Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Красота спасет миф

Выставка «Новая мифология» Ольги Тобрелутс в Московском музее современного искусства

В Московском музее современного искусства открылась выставка «Новая мифология» петербургской художницы Ольги Тобрелутс. Автор новаторских мультимедийных работ, принесших ей известность в 90-е годы, теперь она склоняется к более традиционной живописи без свойственного ей раньше несколько нарочитого «постмодернистского» пафоса.

По причинам не до конца понятным — может, и само собой так получилось — в Москве стали часто показывать современное питерское искусство. Причем показывают его все больше в музейном формате. Например, в позапрошлом году в фонде культуры «Екатерина» проходила большая обзорная выставка, посвященная «Новой академии», а минувшей осенью ММСИ устраивал ретроспективу объединения «Новые художники», которое предшествовало неоакадемическим инициативам Тимура Новикова. Можно еще вспомнить про некрореалистов, которых представляли здесь же, в Ермолаевском переулке. Все эти сообщества в той или иной степени друг с другом когда-то пересекались — если не на идейном, то на персональном уровне. И вот теперь внимание столичной публики предлагается сфокусировать именно на отдельных персонах, сыгравших в свое время важные роли в художественной жизни города на Неве.

В этом смысле фигура Ольги Тобрелутс выглядит весьма показательной. Она начинала свою карьеру с отвязных полуабстракций, свойственных «Новым художникам», а впоследствии заняла в «Новой академии» нишу мультимедийного интерпретатора провозглашенной Тимуром Новиковым эстетики.

Фото, видео и компьютер как технологии имели принципиальное значение для людей, объявивших об отказе от «модернизма» и о возврате к «классической красоте».

Средствами одной только живописи, намеренно архаизированной и стилизованной под давние каноны, подобной цели достичь было бы затруднительно: ведь на самом-то деле никто из «новых академиков» не хотел становиться ретроградом. Так что медийные опыты Ольги Тобрелутс тогда, в середине 90-х, пришлись весьма кстати. Они недвусмысленно давали понять:

это искусство самое что ни на есть современное, даром что рядится в классическую тогу.

Своего специфического амплуа художница придерживается по сей день, хотя едва ли ее нынешние опусы имеют отношение к какой-либо коллективной стратегии. И вот что занимательно:

не отрекаясь от новых технологий, Тобрелутс все заметнее эволюционирует в сторону обыкновенной живописи на холсте.

Выглядит этот вектор вроде бы нелогично: с чего бы человеку, одним из первых в России взявшемуся за освоение и внедрение новой медийности, возвращаться назад, к «допотопным» материалам? Самому автору, конечно, лучше известны внутренние побудительные мотивы, но можно предположить, что как раз нынешнее засилье виртуальных произведений толкает его на путь демонстративной рукодельности. Если к фотоколлажам и принтам Ольги Тобрелутс нельзя было приложить настоящих академических критериев (мол, о каком «валёре» и «колоре» тут говорить, когда в ее произведениях идет борьба с постмодернизмом методами самого же постмодернизма), то многие работы последних лет буквально напрашиваются на то, чтобы к ним относились без снисхождения.

К примеру, недавнее масштабное полотно «Битва собак и обнаженных» выглядит слишком уж старательным, трудоемким и ремесленным для ироничной забавы. Тут что-то личное, глубоко прочувствованное и требующее от художника честного отбывания «профессиональной повинности» с кистью в руке. Похоже, что, периодически декларируя серьезность и искренность своей позиции,

Тобрелутс сама себя этим загипнотизировала и теперь действительно стремится к «высокому штилю».

А ведь начиналось все когда-то с показной богемности в виде ярко-синего парика, нарочито стебного видео (некоторые образцы ранних работ такого рода включены в экспозицию) и полушутливого разглагольствования о «подлинных идеалах».

Дрейф от иронии к пафосу особенно ощутим в большом мультимедийном цикле «Кесарь и Галилеянин», созданном по мотивам одноименной драмы Генрика Ибсена о временах Юлиана Отступника. Пожалуй, здесь впервые у Тобрелутс проявляется замах на фундаментальную эпичность, не снабженную тайным и хитрым подмигиванием зрителю — дескать, игра такая.

Нетрудно обнаружить, что святой Себастьян с лицом Леонардо ди Каприо или обнаженный «американский солдат в Ираке» со звездно-полосатым флагом на плече вместо академической драпировки постепенно вытесняются аллегориями куда более затейливыми и художника по-настоящему волнующими. Между тем нельзя с уверенностью утверждать, что аудитория ждет от Ольги Тобрелутс (или вообще от кого бы то ни было) именно такого эпоса и пафоса. Может выйти, что продолжение этой линии уведет в некую «зону невосприятия», труднодоступную для прежних поклонников. Но риск — часть профессии, и приятно осознавать, что некоторые художники об этом помнят.

Новости и материалы
Постпред Украины при ООН намекнул на уничтожение Крымского моста
В США заявили, что Россия может освободить существенные территории в зоне СВО
В США обвинили Россию и Китай в разрабатывании противокосмических вооружений
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
Участники митинга в центре Тбилиси порвали российский флаг
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Глава МИД Израиля назвал президента Колумбии антисемитом
Ученые раскрыли тайну происхождения полыньи размером с Чехию в Антарктиде
В МИД России назвали создание виртуального консультанта МИД Украины позором
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Все новости