Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Цирк, да и только

Выставка Сергея Браткова «Шапито Moscow» на «Красном Октябре»

На «Красном Октябре» открылась выставка фотографа Сергея Браткова «Шапито Moscow»: фотовзгляд на сегодняшнее состояние столицы будет пилотным проектом новой галереи в Шоколадном цехе бывшей кондитерской фабрики.

Мода на некоммерческие формы работы с современным искусством возникла, как известно, не от хорошей жизни. Трансформация галереи Марата Гельмана в проект «Культурный альянс» с бюджетным финансированием, уход Айдан Салаховой из арт-бизнеса в студийную сферу, смена приоритетов Елены Селиной в пользу нонпрофитных проектов – это все различные симптомы одного и того же неблагополучия на российском художественном рынке. Из галеристов-ветеранов, давно занимающихся contemporary art, разве что Владимир Овчаренко, владелец «Риджины», демонстрировал в последние месяцы полную невозмутимость – во всяком случае, не сетовал публично на катастрофическое ухудшение конъюнктуры. Но вот теперь и он выказывает недвусмысленное намерение потрудиться на некоммерческой ниве.

Правда, галерея «Риджина» с ее московским и лондонским отделениями никуда не девается — да и вообще больше похоже на то, что Овчаренко запускает новый сценарий из каких-то других, отнюдь не панических соображений.

Но факт остается фактом: с сентября в здании бывшей кондитерской фабрики официально начнет функционировать галерея под названием «Красный Октябрь». Ее соучредителями станут Овчаренко и компания «ГУТА Девелопмент», владеющая территорией, на которой располагается арт-кластер. Релиз гласит, что программа галереи «будет направлена на максимальную популяризацию современного искусства». Деятельность галереи как раз и развернется в реконструированном пространстве Шоколадного цеха. Сам Овчаренко сообщил, что как раз сейчас занимается созданием концепции нового проекта и ведет переговоры о будущих выставках. Пока что известно лишь о первой из них: в начале осени ожидается ретроспектива художника Владимира Архипова – создателя «Музея самодельной вещи» и заядлого интерпретатора «народного творчества» наших дней.

В этом контексте нынешнюю выставку Сергея Браткова следует рассматривать в качестве пилотного проекта будущей галереи.

Даже некоммерческий уклон вполне просматривается, поскольку трудно представить себе коллекционеров, толпой ринувшихся покупать опусы из свежей серии «Шапито Moscow». Не то чтобы невозможно, но трудно: огромные фотографические диптихи являются частью неоконченного цикла, поэтому элементарная собирательская осторожность должна бы удерживать от поспешных приобретений. Впрочем, Братков достаточно авторитетен и популярен, чтобы подобный довод сыграл для коллекционеров роль категорического стоп-сигнала…

Так или иначе, «Шапито Moscow» выглядит именно как ознакомительная выставка: художник представляет, публика оценивает.

Сергея Браткова традиционно оценивают по-разному. Он крайне спорный фотограф, хотя и признанный. Вроде бы темы, им затрагиваемые в прежних проектах, сами по себе очень выигрышные –

он снимал и про бомжей, и про ментов, и про футбольных болельщиков, про бывших десантников в день ВДВ, про детишек с печатью будущей порочности на лице. Но каждый раз получались не репортажи, а некие визуальные эссе по поводу коллективного бессознательного.

Браткову явно тесны рамки фотографического ремесла, его тянет на обобщения – и обобщения эти нельзя назвать стопроцентно убедительными. Всегда найдутся стилистические перехлесты и концептуальные заморочки, которые одних зрителей приводят в неописуемый восторг, а других реально бесят. В новой серии Братков верен себе в части неоднозначности сюжетов, хотя его манера претерпела заметные формальные изменения.

Нынешнюю Москву он конструирует из парных модулей, сопрягая два кадра буквально по прихоти.

Логика стыков местами очевидна – и тогда становится скучновато, порой же взаимосвязь изображений никак не прочитывается – и в этих случаях подступает раздражение. С другой стороны, понятно, что автор подобные реакции едва ли не намеренно провоцирует: ему заведомо не интересны благополучные, умиротворяющие композиции.

Москва 2010-х годов видится Браткову цирком, что следует из заглавия выставки. Но цирком не очень-то смешным и совсем не эффектным; пожалуй, правильнее даже употребить здесь слово «балаган».

Импровизированные рынки у метро, вальяжные супермаркеты, рекламные билборды, корявые граффити, гастарбайтеры и клерки, фрики и почтенные обыватели – этот повседневный сегодняшний коктейль художник не пытается разделить на фракции, а наоборот, взбивает еще сильнее.

Там, где легкий абсурд мог бы быть проанализирован, автор лишь форсирует ощущение нелепости. Сатирическая интонация отчетлива, но не вполне даже понятно, кого и за что Братков подвергает высмеиванию. Достается нам всем без разбору. Наверное, заслужили. И лучше не спрашивать автора, каким ему видится выход из этого сюрреализма. Выхода из сюрреализма не бывает, есть только вход. Добро пожаловать!

Новости и материалы
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
В Киевской области ограничат уличное освещение из-за нехватки электроэнергии
Украинцы потребовали отправить Зеленского на фронт после окончания президентского срока
В Польше задержали фигурантов дела о диверсиях и саботаже якобы по заказу России
Ловчев: немного перестал уважать Галицкого
Политолог заявил, что США не позволят МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Зеленский заявил, что Киев никогда не атаковал Россию западным оружием
Путин раскрыл объемы добычи нефти в России с начала года
Подмосковные подростки избили школьников из-за отказа играть с ними в футбол
Российский солдат спасся после ударов семи FPV-дронов ВСУ
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Названа главная сила «Эдмонтона» с Макдэвидом и Драйзайтлем
В МИД высказались насчет запрета на ядерные испытания
Washington Post раскрыл модель вертолета, на котором разбился Раиси
Все новости