Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Анализ чреват диагнозом

Открылась выставка «Неокончательный анализ» стратегического проекта биеннале молодого искусства

В Московском музее современного искусства и в ГЦСИ открылась выставка «Неокончательный анализ» — придуманный куратором Еленой Селиной двухчастный стратегический проект биеннале молодого искусства.

В отличие от основного проекта биеннале в ЦДХ, носящего название «Под солнцем из мишуры», где куратор Катрин Беккер выстраивала зрелище концептуальное и в определенной мере тематическое, реализация стратегического проекта больше походила на сортировку. Галеристка Елена Селина, недавно объявившая о нонпрофитных приоритетах своей будущей деятельности, получила хорошую возможность проявить себя именно на этом поприще. Разница в амплуа очевидна: если для галериста важны коммерческие перспективы того или иного автора, то куратору фестивальной экспозиции важнее разглядеть перспективы сугубо эстетические.

Судя по высказываниям Селиной на пресс-показе, никаких впечатляющих открытий при рассмотрении заявок она не сделала.

Молодые художники со всего света предпочитают держаться «взрослого» мейнстрима, то и дело изобретая велосипеды и ориентируясь скорее на уже раскрученные образцы, нежели на собственные установки. Тенденция объяснима: студенты и недавние выпускники творческих образовательных институций делают именно то, чему их учили. Куратору нетрудно расставить оценки «плохо», «удовлетворительно» или даже «отлично», однако в его задачу не входит педагогика. Нужно формировать проект, в котором оригинальность и самодостаточность экспонатов играли бы куда более существенную роль, чем их соответствие каким-то нормативам.

Не обнаружив в должном количестве ярких работ, Селина приняла решение заняться классификацией избранных опусов: пусть не будет общей темы, зато проявятся умонастроения молодых художников.

Произведения на обеих площадках стратегического проекта сгруппированы так, чтобы виделась их та или иная общность между собой – смысловая, жанровая, технологическая. Скажем, инсталляция азербайджанца Маммада Ильхама Рашидова из автомобильных дисков соседствует с аркой из магазинных тележек, возведенной тайваньцем Тин Тун Чаном. Неподалеку гречанка Стелла Узуниду демонстрирует свою коллекцию заполненных карт памяти, приобретенных на eBay. А видеопроекция на стене показывает процесс самопроизвольной и стремительной деструкции автомобиля вплоть до полного его растворения в лесном пейзаже (работа «Пассажир» финского художника Юкки Силокуннаса). Нетрудно догадаться, что подобная комбинация произведений отражает кризис потребительской цивилизации.

Или взять еще тему интерактивности, которая по-прежнему в ходу, но варьируется интонационно, что и зафиксировано кураторским приемом.

При входе в зал ГЦСИ установлена стеклянная дверь, которая открывается лишь в том случае, если посетитель улыбнется (инсталляция Нади Антонелло и Паоло Гецци «Осторожно, дверь»). А в непосредственной близости заложено «взрывное устройство» от московского дуэта Iron Lily: стоит зрителю подойти к объекту, похожему на все голливудские бомбы одновременно, как на таймере включается обратный отсчет, после чего происходит «взрыв».

Эмоции в двух этих случаях противоположные, а принцип единый: нельзя давать публике заскучать.

Пожалуй, кураторский анализ содержит в себе определенный критический настрой по отношению к материалу, но нельзя сказать, что проект в целом воспринимается как пародия на молодежное искусство. Здесь немало занятных работ, единственный недостаток которых состоит в следовании уже существующим трендам. И если бы речь шла об искусстве традиционном, этот минус мог бы даже обернуться плюсом: преемственность чрезвычайно важна там, где на первом месте стоит школа. А вот от молодых «актуалов» всегда ждут новизны, необычности, революционных изменений курса. Практика показывает, что такие ожидания завышены, а на некоторых этапах развития искусства даже и несбыточны.

Новости и материалы
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
В Киевской области ограничат уличное освещение из-за нехватки электроэнергии
Украинцы потребовали отправить Зеленского на фронт после окончания президентского срока
В Польше задержали фигурантов дела о диверсиях и саботаже якобы по заказу России
Ловчев: немного перестал уважать Галицкого
Политолог заявил, что США не позволят МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Зеленский заявил, что Киев никогда не атаковал Россию западным оружием
Путин раскрыл объемы добычи нефти в России с начала года
Подмосковные подростки избили школьников из-за отказа играть с ними в футбол
Российский солдат спасся после ударов семи FPV-дронов ВСУ
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Названа главная сила «Эдмонтона» с Макдэвидом и Драйзайтлем
В МИД высказались насчет запрета на ядерные испытания
Washington Post раскрыл модель вертолета, на котором разбился Раиси
Все новости