществе, которое постоянно твердит ему: ты не несешь ответственности за свои поступки. А когда начинается демократическая революция, важно помнить, что ты уже не просто жертва — ты несешь ответственность. Во всех моих фильмах всегда присутствует личность, которая выносит на себе груз истории, личность, на которую давит Большое Событие. «После битвы» кажется мне очень трогательным фильмом, а Махмуд – самым интересным моим персонажем. Потому что он утратил чувство собственного достоинства, а теперь пытается заново его заполучить.

— Вы считаете, что революция кончилась?

— Помните старика на площади, который у меня в фильме встает и говорит: «Революция никогда не кончится! Даже если мы победим» (смеется). Я с ним согласен. Надеюсь, у людей всегда будут поводы для бунта. Я говорю об этом не с точки зрения идеология, а в самом простом смысле. Проблема в том, что египтяне привыкли молчать и терпеть. Теперь исламистам и армии будет очень тяжело управлять этими людьми, как раньше. Ведь они показали правительству яйца, прятать их уже нельзя.

Новости и материалы
Стало известно о пострадавших пассажирах упавшего в реку автобуса в Петербурге
Силуанов останется министром финансов РФ после смены правительства
В Госдуме призвали не аплодировать в случае утверждения Мишустина на должность премьера
Звезда «Ворониных» прокомментировала скандал с Ильюхиной
Литва хочет ввести санкции против РФ за «помехи» GPS над Балтийским морем
Власти Башкирии решили дополнительно обезопасить нефтекомплекс после атаки
Стилист Бородиной перечислил лайфхаки для колготок из капрона
Экономике Японии предрекли сокращение
Россиянку, пострадавшую от домашнего насилия, похитил из шелтера ее муж
Средства противовоздушной обороны РФ уничтожили дрон ВСУ над Белгородской областью
Бойца поп-ММА, влетевшего в Троицкий мост на Porsche, отправили в СИЗО
Железо может способствовать приступу астмы, выяснили ученые
Анастасия Костенко прервала молчание и рассказала о важном событии для семьи
Боррель подтвердил, что ряд стран ЕС намерены признать Палестину
Смородская порадовалась выходу Миранчука в финал Лиги Европы
Под Одессой ВС РФ уничтожили склад с западными ракетами
Раскрыто число украинских военных, сдавшихся в плен за неделю
Уроженка Москвы Рыбакина рассказала о снятии турнира в Риме
Все новости